В условиях экологических, социальных, психологических напряжений современного мира последние десятилетия повсеместно отмечается ухудшение физического, психического и нравственного здоровья детей. Факт снижения здоровья детей ни у кого не вызывает сомнений. Все это повышает роль коррекционного образования в обществе.
Обучение труду у учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса общеобразовательной школы. Основными задачами обучения труду являются: обладания элементарными навыками приемов труда, ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями. Однако этим решениям препятствуют такие особенности детей, как недоразвитие эмоциональной сферы, ослабление словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная формированность сознательных действий. Поэтому специфические задачи трудового обучения направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. Коррекционная направленность обучения предполагает работу по укрепления моторики рук, по развитию координации и дифференциации пальцев, включая в себя двигательные трудовые приемы и развивая познавательный интерес учащихся к первоначальной профессиональной ориентации. Первостепенной важностью по каждому разделу программы по трудовому обучению является получение знаний, умений и навыков.
Реабилитация детей и подростков с проблемами в развитии и поведении невыполнима без приобщения к труду. Труд считается одним из мощных факторов коррекции личности. Содержание трудового обучения необходимо приблизить к производственному труду. В процессе общественно-полезного и производственного труда дети должны понять рыночные отношения, стоимость труда.
Ключевое направление трудового обучения и воспитания учащихся я вижу в организации учебно-производственного комплекса по профилям: автодело, столярное дело, швейное дело, подсобное хозяйство. Одним из нововведений по организации трудового обучения и воспитания учащихся с проблемами в поведении на базе школы является создание учебно-производственной фирмы «Мастерок». УПФ «Мастерок» имеет свой устав, имеет свою эмблему и значок. Вся программа УПФ «Мастерок» несет в себе раннюю ориентацию на посильную трудовую деятельность, выработку трудовых навыков с последующим профориентационным уклоном по ознакомлению с рядом профессий.
УПФ «Мастерок» осуществляет свою деятельность на базе учебных мастерских в виде кружковой работы. Членом фирмы может стать каждый ученик, обучающийся с 5 по 9 класс, выполняющий требования устава и желающий практически реализовать свои трудовые умения и навыки. Организация образовательного процесса в условиях фирмы предполагает получение дополнительных теоретических знаний и практических навыков по столярному делу. Практикуются следующие формы работы: производство изделий собственной продукции, участие в выставках – продажах, конкурсах; ремонт школьного оборудования и мебели по заявке администрации школы, участие в оформлении классных и других помещений школы-интерната; изготовление и ремонт столярных изделий по индивидуальным заявкам работников школы.
В 2008 году была разработана программа по профессиональной подготовки учащихся. Девиз программы «Что должен знать и уметь юноша, чтобы стать настоящим хозяином в своём доме». (Приложение 1).
Предлагаю данную программу с целью возможности ее использования в коррекционных школах.
Настоящая программа предназначена для
индивидуального и группового обучения учащихся
специально-коррекционных школ в виде
дополнительного образовании с 5 по 9 классы.
В программе определен обязательный для каждого
обучающего объем учебного материала, намечена
педагогически целесообразная
последовательность его изучения. Программа
предусматривает профессиональную ориентацию
учащихся по специальности столяр и отвечает
требованиям ЕТКС выпуск № 3, раздел
«Строительно-монтажные и ремонтно-строительные
работы».
Программа составлена так, чтобы по ней можно было обучать учащихся непосредственно в процессе выполнения ими различных заданий. К концу обучения предусмотрено, что каждый учащийся, пройдя полный курс программы, адаптируется в трудовых навыках в соответствии с современными условиями в обществе и сможет самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные данной программой в соответствии с техническими требованиями и нормами.
Программа составлена с учетом знаний, полученных учащимися на уровне неполной общеобразовательной школы, и предусматривает приобретение ими теоретических знаний, необходимых для практической работы.
В процессе обучения необходимо научить
учащихся не только выполнять трудовые приемы,
операции и работы, но и умело сочетать
производственное обучение с воспитанием.
Привить учащимся любовь к труду и данной
профессии, воспитывать в них уважение к своей
работе и общественной собственности,
сознательную дисциплину и высокую
нравственность, а также формировать
общетрудовые умения: планировать свой труд,
самостоятельно контролировать процесс и
результаты труда, работать в коллективе.
В зависимости от общеобразовательной подготовки
обучающихся и уровня производства в программе
можно изменить количество часов на изучение
отдельных тем, однако общее количество часов
должно оставаться неизменным.
Тематический план и программа производственного обучения
Тематический план
Класс | Темы и разделы | Количество часов |
5 |
|
2 30
4 |
6 |
|
2 18 32 8 |
7 |
|
2 36
8
14 |
8 |
|
2 54 1 8
16 |
9 |
|
2 54
12 |
Программа
5-й класс
1. Введение. Краткий обзор развития дерево-обрабатывающей промышленности в РФ. Ознакомление с профессией – столяр, значение данной профессии в нашем регионе.
