Урок – это важнейшая форма осуществления процесса обучения. Характер урока, его структура, особенности определяются самой сущностью процесса обучения.
Урок продолжают рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, учитель свободен в выборе структуры урока. Для него важно только то, чтобы урок обеспечивал высокую результативность обучения и воспитания. С другой стороны, теоретики и практики весьма неоднозначно относятся к «бесструктурному» уроку, т.к. это часто приводит к нарушениям закономерностей развития познавательной деятельности школьников. С этой точки зрения эффективность урока может рассматриваться только в контексте развития всего учебно-воспитательного процесса (по конечному результату), а не отдельно взятой завершенности какого-либо урока или его структурного совершенства.
В курсе дидактики считается традиционной классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков, обоснованная известными педагогами И.Н.Казанцевым и Б.П. Есиповым.
1. Уроки по ознакомлению с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и
навыков.
5. Уроки проверки знаний.
6. Комбинированные уроки, включающие элементы
всех предыдущих типов.
7. «Нестандартные» уроки.
Требования к современному уроку
Каждый урок должен:
– объединять образовательную, развивающую,
воспитывающую цели;
– отвечать всем принципам дидактики, и, прежде
всего – научности и связи обучения с жизнью;
– иметь чётко выраженную дидактическую цель;
– включать разнообразные методы и приёмы
обучения;
– быть эмоциональным;
– включать непрерывный учёт знаний учащихся,
имея целью « нарастание» знаний;
– включать элементы систематического
повторения;
– оптимально технически и дидактически оснащён;
– иметь связь с предыдущими и последующими
уроками;
– быть максимально продуктивным;
– обеспечивать учебно-трудовую дисциплину;
– иметь гибкую структуру;
– быть практически или профессионально
направленным;
– предусматривать эффективное домашнее задание
и его обязательную проверку;
– иметь благоприятные морально-психологические
и санитарно-гигиенические условия.
Структура урока:
Внешняя – это этапы урока, на которых решаются
те или иные дидактические задачи.
Внутренняя – определяется содержанием и
последовательностью заданий, взаимосвязью между
ними, отражает процесс усвоения детьми того или
иного содержания и характер их деятельности.
Основные этапы урока в технологии деятельностного метода
1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Требования к этапу:
- создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- исходя из решенных ранее задач, выделение содержательной области («могу»).
Рекомендации к проведению:
– доброе пожелание, моральная поддержка,
девиз, и т.д.;
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего
задания по готовому образцу и т.д.
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.
Требования к этапу:
- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;
- индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;
- фиксация учащимися возникшего затруднения.
Рекомендации к проведению:
– коллективные формы работы: коммуникативное
взаимодействие в группах или фронтальное
побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для
самостоятельного выполнения, математический
диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов
решения и отсутствия изученного их обоснования.
3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)
Цель: выявление места и причины затруднения.
Требования к этапу:
- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
- на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий
диалог, побуждающий диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое
пятно», похвала и.т.п.
4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.
Требование к этапу:
- учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
- используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
- новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
- учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие, подводящий
диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности,
материальных и материализованных моделей.
5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)
Цель: усвоение нового способа действий.
Требования к этапу:
- решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства.
Рекомендации к проведению:
– коммутативное взаимодействие с опорой на
вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и
т.п.
6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.
Требования к этапу:
- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
- самостоятельная проверка по эталону;
- создание ситуации успеха;
- допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.
Рекомендации к проведению:
– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой
типовой направленности;
– индивидуальная деятельность.
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.
Требования к этапу:
- учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
- системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.
Рекомендации к проведению:
– коммуникативное взаимодействие –
преимущественно в группах или парах;
– возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.
8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
Требования к этапу:
организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;
фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Рекомендации по проведению:
– беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:
- Что нового вы узнали?
- Каким способом выполняли задание?
- Где используется этот способ?
- Каковы результаты?
- Что нужно сделать ещё?
Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.
Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков математики в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:
1) Какие понятия, свойства, закономерности,
способы деятельности рассматриваются на данном
занятии?
2) Что я сам о них знаю?
3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого
возраста?
4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С
какими уже знакомы? Когда они познакомились с
ними?
Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.
Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.
Урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода)
Тема: Сложение. Выражение. Равенство.
Цели:
- Разъяснить смысл действия сложения.
- Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
- Учить записывать и читать числовые выражения.
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности
Мотивация учащихся к учебной деятельности
посредством анализа девиза урока.
«У нас всё получится!» (девиз на экране)
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые
знания)
На доске запись:
1 + 5 = 6 7 < 9
2 + 3 = 5 5 > 3
– Какие записи вы можете прочитать?
– Как называются эти записи? (Неравенства)
– Как называются другие записи?
– Вы готовы найти ответ на этот вопрос?
