Цель методики: определить готовность детей к школе.
Диагностический набор включает в себя тесты, давно применяемые в психологической практике, а также задания, которые традиционно используются педагогами при записи в школу и выявляют уровень готовности ребенка к школе.
Методика готовности к школе представляет собой комплекс, состоящий из:
- Анкеты ребенка (заполняется психологом в процессе беседы с ребенком).
- 11 тестов для тестирования детей.
Для проведения тестирования необходимы стимульный материал и протокол тестирования. Заполняя протокол, оцениваю выполнение каждого задания по трехбалльной шкале и по сумме полученных за все 11 заданий баллов оцениваю общий уровень готовности ребенка.
В 2009 году было протестировано по данной методике 11 дошкольников. Результаты тестирования представлены в таблице 1.
Результаты диагностики оценивались следующим образом:
- ребенок, набравший 18 баллов и больше, к обучению школе готов;
- ребенок, набравший 16 или 17 баллов, к школе "готов условно", в этом случае требуются дополнительные занятия с психологом;
- ребенок, набравший 15 баллов и менее, к школе не готов.
Таблица 1.
Результаты диагностики дошкольников по методике
"Экспресс-диагностика готовности к школе"
Ф.И. ребенка | Итоговое кол-во баллов | Готовность к школе |
Антонов Никита | 17 | Готов "условно" |
Датская Эльмира | 6 | Не готова |
Жилина Таня | 13 | Не готова |
Корунова Маша | 16 | Готова "условно" |
Ларионов Саша | 9 | Не готов |
Малькова Даша | 13 | Не готова |
Мальков Данил | 10 | Не готов |
Мишустин Паша | 7 | Не готов |
Сабельников Андрей | 7 | Не готов |
Салтымуратов Вадим | 9 | Не готов |
Щербина Илья | 11 | Не готов |
Данная методика не только дает представление готов или не готов ребенок к обучению в школе, а прежде всего представление информации о психологических особенностях ребенка. Такого рода информация полезна не только психологу, но и воспитателю, и учителю, так как позволяет знать сильные стороны детей и понимать природу их проблем.
Таблица 2.
Оценка результативности детей по каждому тесту.
Название теста | Оценка результативности детей | ||
2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
Нелепицы | 8 | 3 | - |
Пространственно-арифметический диктант | 4 | 5 | 2 |
Последовательные картинки | 2 | 6 | 3 |
Геометрические фигуры | 9 | 2 | - |
Аналогии | 6 | 3 | 2 |
Логопедический тест | 1 | 9 | 1 |
Запрещенные слова | 3 | 3 | 5 |
Ключи | 2 | - | 9 |
Чтение | - | 5 | 6 |
Рисунок человека | 1 | 10 | - |
Составление слов | - | - | 11 |
Анализируя результаты тестирования, видим, что из 11 человек (100%) только 2 (18%) "готовы условно". Дети легко справились с тестами: Нелепицы, Геометрические фигуры, Рисунок человека. Сложнее было выполнить Аналогии, Пространственно-геометрический диктант, Последовательные картинки, Логопедический тест, Запрещенные слова. Трудно было выполнить тест Ключи, не справились с Чтением и совсем не выполнили тест Составление слов.
Изначально тест № 8 "Ключи" сложен и дает возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Он направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. Только двое детей справились с заданием и получили максимальный балл, а остальные не обозначили правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков.
Тест № 9 "Чтение" представлен в двух видах: в виде текстов для детей, умеющих читать и в идее букв для детей, не умеющих читать. По результатам теста: дети не умеют читать слогами. Пять человек знают 10 букв из показанных, шесть дошкольников совсем буквы не знают и, следовательно, с заданием не справились.
Тест № 11 "Составление слов" предполагает, что ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. По результатам теста № 9 видим, почему дети не справились с тестом № 11.
Продолжая анализировать результаты в таблице №2, выделяю, что 18% дошкольников не владеют навыками счета, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают устную инструкцию, не умеют действовать по правилам. У 27% низкий уровень сформированности причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение строить связный последовательный рассказ). У 18% детей не сформирована способность делать умозаключения по аналогии. У 9% дошкольников трудности со звукопроизношением и фонематическим слухом. 45% требуется коррекция произвольности, развития речи и общей осведомленности. 81% не умеют выявлять закономерности и использовать их. 54 % детей не владеют основами грамоты. И у всех дошкольников (100%) по данной методике не сформированы навыки чтения.
Можно выделить несколько групп тестов:
Тесты №1,3,6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка;
Тесты № 2,4 и 8 - о развитии его пространственных представлений;
Тесты № 5,8 и 11 - о развитии логического мышления.
Полученные результаты в 1 и 2 группах средние, а вот в 3 группе низкие, следовательно, существует необходимость развития логического мышления.
Качественный анализ анкет детей тоже дает очень много информации. Так, например, мы обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов своей семьи. Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его психологом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.
Вывод:
- Данная методика достаточно объективно оценивает уровень подготовленности детей к школе;
- По результатам тестов можно составить прогноз возможных трудностей в обучении и адаптации к школе по каждому ребенку;
- Позволила выявить необходимость коррекционного обучения 9 детей из 11.
- Необходимо провести с дошкольниками цикл развивающих занятий по развитию логического мышления.
- Обратить внимание воспитателей, работающих с дошкольниками, о необходимости развивающих занятий, направленных на развитие речи, общей осведомленности.
- По данным тестирования определить индивидуальную коррекционную программу по каждому ребенку и проконсультировать как воспитателей на группах, так и родителей.