Изучаемая тема: «Куклы в народной традиции».
Тема занятия: «Изготовление куклы-ангела».
Цель занятия: формирование основ эстетической культуры через развитие исторической памяти; развитие творческих способностей и задатков учащихся.
Задачи:
- Обучающие: научить основным технологическим приёмам изготовления куклы ангела, закрепить полученные знания и умения на практике.
- Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, в частности к изготовлению кукол из ткани.
Тип занятия: изучение нового материала.
Продолжительность: 1 ч. – 45 мин.
Оборудование:
- ТСО – ноутбук, экран
- Дидактический материал:
- схемы (слайды) последовательности изготовления куклы ангела
- иллюстрации (слайды) разновидностей ангелов
- Раздаточный материал
- белая х/б ткань размером 15/15 см;
- ножницы;
- клей карандаш;
- кусок ваты для головы;
- полоски картона блестящего цвета
- пряжа.
- Литературный ряд:
- отрывок из книги «Троицкие цветки с луга », М.; 1999,с.55.
- словарная работа – ангел, нимб
Структура занятия:
I. Организационный момент – 1 мин.
II. Эмоциональный настрой – 4 мин.
III. Изучение нового материала – 35 мин.
3.1.Сообщение темы занятия.
3.2. Традиция изготовления ангелов
3.3. Предупреждения о возможных затруднениях при
выполнении работы
3.4. Инструктаж по технике безопасности и культуре
труда
3.5. Разъяснение задач практической работы по
слайдам и её выполнение
IV. Анализ работ – 4 мин.
V. Итог занятия – 1 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент – приветствие гостей, рассаживание на свои места.
II. Эмоциональный настрой
– Послушайте, пожалуйста, отрывок из книги «Троицкие цветки с луга».
Довольно давно с одним мальчиком произошла
удивительная история. Его отец был
железнодорожным стрелочником. Работа, кажется,
простая! Знай себе, переводи стрелки. Но это, лишь,
кажется просто – чуть не доглядишь, упустишь
мгновение, и могут погибнуть десятки, сотни
людей. Так однажды, услышав гудки стремительно
приближающегося состава, стрелочник уже
потянулся рукой к рычагу, чтобы перевести поезд
на свободный путь, да почему-то оглянулся.
Оглянулся и замер: по рельсам навстречу
мчащемуся поезду бежал его трёхлетний сынок. Не
было секунды, чтобы крикнуть ему. Был лишь миг,
чтобы решить: повернуть рычаг и спасти от гибели
поезд с людьми, или…Стрелочник повернул рычаг.
Громыхая, сотрясая землю, вагон за вагоном
проносился мимо. Когда проехал последний вагон,
отец бросился к месту, где видел своего сына.
«Что с ним? – с ужасом думал он. И что же? Мальчик,
сложив руки, лежал на земле.
– Сынок, ты жив?!
– Жив. Жив! – весело ответил мальчик и вскочил на
ноги.
– Как же ты догадался лечь на землю? – спросил
отец.
Мальчуган с улыбкой ответил:
– Какой-то дядя наклонил меня.
– Какой дядя?!
– Такой красивый, светлый... с крыльями…
– Как вы думаете, кто спас мальчика от гибели? (Ответы)
III. Изучение нового материала
Тема нашего занятия «Изготовление куклы
ангела» (Приложение 1,
слайд 1). Скажите, кто такой ангел? (Ответы). Ангел
– это посланец к людям, тот, кто защищает,
оберегает кого-то или это святой, имя которого
человек носит. Скажите, пожалуйста, что это у
ангела над головой жёлтого или золотого цвета?
(Ответы) Сияние в виде светлого кружка
вокруг головы символ святости называют – нимбом.
Как вы себе представляете ангела? Как он
может выглядеть в вашем представлении? (Ответы)
Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому
в представлении людей они выглядят по разному:
одни представляют себе ангелов в виде
розовощёких малышей (Приложение
1, слайды 2, 3, 4), другие представляют в
виде женщины в белом одеянии, (Приложение
1, слайды 4, 5, 6) многие представляют
ангелов в виде девочки или девушки. (Приложение
1, слайды 7, 8, 9) В литературе встречаются
сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без
них. Могут принимать облик, похожий на человека.
Ангелы в представлении людей – это что-то
хорошее и светлое, люди также считают, что у
каждого человека есть свой ангел-хранитель.
