Главные опасности письма. Новое научное слово

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с новым научным словом "орфограмма";
  • соединить это понятие с их представлением об "опасных местах"; развитие умения находить орфограммы в словах; проверять знакомые орфограммы.
  • воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении работы, пополнение словарного запаса учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами к игре "Конструирование предложения", картинки к словарным словам, перфокарты.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, коллективный.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: сегодня на уроке мы будем путешествовать по станциям.

II. Первая станция: "Чистописание".

сс//сс

ос ся

С:рока, класс, с:ва (совы).

Задания:

- Поставьте ударение в словах (сорока, класс, сова).

- Выделите безударную гласную.

- В каком слове ее нет?

- Какая "опасность письма" в слове класс?

- Есть ли проверяемая гласная в слове сорока?

- Отметь буквой н - непроверяемую гласную.

- А в каком слове гласная проверяемая?

- Отметь буквой п - проверь!

- какое правило применяли?

III. Работа по теме урока

Станция "Открытий новых знаний".

1. Наблюдение за безударными гласными звуками.

На доске: а) Эта страница зеленого цве[ _]. Концы слов закрыты.

Значит, на ней постоянное ле[_].

- Одинаково или по-разному звучат концы строк из стихотворения С.Маршака?

- Допиши их значками звуков.

цве[та]. цвета

ле[та]. лето

- Открываем буквы и сравниваем со звуками.

- Какой можно сделать вывод? Звуки произносятся одинаково, но буквы пишем разные.

б) Произнеси, послушай и укажи последние звуки детк[_] в клетк[_].

- А теперь сравните буквы со звуками детки в клетке.

- Почему при письме нельзя доверять безударным гласным? (слушаем выводы детей).

2. Вывод на стр. 41 учебника.

- Совпадает оно с вашим выводом?

Подъезжаем к "Станции научная".

3. Знакомство с научным словом "орфограмма".

У. Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, ученые назвали орфограмма. Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка.

История слова: слово орфограмма пришло из иностранного - из греческого. Оно сложилось из главной части слова "орфос" (правильный) и слово "грамма" (запись, буква). Для соединения частей добавили букву о и получилось новое слово:..(дети называют его).

А теперь остановимся на станции "Тренировочная".

4. Закрепление нового понятия. Тренировочные упражнения.

а) Вставьте в предложения нужные по смыслу слова. (На доске картинки: щавель, ежик, жираф, чай).

1. На грядке растут и укроп и : .

2. По дорожке пробежал : .

3. Самая длинная шея у : .

4. Вечером семья пьет : .

- Какие орфограммы вам встретились?

б) Узнай орфограмму. Проверь себя!

Л_сенок, н_чной, тр_пинка, ст_до, т_мнота.

в) Подбери нужные слова. Проверь их!

1. Как называется избушка, где живет сторож?

2. Украшение в ушах?

3. Твердая застежка на поясе?

4. Часть стола или стула?

г) Работа с деформированным текстом в виде игры "Конструируем предложение".

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.

В, березы, уборе, золотом, стоят.

- Найдите знакомые орфограммы, выделите их, где возможно проверьте.

IV. Домашнее задание. Расскажите дома о научном слове. Выполните упражнение №99, стр.44.

Завершаем свое путешествие на "Станции конечная".

V. Итог урока.

- Какое научное слово узнали на уроке?

- Что ученые назвали словом орфограмма?

- Как называется орфограмма в словах на доске? (буквы безударных гласных).

- Почему безударным гласным нельзя доверять?

Оценка урока детьми.