Цели:
- знакомство с новым научным словом "орфограмма";
- соединить это понятие с их представлением об "опасных местах"; развитие умения находить орфограммы в словах; проверять знакомые орфограммы.
- воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении работы, пополнение словарного запаса учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами к игре "Конструирование предложения", картинки к словарным словам, перфокарты.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, коллективный.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: сегодня на уроке мы будем путешествовать по станциям.
II. Первая станция: "Чистописание".
сс//сс
ос ся
С:рока, класс, с:ва (совы).
Задания:
- Поставьте ударение в словах (сорока, класс, сова).
- Выделите безударную гласную.
- В каком слове ее нет?
- Какая "опасность письма" в слове класс?
- Есть ли проверяемая гласная в слове сорока?
- Отметь буквой н - непроверяемую гласную.
- А в каком слове гласная проверяемая?
- Отметь буквой п - проверь!
- какое правило применяли?
III. Работа по теме урока
Станция "Открытий новых знаний".
1. Наблюдение за безударными гласными звуками.
На доске: а) Эта страница зеленого цве[ _]. Концы слов закрыты.
Значит, на ней постоянное ле[_].
- Одинаково или по-разному звучат концы строк из стихотворения С.Маршака?
- Допиши их значками звуков.
цве[та]. цвета
ле[та]. лето
- Открываем буквы и сравниваем со звуками.
- Какой можно сделать вывод? Звуки произносятся одинаково, но буквы пишем разные.
б) Произнеси, послушай и укажи последние звуки детк[_] в клетк[_].
- А теперь сравните буквы со звуками детки в клетке.
- Почему при письме нельзя доверять безударным гласным? (слушаем выводы детей).
2. Вывод на стр. 41 учебника.
- Совпадает оно с вашим выводом?
Подъезжаем к "Станции научная".
3. Знакомство с научным словом "орфограмма".
У. Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, ученые назвали орфограмма. Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка.
История слова: слово орфограмма пришло из иностранного - из греческого. Оно сложилось из главной части слова "орфос" (правильный) и слово "грамма" (запись, буква). Для соединения частей добавили букву о и получилось новое слово:..(дети называют его).
А теперь остановимся на станции "Тренировочная".
4. Закрепление нового понятия. Тренировочные упражнения.
а) Вставьте в предложения нужные по смыслу слова. (На доске картинки: щавель, ежик, жираф, чай).
1. На грядке растут и укроп и : .
2. По дорожке пробежал : .
3. Самая длинная шея у : .
4. Вечером семья пьет : .
- Какие орфограммы вам встретились?
б) Узнай орфограмму. Проверь себя!
Л_сенок, н_чной, тр_пинка, ст_до, т_мнота.
в) Подбери нужные слова. Проверь их!
1. Как называется избушка, где живет сторож?
2. Украшение в ушах?
3. Твердая застежка на поясе?
4. Часть стола или стула?
г) Работа с деформированным текстом в виде игры "Конструируем предложение".
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями.
В, березы, уборе, золотом, стоят.
- Найдите знакомые орфограммы, выделите их, где возможно проверьте.
IV. Домашнее задание. Расскажите дома о научном слове. Выполните упражнение №99, стр.44.
Завершаем свое путешествие на "Станции конечная".
V. Итог урока.
- Какое научное слово узнали на уроке?
- Что ученые назвали словом орфограмма?
- Как называется орфограмма в словах на доске? (буквы безударных гласных).
- Почему безударным гласным нельзя доверять?
Оценка урока детьми.