Чтобы это чистое, светлое и хорошее было всегда
рядом люди, используя своё воображение, пытаются
сделать ангелов в виде игрушек, кукол. (Приложение
1, слайды 10, 11) вырезают фигурки ангелов
из дерева (Приложение 1,
слайд 12), из мрамора с золотым напылением
изготавливают ангелов в виде юноши или амура (Приложение 1, слайды 13,
14), изображают их в иконописи (Приложение
1, слайд 15)
Используют и более простые материалы для
изготовления ангелов. Из такой ткани, как органза
ангелы получаются лёгкие и воздушные (Приложение
1, слайд 16) и cказочные получаются ангелы
из синтепона (Приложение 1,
слайд 17), необычные из макарон (Приложение
1, слайд 18). Бумага тоже позволяет
развить фантазию (Приложение 1,
слайд 19) Делают ангелов и из ткани, причём
используют не только ткань светлых тонов, но
цветные ткани (Приложение 1,
слайды 20, 21)
Со старых времён на Руси было принято бережно
относиться к каждому лоскутку ткани. Их бережно
хранили и часто «вертели» из них кукол. В русской
деревне самодельная тряпичная кукла была
наиболее распространённой игрушкой. В некоторых
крестьянских семьях насчитывалось до сотни
таких кукол. Маленьким детям их делали старшие.
Лет с 5-6-и дети сами начинали «вертеть»
простейших кукол для себя. На Рождество и день
Ангела было принято дарить кукол – ангелов. Их
развешивали в избе, на Рождество вешали в
качестве игрушки на ёлку (Приложение
1, слайд 22), вешали над кроватью детей.
Как вы думаете почему? (Ответы)
Вы хотите научиться делать куклу ангела? Сегодня
мы познакомимся со старинной технологией
изготовления куклы – ангела. Для того, чтобы
сделать куклу, нам необходимы материалы и
инструмент (Приложение 1,
слайд 23)
Посмотрите на экран и назовите, какие материалы и
инструменты нам нужны? (Ответы). Среди
инструментов и материалов есть такой, которым
нужно пользоваться осторожно, о каком
инструменте идёт речь? (Ножницы) Какие
правила техники безопасности работы с ножницами
вы знаете?
- ножницы передавать кольцами вперёд;
- на столе должны лежать с правой стороны;
- после работы закрыть ножницы
- резать ножницами на некотором расстоянии от глаз
Возьмите все необходимые материалы и
инструменты со стола и разложите их так, как
показано на экране (Приложение 1,
слайд 24). У вас во время работы могут возникнуть
трудности в завязывании узлов. Для этого можно
попросить соседа подержать куклу, а вы в это
время завяжете узлы, то есть вы должны помогать
друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь
поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы
готовы к работе, приступаем. Сейчас я буду
рассказывать, последовательность изготовления
куклы- ангела, вы будете внимательно слушать,
смотреть на экран и одновременно выполнять по
слайдам.
(Изготовление кукол с использованием слайдов)
Кусочек ваты положите на середину ткани.
Приложение 1, слайд 25
Закройте кусок ваты второй половинкой ткани.
Формирование головы ангела.
Приложение 1, слайд 26
Формирование головы ангела.
Приложение 1, слайд 27
Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец
обмотайте два раза вокруг головы
Приложение 1, слайд 28
Завяжите три узла
Приложение 1, слайд 29
Отрежьте концы ниток. Расправьте крылья и платье
ангела
Приложение 1, слайд 30
Формирование линии талии. Положите ангела лицом
к нитке
Приложение 1, слайд 31
Завяжите на линии талии три узла
Приложение 1, слайд 32
Отрежьте лишние нитки, сформируйте пояс.
Приложение 1, слайд 33
Измерьте желтой полоской бумаги окружность
головы.
Приложение 1, слайд 34
Лишнюю бумагу отрежьте, жёлтую полоску бумаги
намажьте клеем
Приложение 1, слайд 35
Приклейте полоску на лоб, затем вокруг головы
Приложение 1, cлайд 36
Готовая кукла Ангел
Приложение 1, cлайд 37
Рис. 1
Рис. 2
IV. Анализ детских работ
– Скоро Новый год и Рождество, давайте и мы нашу ёлочку украсим ангелами.
Учащиеся с педагогом вывешивают свои работы, рассматривают свои работы, оценивают их, находят ошибки. При этом отмечается:
- аккуратность работы;
- правильность выполнения куклы;
- выбор самого смешного ангела;
- выбор весёлого ангела;
- выбор самого красивого ангела
V. Итог занятия
– Что мы с вами делали на занятии?
– Какие задания были самыми интересными?
– Какие задания вызвали затруднения?
– Как можно использовать куклу-ангела? Куда
применить?
Мы с вами научились делать куклу-ангела.
Полученные знания вам пригодятся: вы можете
научить делать ангелов своих родных, сестрёнку,
братика, маму с папой, бабушку с дедушкой или
своих друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы
хорошо трудились и увидели результаты своего
труда.Желаю вам, чтобы сделанные вами ангелы вас
всегда охраняли, защищали, давали советы. На этом
наше занятие закончено, возьмите своих ангелов.
Рис. 3
Список литературы:
1. «Уроки труда» Ю.В.Межуева, 2007.
2. «Большая энциклопедия поделок» А.М.Ефремова,
2002.
3. www.kukla.ru