Анализ материала по экспресс-диагностике готовности к школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель методики: определить готовность детей к школе.

Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.

Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:

  • Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
  • 11 тестов для тестирования детей.

Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.

В 2009 году было протестировано по данной методике 11 дошкольников. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Результаты диагностики оценивались следующим образом:

  • ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов;
  • ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе "готов условно", в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
  • ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.

Таблица 1.

Результаты диагностики дошкольников по методике

"Экспресс-диагностика готовности к школе"

Ф.И. ребенка Итоговое кол-во баллов Готовность к школе
Антонов Никита 17 Готов "условно"
Датская Эльмира 6 Не готова
Жилина Таня 13 Не готова
Корунова Маша 16 Готова "условно"
Ларионов Саша 9 Не готов
Малькова Даша 13 Не готова
Мальков Данил 10 Не готов
Мишустин Паша 7 Не готов
Сабельников Андрей 7 Не готов
Салтымуратов Вадим 9 Не готов
Щербина Илья 11 Не готов

Данная методика не только дает представление готов или не готов ребенок к обучению в школе, а прежде всего представление информации о психологических особенностях ребенка. Такого рода информация полезна не только психологу, но и воспитателю, и учителю, так как позволяет знать сильные стороны детей и понимать природу их проблем.

Таблица 2.

Оценка результативности детей по каждому тесту.

Название теста Оценка результативности детей
2 балла 1 балл 0 баллов
Нелепицы 8 3 -
Пространственно-арифметический диктант 4 5 2
Последовательные картинки 2 6 3
Геометрические фигуры 9 2 -
Аналогии 6 3 2
Логопедический тест 1 9 1
Запрещенные слова 3 3 5
Ключи 2 - 9
Чтение - 5 6
Рисунок человека 1 10 -
Составление слов - - 11

Анализируя результаты тестирования, видим, что из 11 человек (100%) только 2 (18%) "готовы условно". Дети легко справились с тестами: Нелепицы, Геометрические фигуры, Рисунок человека. Сложнее было выполнить Аналогии, Пространственно-геометрический диктант, Последовательные картинки, Логопедический тест, Запрещенные слова. Трудно было выполнить тест Ключи, не справились с Чтением и совсем не выполнили тест Составление слов.

Изначально тест № 8 "Ключи" сложен и дает возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Он направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. Только двое детей справились с заданием и получили максимальный балл, а остальные не обозначили правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков.

Тест № 9 "Чтение" представлен в двух видах: в виде текстов для детей, умеющих читать и в идее букв для детей, не умеющих читать. По результатам теста: дети не умеют читать слогами. Пять человек знают 10 букв из показанных, шесть дошкольников совсем буквы не знают и, следовательно, с заданием не справились.

Тест № 11 "Составление слов" предполагает, что ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. По результатам теста № 9 видим, почему дети не справились с тестом № 11.

Продолжая анализировать результаты в таблице №2, выделяю, что 18% дошкольников не владеют навыками счета, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают устную инструкцию, не умеют действовать по правилам. У 27% низкий уровень сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение строить связный последовательный рассказ). У 18% детей не сформирована способность делать умозаключения по аналогии. У 9% дошкольников трудности со звукопроизношением и фонематическим слухом. 45% требуется коррекция произвольности, развития речи и общей осведомленности. 81% не умеют выявлять закономерности и использовать их. 54 % детей не владеют основами грамоты. И у всех дошкольников (100%) по данной методике не сформированы навыки чтения.

Можно выделить несколько групп тестов:

Тесты №1,3,6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;

Тесты № 2,4 и 8 - о развитии его пространственных представлений;

Тесты № 5,8 и 11 - о развитии логического мышления.

Полученные результаты в 1 и 2 группах средние, а вот в 3 группе низкие, следовательно, существует необходимость развития логического мышления.

Качественный анализ анкет детей тоже дает очень много информации. Так, например, мы обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов своей семьи. Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его психологом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.

Вывод:

  1. Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
  2. По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
  3. Позволила выявить необходимость коррекционного обучения 9 детей из 11.
  4. Необходимо провести с дошкольниками цикл развивающих занятий по развитию логического мышления.
  5. Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий, направленных на развитие речи, общей осведомленности.
  6. По данным тестирования определить индивидуальную коррекционную программу по каждому ребенку и проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.