Общие положения по организации работы с детьми
Руководствуясь Положением о врачебном
контроле за лицами, занимающимися физической
культурой и спортом, всех детей и обучающихся
распределяют на три медицинские группы:
основную, подготовительную и
специальную—которые в свою очередь
подразделяются на группы «А» и «Б».
К специальной медицинской группе «А» относят:
детей и обучающихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья постоянного или временного
характера, требующие ограничения физических
нагрузок, допущенных к выполнению учебной и
воспитательной работы. Занятия по физической
культуре с ними проводят в учреждениях
образования по специальным учебным программам,
утвержденным директором учебного учреждения и
согласованным с органом здравоохранения (
кабинетом лечебной физкультуры—ЛФК,
врачебно-физкультурным диспансером и др.)
В специальную медицинскую группу «Б» зачисляют
детей и обучающихся, имеющих значительные
отклонения в состоянии здоровья постоянного или
временного характера, серьезные хронические
заболевания, требующие существенного
ограничения физических нагрузок, допущенных к
теоретическим учебным занятиям.
Занимаются они в кабинете ЛФК местной
поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере,
а также индивидуально по согласованию с лечащим
врачом.
Комплектование СМГ проводится врачом при
обязательном участии ЗДВР по
учебно-воспитательной работе и учителя
(преподавателя) физической культуры. Списки
учащихся утверждаются директором школы.
Учебные занятия с учащимися, отнесенными к этой
группе, планируется на уроках физической
культуры со всей группой «А» или отдельно («А» и
«Б») от основного учебного расписания и являются
обязательными. Ответственность за посещаемость
занятий несет классный руководитель. Учебные
занятия преимущественно проводятся на свежем
воздухе из расчета 2-3 занятия в неделю по 40-45 мин.
Наполняемость групп 10-15 человек.
В зависимости от характера заболеваний учащихся,
отнесенных к СМГ, рекомендуется разделять на
подгруппы: с болезнями сердца; верхних
дыхательных путей и легких; с аномалиями
рефракции глаз, с ожирением; с заболеваниями
желудочно-кишечного тракта; плоскостопием,
нарушением осанки и др.
Практические занятия с учащимися, отнесенными к
СМГ, нельзя сводить к лечебной физкультуре: они
должны носить преимущественно комплексный
характер. При подборе средств и методов
необходимо неукоснительно соблюдать основные
принципы физического воспитания: постепенность,
систематичность, доступность, разносторонность.
Следует всемерно использовать общеразвивающие и
специальные упражнения, не требующие чрезмерных
напряжений.
Место и оборудование занятий
Для работы по ЛФК создается кабинет лечебной физкультуры, площадки, отвечающие всем требованиям гигиены и технике безопасности 9 соответствующая вентиляция, достаточная освещенность, чистое, защищенное от пыли оборудование).
Успешность профилактической работы в школе обеспечивается соблюдением принципов, к которым относятся:
- Отлаженная система взаимодействия школьных медработников с психологами, педагогами, родителями.
- Учет критических периодов развития и этапов социализации ребенка.
- Тесное взаимодействие с лечебно-профилактическими, диагностическими учреждениями, психолого-педагогическими коррекционными центрами.
- Использование на базе школы преимущественно немедикаментных средств, направленных на снижение эмоционального напряжения, повышение защитных сил организма (витаминотерапия, фитотерапия, адаптогены, биологически активные добавки, аминокислоты, ингаляции, лечебно-физкультурные комплексы, массаж, физиотерапия).
Координация деятельности школьного врача, психолога, педагогов, возможна в рамках школьных медико-психолого-педагогических консилиумов. Каждый специалист выносит на обсуждение собственное видение состояния и развития ребенка, а также прогноз его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения. Совместное обсуждение позволяет своевременно выявлять отклонения в нервно-психическом и физическом здоровье детей, а также определять необходимые коррекционные мероприятия.
На протяжении школьного обучения можно выделить три «критических периода», связанных с особым риском нарушения здоровья в силу как биологических, так и социальных причин:
- начало обучения в школе, связанное с существенным изменением социальных условий жизни ребенка;
- переход к предметному обучению, предполагающий не только увеличение учебных нагрузок, но и определенную социально-психологическую переадаптацию, обусловленную появлением новых, разных преподавателей и повышением дисциплинарных требований;
- подростковый возраст (12-15 лет), характеризующийся изменением относительного физиологического и психологического равновесия, гормональными перестройками, ростом социальных требований к подросткам и т.д.
Кабинет ЛФК размером не менее 5 * 6 = 30 кв. м.,
мягкое покрытия пола (палас), зеркальная стенка
(по росту учащихся), оборудование: гимнастические
стенки, скамейки, палки, обручи, мячи, мешочки с
песком, маты, моющиеся индивидуальные коврики,
ковер для проведения упражнений лежа на полу,
тренажоры, магнитофон, аудиозаписи, динамометр
ручной, секундомер.