2. Обработка древесины. Породы и свойства древесины, охрана природы в нашей стране. Распространенные виды пород: ель, сосна, липа, дуб, тополь, осина, клен и др. приемы строгания. Разметка ширины и толщены, заготовки. Приемы разметки: линейка, угольник, запиловка, рейсмус, удаление запилованного материала. Экономное расходование. Способы крепления на верстаке, распиловка по разметке, в стусле.
3. Ремесла связанные с деревом и другими материалами.
4. Изготовление неподвижных игрушек. Подбор материала, заготовки. Первичная обработка. Изготовление изделий по образцу.
5. Лобзик, его достоинства и возможности. Перенос рисунка, приемы работы лобзиком. Прорезная резьба.
6. Зачетная работа по заданию учителя. Самостоятельное выполнение работ по пройденному материалу.
6-й класс
1. Введение. Содержание программы в текущем году. Роль данной профессии в нашем регионе. Использование древесины в народном хозяйстве. Правила поведения в мастерской.
2. Сведения о материалах. Пиломатериалы и материалы на основе древесины: ДВП, ДСП, фанера и др. водостойки и защитные полимеры.
3. Обработка древесины. Изготовление изделий, разметка и распиловка. Приемы строгания, овальное и круглое сечение. Экономика расходования материала. Использование материалов на основе древесины, разметка, раскрой.
4. Изготовление изделий из древесины и др. на основе древесины. Табурет полка, тумба, стол. Брусковые вязки, узлы соединения. Примеры разметки бруса, соединения. Сборка рамок, способы соединений (шуруп, болт, саморез). Шиповые соединения.
5. Выжигание. Подбор рисунка, выполнение эскиза-рисунка. Перенос на заготовку, выжигание.
6. Работа зачетного изделия. Эскиз с применением ажурного выпиливания, выжигание.
7-й класс
1. Введение. Содержание предстоящей работы в данный год обучения. Требования к выполнению работ.
2. Обработка материалов и др. материалов на основе древесины. Устройство токарного станка, токарные работы (обработка, передаточный механизм). Твердые породы (береза, дуб, клен, бук) технология обработки изделия. Выполнение соединений в столярно-плотничных работах (коробка, дверной и оконный блоки). Соединения в плотничных работах (брус, лафет, кругляк), соединения (балка, стропила, наращивание).
3. Электроинструменты. Условные обозначения электроинструмента. Ознакомление с ручным эл. Инструментом (дрель, Эл. Рубанок, шлифмашинка, лобзик, фреза). Виды работ, безопасные приемы труда. Правила пользования и рациональность. Подготовка инструмента к работе. Правила проверки электробезопасности.
4. Столярно-мебельные работы. Узлы соединений при изготовлении мебели. Виды соединений УС, УКС, УЯС и др. способы соединений (на гвоздях, шурупах, на клею, болтах, стяжках). Скобяные изделия. Соединения деталей из ДСП.
5. Работа над зачетным изделием. Подведение итогов, точность, аккуратность, оценка работ по пройденному материалу. Практические работы.
8-й класс
1. Введение. Содержание и организация труда в текучем году. Назначение и устройство СТД, СМ-3, рейсмус, декоративная отделка.
2. Обработка древесины. Раскрой древесины и др. материалов. Безопасность труда в деревообрабатывающей промышленности. Заточка пил и других режущих инструментов (ножей, резцов и т. д.). деревообрабатывающие станки на производстве, обработка изделий, фрезерование, шлифовка. Художественная отделка изделий, отделка токарными украшениями, формы и способы украшения.
3. Корпусная, каркасная, мягкая и нестандартная мебель. Ремонт соединений школьной и офисной мебели (стулья, столы, шкафы). Разработки эскизов, рисунков для изготовления нестандартной мебели с размерами по установке на месте.
4. Техника безопасности и пожарная безопасность на производстве. Соблюдение санитарно-технических норм. Время работы, время отдыха. Соблюдение техники безопасности. Система оповещения и порядок ликвидации из помещения в экстремальной ситуации. Средства тушения пожара.
5. Работа над зачетным изделием по заданию учителя. Подведение итогов в результате деятельности учащихся.
9-й класс
1. Введение. Задачи и особенности обучения в учебно-профессиональной подготовке учащихся.
2. Обработка древесины. Изготовление изделий с наружными и внутренними криволинейными поверхностями. Сборка мебели из готовых деталей. Условия и инструктаж сборки. Облицовывание, отделка и способы отделки. Конструирование нестандартной мебели по размерам. Изготовление нестандартной мебели: замеры, эскиз, чертеж.
3. Заключение трудовых договоров. Время работы. Время отдыха. Выходные и праздничные дни.
4. Семейный бюджет. Доходная и расходная часть. Цена, себестоимость, торговая наценка, налог.
5. Работа над экзаменационной работой. Изготовление изделий по выбору учащихся.
6. Экзамен. Квалификация 2 – 3 разряд.