Урок как форма обучения (технология деятельностного метода)

Разделы: Начальная школа


Урок – это важнейшая форма осуществления процесса обучения. Характер урока, его структура, особенности определяются самой сущностью процесса обучения.

Урок  продолжают рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, учитель свободен в выборе структуры урока. Для него важно только то, чтобы урок обеспечивал высокую результативность обучения и воспитания. С другой стороны, теоретики и практики весьма неоднозначно относятся к «бесструктурному» уроку, т.к. это часто приводит к нарушениям закономерностей развития познавательной деятельности школьников. С этой точки зрения эффективность урока может рассматриваться только в контексте развития всего учебно-воспитательного процесса (по конечному результату), а не отдельно взятой завершенности какого-либо урока или его структурного совершенства.

В курсе дидактики считается традиционной классификация уроков по дидактическим целям и месту в общей системе уроков, обоснованная известными педагогами И.Н.Казанцевым и Б.П. Есиповым.

1. Уроки по ознакомлению с новым материалом.
2. Уроки закрепления знаний.
3. Уроки обобщения и систематизации изученного.
4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.
5. Уроки проверки знаний.
6. Комбинированные уроки, включающие элементы всех предыдущих типов.
7. «Нестандартные» уроки.

Требования к современному уроку

Каждый урок должен:

– объединять образовательную, развивающую, воспитывающую цели;
– отвечать всем принципам дидактики, и, прежде всего – научности и связи обучения с жизнью;
– иметь чётко выраженную дидактическую цель;
– включать разнообразные методы и приёмы обучения;
– быть эмоциональным;
– включать непрерывный учёт знаний учащихся, имея целью « нарастание» знаний;
– включать элементы систематического повторения;
– оптимально технически и дидактически оснащён;
– иметь связь с предыдущими и последующими уроками;
– быть максимально продуктивным;
– обеспечивать учебно-трудовую дисциплину;
– иметь гибкую структуру;
– быть практически или профессионально направленным;
– предусматривать эффективное домашнее задание и его обязательную проверку;
– иметь благоприятные морально-психологические и санитарно-гигиенические условия.

Структура урока:

Внешняя – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи.
Внутренняя – определяется содержанием и последовательностью заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения детьми того или иного содержания и характер их деятельности.

Основные этапы урока в технологии деятельностного метода

1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Требования к этапу:

  • создание условий для возникновения внутренней по­требности включения в деятельность («хочу»);
  • исходя из решенных ранее задач, выделение содержа­тельной области («могу»).

Рекомендации к проведению:

–  доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.;
– беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Требования к этапу:

  • воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий;
  • индивидуальное задание, требующее нового способа действия;
  • активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.;
  • фиксация учащимися возникшего затруднения.

Рекомендации  к проведению:

– коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.;
– индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, математический диктант и др.;
– вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)

Цель: выявление места и причины затруднения.

Требования к этапу:

  • сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);
  • выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);
  • на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий  диалог;
– включение эмоционального компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.

4-й этап.  Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению.

Требование к этапу:

  • учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе выдвигают и обосновывают гипотезы;
  • используются предметные действия с моделями, схемами и пр.;
  • новый способ действий фиксируется – вербально и знаково;
  • учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.;
– использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

5-й этап.  Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)

Цель:  усвоение нового способа действий.

Требования к этапу:

  • решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства.

Рекомендации к проведению:

– коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
– «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

6-й этап.  Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха.

Требования к этапу:

  • учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;
  • самостоятельная проверка по эталону;
  • создание ситуации успеха;
  • допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.

Рекомендации к проведению:

– обучение процедуре грамотного самоконтроля;
– письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; 
– индивидуальная деятельность.

7-й этап.  Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного.

Требования к этапу:

  • учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
  • системно включаются задания на тренировку; доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей; коррекция ошибок, подготовка к изучению следующих тем.

Рекомендации к проведению:

– коммуникативное взаимодействие – преимущественно в группах или парах;
–   возможность выбора заданий учащимися;
– включение элементов проектирования.

8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.

Требования к этапу:

организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Рекомендации по проведению:

– беседа, самостоятельная работа;
– обсуждение вопросов:

  • Что нового вы узнали?
  • Каким способом выполняли задание?
  • Где используется этот способ?
  • Каковы результаты?
  • Что нужно сделать ещё?

Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Общий способ деятельности при планировании и проведении уроков математики в начальной школе можно представить в виде последовательности вопросов:

1) Какие понятия, свойства, закономерности, способы деятельности рассматриваются на данном занятии?
2) Что я сам о них знаю?
3) Что из моих знаний я могу донести до детей этого возраста?
4) С какими понятиями дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?

Сегодня знания ребёнку не следует давать в готовом виде. Педагог, во-первых, должен уметь создавать такие ситуации, когда у ребёнка появляется потребность именно в этом понятии или способе действия; во-вторых, он должен уметь организовывать, направлять и поддерживать собственную деятельность детей по овладению знанием; уметь организовывать самостоятельную формулировку детьми своего «открытия», вывода.

Сейчас на первый план выходит личность ученика, способность его к  «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Урок математики в 1 классе (технология деятельностного метода)

Тема:  Сложение. Выражение. Равенство.

Цели:

  • Разъяснить смысл действия сложения.
  • Закрепить сравнение групп предметов по количеству.
  • Учить записывать и читать числовые выражения.

Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
«У нас всё получится!»  (девиз на экране)
– Что необычного вы видите на экране?
– Почему такой девиз? (Мы будем открывать новые знания)

На доске запись:

1 + 5 = 6               7 < 9
2 + 3 = 5              5 > 3

– Какие записи вы можете прочитать?
– Как называются эти записи? (Неравенства)
– Как называются другие записи?
– Вы готовы найти ответ на этот вопрос?
– Покажите на «светофоре», с каким настроением начнём урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

– У нас сегодня урок открытия новых знаний. (Покажем то, что умеем и знаем)

1. Счёт в пределах 20 (прямой и обратный).

– Сосчитайте от 7 до 15, от 17 до 8.
– Какое число стоит между 7 и 9, между 15 и 17?
– Какое число стоит справа от 15?,  слева от 13?
– Назовите соседей числа 18.

2. Игра «Живые числа»

9 детей получают карточки с числами 1 – 9. По команде  «числа» выстраиваются в порядке возрастания, убывания. Другая часть класса читает числовые ряды. Можно попросить детей закрыть глаза и какое-то  «число», убрать из числового ряда, затем обсудите ситуацию.

3. Вставьте знаки: «<», «>»

9…3             5…8          3…8   
4…7             6…9            4…2

3. Постановка учебной задачи

– Какие ещё знаете математические знаки?

Смысл сложения.

– Рассмотрите рисунки. Что делают Маша и Миша?  (Запускают рыб в аквариум Миша – 2, Маша – 3.)
– Что сделали Маша и Миша? (Объединили рыб, их рыбы теперь в одном аквариуме).
– Как можно записать действия Миши и Маши математическим выражением? (2 + 3)  
– Почему именно эти числа?
– Какова цель нашего урока? (Научится записывать выражения со знаком «+»)
– Значит, тема урока «Сложение. Выражение. Равенство».

На доске запись:

4 + 5              3 + 1             6 + 2
5 + 3              3 + 4             7 + 1

– Что одинаково во всех математических выражениях? (Два числа, а между ними знак)
– Как называется этот знак? (+ «плюс»)
– Что он обозначает? (Действие сложение)

Физкультминутка:

Стали мы учениками                                    На носочках поднялись,
Соблюдаем режим сами.                              А потом мы умывались,
Утром мы, когда проснулись,                       Аккуратно одевались,
Улыбнулись, потянулись.                             Завтракали и, не торопясь,
Для здоровья, настроения                             В школу шли,
Делаем мы упражнения:                                    к знаниям стремясь.
Руки вверх и руки вниз

4. Проектирование и фиксация нового знания

Чтение выражений:

4 + 5              3 + 1             6 + 2
5 + 3              3 + 4             7 + 1

– Как можно прочитать эти выражения?

Вывешивается памятка:

+
Прибавить
Плюс
Сложить
Сумма чисел

– Кто догадался и хочет прочитать выражения, используя эти слова? Молодцы!
– Чего не хватает в записи?
– Сколько это будет?
– Как можно записать?
– Давайте определим результат этих действий. (Работа по картинкам)
– Сколько рыбок стало в аквариуме вместе? (Пересчитываем 5)
– Как запишем?
– Какой новый знак появился?  «Равно». После него записывают  результат действия сложения.
– Результат сложения называется «значение суммы».
– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак «=»?
– На что похож знак «=»?
– Рассмотрите образец написания.

Демонстрация написания  знаков «=», «+».

5. Первичное закрепление во внешней речи

– Красиво запишите в тетради знаки  «+» и «=»  (по строчке).
– Запишите равенство с доски в тетрадь.
– Тренировка в чтении  выражений по-разному (опираясь на памятку).

Физкультминутка

 6. Самоконтроль с проверкой по эталону

– Давайте поверим наши знания, выполнив №156 с.68. самостоятельно.
– Теперь сравните свою запись с эталоном. (Вывешивается на доску образец выполненного задания).
– Если есть расхождения, то поставьте себе рядом знак «?» и исправите ошибку.
– Кто выполнил правильно, поставьте себе «+»
– Кто понял и исправил свою ошибку? (поднимите руки) Молодцы!
– Кто выполнил без ошибок?  Вы меня очень порадовали!

7. Включение в систему знаний и повторений

Работа по учебнику с. 69 № 156
– Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Узнать по каким признакам разложили пуговицы в 2 коробки и узнать, что обозначает это равенство).
– Самостоятельно выполните это задание. (После окончания, вывешивается эталон «образец» выполнение данного задания).

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какие задания вам понравились особенно?
– С каким действием познакомились?
– Что значит «сложить»?
– Как вы думаете, мы всё узнали о сложении?
– Какую самооценку вы дадите своему труду на уроке?
– Раскрасив полянку цветами (Жёлтые цветы – «у меня нет вопросов я всё понял», красные цветы –  «у меня остались вопросы по уроку»)
– Вы прекрасно поработали. Спасибо за урок! Улыбнитесь друг другу.

Литература:

  1. Аргинская И.И. Многоаспектность математики // Практика образования.– 2004. – № 2 – с. 2-4.
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах.– М.: Просвещение, 1984.
  3. Истомина Н.Б. Проблемы современного урока в начальных классах // Начальная школа.–2001.– № 4.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М., 2002.
  5. Симонов В.П. Урок: Планирование, организация и оценка эффективности. – М., 2003.
  6. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.