– Покажите на «светофоре», с каким настроением
начнём урок?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– У нас сегодня урок открытия новых знаний. (Покажем то, что умеем и знаем)
1. Счёт в пределах 20 (прямой и обратный).
– Сосчитайте от 7 до 15, от 17 до 8.
– Какое число стоит между 7 и 9, между 15 и 17?
– Какое число стоит справа от 15?, слева от 13?
– Назовите соседей числа 18.
2. Игра «Живые числа»
9 детей получают карточки с числами 1 – 9. По команде «числа» выстраиваются в порядке возрастания, убывания. Другая часть класса читает числовые ряды. Можно попросить детей закрыть глаза и какое-то «число», убрать из числового ряда, затем обсудите ситуацию.
3. Вставьте знаки: «<», «>»
9…3 5…8 3…8
4…7 6…9 4…2
3. Постановка учебной задачи
– Какие ещё знаете математические знаки?
Смысл сложения.
– Рассмотрите рисунки. Что делают Маша и
Миша? (Запускают рыб в аквариум Миша – 2,
Маша – 3.)
– Что сделали Маша и Миша? (Объединили рыб, их
рыбы теперь в одном аквариуме).
– Как можно записать действия Миши и Маши
математическим выражением? (2 + 3)
– Почему именно эти числа?
– Какова цель нашего урока? (Научится
записывать выражения со знаком «+»)
– Значит, тема урока «Сложение. Выражение.
Равенство».
На доске запись:
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Что одинаково во всех математических
выражениях? (Два числа, а между ними знак)
– Как называется этот знак? (+ «плюс»)
– Что он обозначает? (Действие сложение)
Физкультминутка:
Стали мы
учениками
На носочках поднялись,
Соблюдаем режим
сами.
А потом мы умывались,
Утром мы, когда
проснулись,
Аккуратно одевались,
Улыбнулись,
потянулись.
Завтракали и, не торопясь,
Для здоровья,
настроения
В школу шли,
Делаем мы
упражнения:
к знаниям стремясь.
Руки вверх и руки вниз
4. Проектирование и фиксация нового знания
Чтение выражений:
4 + 5 3 + 1 6 + 2
5 + 3 3 + 4 7 + 1
– Как можно прочитать эти выражения?
Вывешивается памятка:
+
Прибавить
Плюс
Сложить
Сумма чисел
– Кто догадался и хочет прочитать выражения,
используя эти слова? Молодцы!
– Чего не хватает в записи?
– Сколько это будет?
– Как можно записать?
– Давайте определим результат этих действий. (Работа
по картинкам)
– Сколько рыбок стало в аквариуме вместе? (Пересчитываем
5)
– Как запишем?
– Какой новый знак появился? «Равно». После
него записывают результат действия сложения.
– Результат сложения называется «значение
суммы».
– Давайте посмотрим, как люди договорились
записывать знак «=»?
– На что похож знак «=»?
– Рассмотрите образец написания.
Демонстрация написания знаков «=», «+».
5. Первичное закрепление во внешней речи
– Красиво запишите в тетради знаки «+» и «=»
(по строчке).
– Запишите равенство с доски в тетрадь.
– Тренировка в чтении выражений по-разному
(опираясь на памятку).
Физкультминутка
6. Самоконтроль с проверкой по эталону
– Давайте поверим наши знания, выполнив №156 с.68.
самостоятельно.
– Теперь сравните свою запись с эталоном. (Вывешивается
на доску образец выполненного задания).
– Если есть расхождения, то поставьте себе рядом
знак «?» и исправите ошибку.
– Кто выполнил правильно, поставьте себе «+»
– Кто понял и исправил свою ошибку? (поднимите
руки) Молодцы!
– Кто выполнил без ошибок? Вы меня очень
порадовали!
7. Включение в систему знаний и повторений
Работа по учебнику с. 69 № 156
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Узнать
по каким признакам разложили пуговицы в 2 коробки
и узнать, что обозначает это равенство).
– Самостоятельно выполните это задание. (После
окончания, вывешивается эталон «образец»
выполнение данного задания).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какие задания вам понравились особенно?
– С каким действием познакомились?
– Что значит «сложить»?
– Как вы думаете, мы всё узнали о сложении?
– Какую самооценку вы дадите своему труду на
уроке?
– Раскрасив полянку цветами (Жёлтые цветы – «у
меня нет вопросов я всё понял», красные цветы –
«у меня остались вопросы по уроку»)
– Вы прекрасно поработали. Спасибо за урок!
Улыбнитесь друг другу.
Литература:
- Аргинская И.И. Многоаспектность математики // Практика образования.– 2004. – № 2 – с. 2-4.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.– М.: Просвещение, 1984.
- Истомина Н.Б. Проблемы современного урока в начальных классах // Начальная школа.–2001.– № 4.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М., 2002.
- Симонов В.П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности. – М., 2003.
- Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.