Актуальность темы.
Любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересованно в том, что бы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
С первого класса ребенок начинает формироваться как личность, в это время происходят бурные физиологические и психологические изменения. Смена или расширение социальных требований к подрастающей личности часто провоцирует различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. В этот период особенно важно оказать необходимую помощь детям.
Социально-педагогическая деятельность является важнейшим шагом в приближении к ребенку, изучении его непосредственных нужд и проблем. Все выше сказанное подчеркивает актуальность развития социально-педагогической деятельности в школе для реализации необходимой помощи детям и подросткам.
Нормативно-правовая база:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ "Об образовании";
- Устав школы;
- Должностная инструкция социального педагога.
Цель программы.
Содействие по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в школе, семье, в окружающей социальной среде, посредством оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки.
Основные задачи:
- выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
- своевременное оказание адресной социально-педагогической помощи учащимся;
- принятие мер по социальной защите, содействие реализации прав и свобод личности;
- содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащихся в школе, семье, в окружающей социальной среде;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
- координация взаимодействий учителей, родителей (опекунов, попечителей), специалистов социально-психологических служб, представителей административных органов для оказания социально-педагогической помощи учащимся;
- поиск новых форм и методов работы, изучение литературы.
Принципы социально-педагогической деятельности:
- принцип личностно-ориентированного подхода;
- создание атмосферы доверительности в отношениях с учащимися;
- координация и взаимодействие всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
- тесный контакт с семьей ребенка;
- принцип гибкости;
- принцип верификации социальной информации (установление ее достоверности, возможности проверки);
- принцип разумного доверия и контроля;
- принцип оптимизма и веры в возможности и способности личности.
Методы социально-педагогической деятельности:
- всесторонний сбор полной информации о данном ребенке и его семье (ее окружении, выявления причин неблагополучия, оценка развития данной ситуации, а также определенная характеристика и объема необходимой помощи);
- методы социальной диагностики;
- выявления неблагополучия семьи и ребенка на ранних этапах его возникновения и организация комплексной социально-педагогической деятельности;
- методы профилактических действий для дезадаптированных учащихся в виде тренингов, дискуссионных классных часов, профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения школьника, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни; приобщение к общественной жизни класса и школы);
- просветительские беседы с родителями и детьми с привлечением специалистов (КДН, ОСПН, ИПДН и т.д.);
- тематические классные часы;
- посещение учащегося на дому;
- постановка на внутришкольный учет;
- приглашение родителей на психолого-педагогический консилиум;
- социальная деятельность (средства всеобуча, горячие обеды, каникулярная занятость и т.д.)
Формы социально-педагогической деятельности:
- индивидуальные (беседа, диагностика, рейды, обследование жилищно-бытовых условий, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);
- групповые (тренинги, классные часы, дискуссии, организация досуга).
Направление социально-педагогической деятельности:
- диагностика коллектива;
- организация психологического сопровождения всех категорий школьного сообщества;
- пропаганда правовых знаний среди учащихся, педагогов, родителей;
- работа с классами индивидуального внимания;
- оказание адресной помощи;
- работа с учащимися отклоняющегося поведения;
- защита прав ребенка;
- организация досуга;
- профориентация учащихся.
Критериями эффективности социально-педагогической деятельности являются:
- степень удовлетворенности школьной жизнью среди учащихся, педагогов, родителей;
- тенденция в уровне правонарушений;
- уровень отсева учащихся;
- уровень внеурочной занятости учащихся состоящих на внутришкольном учете, ИПДН и КДН и ЗП.
Ожидаемые результаты:
- создание в школе и социуме комфортной, безопасной среды способствующей максимальному развитию учащихся;
- знание и соблюдение прав и обязанностей;
- оказание своевременной адресной помощи;
- создание ситуации успеха;
- отсутствие отсева;
- неприятие учащимися вредных привычек;
- интересная досуговая деятельность;
- удовлетворенность учащимися собственной жизнью.