Тема: Природные катастрофы.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Цели:
- сформировать понятие природные катастрофы;
- сформулировать алгоритм поведения в чрезвычайных ситуациях;
- развивать мышление, внимание, речь, память, познавательный интерес.
Оборудование:
- дома построенные из лего и сделанные из бумаги.
- стакан с водой
- поднос, мисочка.
- карточки с названиями природных катастроф.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
Просмотр кадров из мультфильма «Смешарики», часть «Подарок судьбы».
– Как вы назовете явления, показанные в этом
мультфильме? (Природная катастрофа)
– О каких природных катастрофах мы узнали на
прошлом уроке?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
– Разделимся на 4 группы. Каждая группа
получает карточку с буквами, надо сложить слово.
– Какие есть еще природные катастрофы, вы
узнаете, сложив слова.
ААРГНУ УРАГАН
РЧМЕС СМЕРЧ
БРУ БУРЯ
ВОД-НА-НИ-Е НАВОДНЕНИЕ
– Какое слово лишнее? (Наводнение)
Почему?
– Как вы думаете, чем отличаются, ураган от бури,
смерч от урагана?
3. Постановка учебной задачи
– Кому хочется узнать? Определите тему урока. (Природные катастрофы.)
На доске висят карточки со словами: Смерч. Ураган. Буря. Наводнение.
4. Построение проекта
– Где взять нужную информацию? (В учебнике)
– Читаем в учебнике выделенные определения.
Наводнение – временный подъем воды в
реке, озере.
Ураган – очень сильный ветер.
Тайфун – ураган с дождем
Буря – разновидность урагана. Снежные
бури часто называют пургой или бураном.
Самум – буря в пустыне.
Шторм – буря на море.
Смерч – втягивает в себя, словно
гигантский пылесос.
5. Первичное закрепление
– Чем отличается ураган от бури?
– Как называют снежную бурю? (Пурга)
– Как называется буря на море? (Шторм)
6.Самостоятельная работа
– Можем ли мы в классе посмотреть маленькое
наводнение? Как это сделать? (На подносе стоит
стакан, домики из лего и игрушечные человечки.
Наливаем воду в стакан. Наливаем до тех пор,
пока вода не перельется на поднос.)
– Что надо предпринять для спасения людей? (Залезть
на крышу дома, переплавиться на лодке)
– Как нам в классе устроить ураган? (Сильно
подуть на бумажные домики. Дует сначала один,
потом двое и т.д. пока домики не упадут)
– Что надо предпринять для спасения людей? (Слушать
радио, уйти в укрытие с взрослыми)
– Как проиллюстрировать шторм? (В тазу с водой
лодочка или пластмассовый стаканчик. Дети дуют,
пока стаканчик не перевернется)
– Что надо предпринять для спасения? (Выплывать
из зоны шторма)
7. Включение в систему знаний
– Составьте правила, которые понадобятся людям для спасения. Работа по командам. Первая составляет правила для спасения людей от наводнения, вторая от землетрясения, третья от урагана. В этом вам поможет составленный список.
Предупреждение населения об угрозе урагана, (смерча) осуществляете заблаговременно по системам радио- и телевизионного вещания после звукового сигнал «Внимание всем!».
- Нужно плотно зарыть окна и двери, чердачные люки.
- Заранее позаботиться о наличие электрических фонарей.
- При сильных порывах ветра лучше отойти от окон,
занять места в нишах стен, дверных проемах.
Если же вы оказались на улице, в первую очередь, нужно укрыться от ветра в овраги, ямы при этом лечь на дно укрытия и прижаться к земле. - Ураган застал Вас в автомобиле или городском транспорте? По возможности покиньте его и укройтесь в ближайшем подвале здания или прижмитесь к земле на дне оврага.
- При остановке личного транспорта учтите, что расположенные вблизи деревья и линии электропередач при обрывах и падении могут повредить Ваш автомобиль.
- При возникновении чрезвычайной ситуации обращайтесь в службу спасения 01.
- Соберите вещи. Положите их в целлофановый пакет.
- Возьмите документы.
- Если во время землетрясения вы оказались в завале, постоянно подавайте сигналы. Вам обязательно помогут, главное – продержаться до прихода спасателей.
8. Рефлексия
– Что интересного сегодня было на уроке?
– Мы начали урок с мультфильма, а теперь мы
вместе сделаем мультфильм и еще раз все повторим.
Мультфильм составляется в программе «Логомиры» учителем совместно с детьми. Во время составления дети еще раз повторяют правила безопасности.