Урок "Природные катастрофы"

Разделы: Начальная школа


Тема: Природные катастрофы.

Тип урока: открытие новых знаний  (ОНЗ)

Цели:

  • сформировать понятие природные катастрофы;
  • сформулировать алгоритм поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • развивать мышление, внимание, речь, память, познавательный интерес.

Оборудование:

  • дома построенные из лего и сделанные из бумаги.
  • стакан с водой
  • поднос, мисочка.
  • карточки с названиями природных катастроф.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности

Просмотр  кадров из мультфильма «Смешарики», часть «Подарок судьбы».

– Как вы назовете явления, показанные в этом мультфильме? (Природная катастрофа)
– О каких природных катастрофах мы узнали на прошлом уроке?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

– Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает карточку с буквами, надо сложить слово.
– Какие есть еще природные катастрофы, вы узнаете, сложив слова.

ААРГНУ                 УРАГАН
РЧМЕС                   СМЕРЧ
БРУ                         БУРЯ
ВОД-НА-НИ-Е      НАВОДНЕНИЕ

– Какое слово лишнее? (Наводнение)  Почему?
– Как вы думаете, чем отличаются, ураган от бури, смерч от урагана?

3. Постановка учебной задачи

– Кому хочется узнать? Определите тему урока. (Природные катастрофы.)

На доске висят карточки со словами: Смерч. Ураган. Буря. Наводнение.

4. Построение проекта

– Где взять нужную информацию? (В учебнике)
– Читаем в учебнике  выделенные определения.

Наводнение – временный подъем воды в реке, озере.
Ураган – очень сильный ветер.
Тайфун – ураган с дождем
Буря – разновидность урагана. Снежные бури часто называют пургой или бураном.
Самум – буря в пустыне.
Шторм – буря на море.
Смерч – втягивает в себя, словно гигантский пылесос.

5. Первичное закрепление

– Чем отличается ураган от бури?
– Как называют снежную бурю? (Пурга)
– Как называется буря на море? (Шторм)

6.Самостоятельная работа

– Можем ли мы в классе посмотреть маленькое наводнение? Как это сделать? (На подносе стоит стакан, домики из лего и игрушечные человечки. Наливаем воду в стакан. Наливаем до тех пор, пока  вода не перельется на поднос.)
– Что надо предпринять для спасения людей? (Залезть на крышу дома, переплавиться на лодке)
– Как нам в классе устроить ураган? (Сильно подуть на  бумажные домики. Дует сначала один, потом двое и т.д.  пока домики не упадут)
– Что надо предпринять для спасения людей?  (Слушать радио,  уйти в укрытие с взрослыми)
– Как проиллюстрировать шторм? (В тазу с водой лодочка или пластмассовый стаканчик. Дети дуют, пока стаканчик не перевернется)
– Что надо предпринять для спасения? (Выплывать из зоны шторма)

7. Включение в систему знаний

– Составьте правила, которые понадобятся людям для спасения. Работа по командам. Первая составляет правила для спасения людей от наводнения, вторая от землетрясения, третья от урагана. В этом вам поможет составленный список.

Предупреждение населения об угрозе урагана, (смерча) осуществляете заблаговременно по системам радио- и телевизионного вещания после звукового сигнал «Внимание всем!».

  •  Нужно плотно зарыть окна и двери, чердачные люки.
  • Заранее позаботиться о наличие электрических фонарей.
  • При сильных порывах ветра лучше отойти от окон, занять места в нишах стен, дверных проемах.
    Если же вы оказались на улице, в первую очередь, нужно укрыться от ветра в овраги, ямы при этом лечь на дно укрытия и прижаться к земле.
  • Ураган застал Вас в автомобиле или городском транспорте? По возможности покиньте его и укройтесь в ближайшем подвале здания или прижмитесь к земле на дне оврага.
  •  При остановке личного транспорта учтите, что расположенные вблизи деревья и линии электропередач при обрывах и падении могут повредить Ваш автомобиль.
  • При возникновении чрезвычайной ситуации обращайтесь в службу спасения 01.
  • Соберите вещи. Положите их в целлофановый пакет.
  •  Возьмите документы.
  • Если во время землетрясения вы оказались в завале,  постоянно подавайте сигналы. Вам обязательно помогут, главное – продержаться до прихода спасателей.

8. Рефлексия

– Что интересного сегодня было на уроке?
– Мы начали урок с мультфильма, а теперь мы вместе сделаем мультфильм и еще раз все повторим.

Мультфильм составляется в программе «Логомиры» учителем совместно с детьми.  Во время составления дети еще раз повторяют правила безопасности.