Фотодизайн: правильно подобранные комнатные
цветы (лимонник, плющ, розмарин, фиалка,
хлорофитум и др.)
Эфирное масло пеларгонии освежает воздух,
очищает его от вредных примесей. Больные,
вдыхающие запах герани, успокаиваются, у них
проходит бессонница, а также помогает при
гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваниях,
кишечно-желудочный тракт. Два раза в неделю
растения уголка поливаются биостимуляторами, а
два раза в месяц добавляют аспирин – 50 гр. На
ведро воды, шесть раз в месяц – раствор
микроэлементов. Перед сеансом опрыскивают цветы
дегазированной водой комнатной температуры
(воду вскипятить и быстро охладить).
Полезно на занятиях ЛФК использовать музыку,
которая положительно влияет на интеллектуальное
развитие, ускоряет рост клеток, повышает
работоспособность и умственную активность
мозга, улучшает эмоциональное самочувствие
человека.
Мир музыкальных звуков безграничен и таит в себе
несметные богатства.
Музыкальные движения, разного характера танцы,
музыкальные игры, помогают ребенку понять и
освоить движения.
К профилактическим мерам заболеваний детей
можно отнести:
- оценка состояния здоровья учащихся и его адаптационные возможности;
- отлаженная система взаимодействия школьных медработников, психологов, педагогов и родителей;
- раннее выявление отклонения в состоянии здоровья , своевременной и целенаправленной медицинской помощи, регулярные занятия в СМГ.
- учет критических периодов развития и этапов социализации ребенка.
Учет работы и отчетность
Комплектование групп СМГ и ЛФК к предстоящему
году производится на основе учета состояния
здоровья, показателей физической
подготовленности и функционального
исследования (ежегодные медосмотры) и
завершается в сентябре-октябре месяце
оформлением приказа по школе. Наполняемость
группы не менее 10 человек.
Далее совместно разрабатывается план и тактика
физкультурно-оздоровительных мероприятий на
четверть и год.
Основными документами являются: тематические
планы для каждой группы; планы-конспекты уроков,
планы уроков, журнал учета занятий
(Ф.И.О., год рождения, класс, диагноз заболевания).
Не мало важное значение играет работа с
родителями, заинтересованными в активизации
занятий их детей.
Текущая оценка успеваемости учащихся СМГ
основывается на достигаемых ими положительных
изменениях по наблюдению учителя и выставляется
по пятибалльной системе с учетом теоретических и
практических знаний.
а) основной акцент должен быть на стойкой
мотивации учащихся к занятиям и динамике их
физических возможностей;
б) положительная оценка выставляется при
регулярном посещении занятий учащимся и
старательно выполняющими задания учителя;
в) В аттестаты об основном общем образовании
обязательно выставляется оценка по физической
культуре.
Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков (по В.И.Дубровскому).
Заболевание, его форма и стадия | Медицинская группа |
Занятия ЛФК |
||
Основная | Подготовительная | Специальная | ||
Поражение миокарда а) выздоравливающие после перенесенного ревматического миокарда б) миокардиодистрофия |
При хорошем состоянии здоровья дают
через 2 года после приступа При хорошем состоянии через год после болезни |
Не ранее чем через год при отсутствии
клинических признаков болезни Не ранее чем через 6 мес., при отсутствии клинических признаков болезни |
Не ранее чем через 8-10 месяцев по
окончании приступа С начала посещения школы |
Назначаются в остром периоде и в первые
месяцы после окончания острого приступа. В больнице и в домашних условиях |
Врожденные пороки сердца без цианоза | __ |
__ |
При отсутствии динамих расстройств | В ранние сроки |
Послеоперационный период | __ |
__ |
При успешных занятиях ЛФК в течение года | До и после операции |
Хроническая пневмония | При ремиссии более 1года | Через 1-2 месяца после лечения | Через 1-2 месяца после обострения | В течение 1-2 месяцев после заболеван. |
Бронхиальная астма | Через 2 года после послед-него приступа | Не ранее чем через 1 год после приступа после приступа | Если приступы не чаще 1-2 раз в год | При частых приступах |
Операции на легких | __ |
Через 1 год после операции при нормальном течении послеоперационного периода | Через 4-6 месяцев после операции при нормальном течении послеоперацион. пер. | В раннем послеоперационном периоде |
Туберкулез легких | При отсутствии дыхательной недостаточности, инток-икации | При благоприятном течении заболевания | При благоприятном течении, при дыхательной недостаточности 1 степени | Решается индивиду- ально |
Хронический гастрит, колит | __ |
При общем хорошем состоянии | При отсутствии обострений в течение 6 месяцев | При Нерезко выраженной интоксикации признаках истощен. |
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | __ |
__ |
Не ранее чем через 1 год после окончания лечения | Вне обострения, при отсутствии кровотечения, болей |
Гемофилия, болезнь Вельгофа | __ |
__ |
__ |
Может быть назначена при очень легкой форме |
Хронический пиелонефрит | __ |
__ |
Вне периода обострения и при отсутствии изменений в сердце | При резких нарушениях с первых дней |
Эндокренные заболевания (диабет, ожирение) | __ |
Назначается при легких и незначительных нарушениях | При умеренно выраженных нарушениях, недостаточной массе тела | При резких нарушениях с первых дней |
Отставание в развитии | __ |
Когда показатели роста и массы тела ниже возрастных стандартов | При показателях роста и массы тела ниже возрастных стандартов | В ранние сроки |
Грыжа паховая, бедренная, аппендицит | Не ранее чем через полгода после лечения | В течение полгода после возобнавления занятий | В течение полугода после операции | В раннем послеоперац. периоде |
Переломы костей | Не ранее чем через полгода | Через полгода после операции | В течение полу года после операции | С первых дней после операции |
Сколиозы и нарушения осанки | При нарушениях осанки | __ |
__ |
При сколиозе |
Врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата | При отсутствии нарушения двигательных функций | При нерезко выраженных нарушениях двигательной функции, не ранее чем через 1 год занятий в спецгруппе | Решается индивидуально | При существенных нарушениях двигательных функций |
Параличи, парезы, ДЦП, полимиелит | __ |
__ |
Решается индивидуально в связи с клиникой и характером изменений мышечной системы | Рекомендуется с первых дней |
Хронические болезни органов дыхания | При отсутствии существенных нарушений носового дыхания | При умеренном нарушении носового дыхания | При частых обострениях хронических заболеваний органов дыхания | В стационаре |
Хронический отит с перфорацией барабанной перепонки | Противопоказано плавание, прыжки в воду |
При отсутствии нарушений функции слуха | При гнойных процессах | После операции |
Близорукость | Менее + 3 или - 3 без коррекции зрения | Мене + 3 или - 3 с коррекцией зрения | + 7 и более | __ |
Памятка педагогу
Педагогу следует направлять ребенка к медработнику при:
- появлении признаков нарушений со стороны нервно-психической сферы, желудочно-кишечного тракта;
- симптомах острых инфекционных заболеваний;
- появлении признаков утомления или снижения остроты зрения;
- при недоедании ребенка вследствие плохих социально-бытовых условий семьи;
- при наличии признаков физического насилия (кровоподтеки, ссадины);
- в случаях алкогольного и/или наркотического опьянения.
Признаки нарушений со стороны нервно-психической сферы:
- частые жалобы ребенка на головные боли;
- появление частых колебаний настроения, сниженного настроения, повышенной плаксивости, обидчивости;
- раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;
- появление навязчивых движений (ребенок теребит одежду, волосы, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, часто мигает);
- сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная отвлекаемость, рассеянность внимания.
Внешние признаки утомления при умственном труде
Объекты наблюдения |
Незначительное утомление |
Значительное утомление |
Резкое утомление |
Внимание |
Редкие отвлечения |
Рассеянное, частые отвлечения |
Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют |
Поза |
Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища |
Частая смена поворота головы в разные стороны облокачивание, поддерживание головы руками |
Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула |
Движение |
Точные |
Неуверенные, замедленные |
Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) |
Интерес |
Живой интерес, задавание вопросов |
Слабый интерес, отсутствие вопросов |
Полное отсутствие интереса, апатия |
Признаки нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта:
- жалобы на боли в животе;
- снижение аппетита;
- частые отпрашивания ребенка в туалет.
Признаки утомления или снижения остроты зрения:
- жалобы на усталость и резь в глазах, двоение в глазах, отсутствие резкости зрения;
- покраснение склер, конъюнктивы век;
- слезотечение;
- ребенок щурит глаза, близко держит книгу, низко наклоняется при письме.
Отдельные признаки и симптомы употребления наркотиков
Внешние признаки | Очевидные признаки | Изменения в поведении |
Бледность или покраснение кожи | Следы от уколов, порезы, синяки | Беспричинное возбуждение, вялость |
Расширенные или суженные зрачки | Свернутые в трубочку бумажки | Нарастающее безразличие ко всему |
Покрасневшие или мутные глаза | Закопченные ложечки | Ухудшение памяти и внимания |
Несвязная, замедленная или ускоренная речь | Ампулы, капсулы, пузырьки, жестяные банки | Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном |
Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание) | Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия | Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения |
Неопрятность внешнего вида | Папиросы и пачки из-под сигарет | Прогулы в школе по непонятным причинам |