Внеклассное занятие по математике для 3–4-х классов "Математика в сказках А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: Математика в сказках А.С. Пушкина.

Цели:

  • Способствовать развитию логического и нестандартного мышления школьников.
  • Способствовать воспитанию интереса к науке математике и к процессу познания в целом.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, два круга для проведения фокуса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы проведем с вами необычное внеклассное занятие. Занятие, на котором мы попытаемся соединить воедино изобразительное искусство, сказки А.С. Пушкина и математику.
Казалось бы, сказки и математика – понятия несовместимые. Поэтический образ и абстрактная мысль, сухое рассуждение – что может быть общего. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Благодаря этому эти задачи оживляются, наполняются сказочными образами и сказочными сюжетами.
Какие сказки А.С. Пушкина вы, ребята, знаете? (Заслушиваются ответы детей).

2. Основная часть занятия.

Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы читали сказки А.С. Пушкина. Проведем сказочно-математическую разминку.

Вопросы:

  1. Сколько человек заменял Балда за обедом и за работой? (Ест за четверых, работает за семерых)
  2. Сколько богатырей было у дядьки Черномора? (И окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
  3. Пространственные действия кота в лукоморье.(Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит).
  4. Где жил славный царь Дадон? (Негде в тридесятом царстве, в тридевятом государстве).
  5. За сколько щелчков в год согласился Балда служить у попа? (В год за 3 щелчка тебе по лбу).
  6. Сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года).
  7. В каком месяце три девицы под окном пряли поздно вечерком? (В декабре)
  8. Что на математическом языке означает «тридесятое царство, тридевятое государство?» (Тридцатое царство, двадцать седьмое государство).
  9. Сколько времени пировал Дадон у шамаханской царицы? (И потом неделю ровно, покорясь ей безусловно околдован, восхищен, пировал у ней Дадон).
  10. Сколько раз ходил старик к золотой рыбке с просьбами старухи? (5 раз)
  11. Сколько времени ждала царица царя с войны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях? (9 месяцев проходит с поля глаз она не сводит).

Учитель просит учеников (называет имена тех, кто выполнил рисунки к сказке «О царе Салтане…») прикрепить рисунки к доске и спрашивает у остальных учеников: «Как вы думаете, ребята, к какой сказке выполнены эти рисунки?» (Дети отвечают). Затем учитель просит учеников посмотреть на рисунок, на котором изображена белка, грызущая орехи, и просит учеников найти и зачитать или рассказать наизусть соответствующий отрывок из сказки.

Ученик зачитывает или рассказывает отрывок.

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
Ой, вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем или худо?
И какое в свете чудо?»
Корабельщики в ответ:
Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…

Учитель: И сосчитал дьяк, что число орехов, разгрызаемых белкой за неделю, записывается четырехзначным числом, в котором все цифры различные, причем, первая цифра по значению в 4 раза больше последней. Если первую и последнюю цифры зачеркнуть, то получим двузначное число, которое, при сумме цифр равной 10 является наибольшим. Так сколько же орехов разгрызает белочка за неделю? (Ответ: 8912)

Учитель: Посмотрите, ребята на следующий рисунок (на нем нарисованы корабли, подплывающие к берегу, и князь Гвидон). Найдите соответствующий отрывок в сказке.

Ученики зачитывают или рассказывают наизусть отрывок:

Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет
И в лазоревой дали
Показались корабли
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана
Князь Гвидон тогда вскочил
Громогласно возопил:
Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда.
Флот уж к острову подходит,
Князь Гвидон трубу наводит…

Учитель: И увидел князь Гвидон, что кортеж кораблей напоминал треугольник: впереди – один корабль, за ним – 2 корабля, за ними – 3 корабля и так далее. Последний ряд тоже был полным. Когда же корабли пристали к острову, то их расположение напоминало квадрат, в каждом ряду которого было одинаковое количество кораблей, причем рядов было столько, сколько кораблей в ряду. Сколько же кораблей было в кортеже царя Салтана, если их было менее 50? (Ответ: кораблей было 36).

Далее учитель предлагает посмотреть рисунок, на котором изображены богатыри, выходящие из моря, и предлагает зачитать соответствующий отрывок:

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Учитель: Да, много всяческих чудес есть в сказках. Но, оказывается, и в математике, и с помощью математики можно показывать всякие чудеса и фокусы.

Фокус 1. Угадаю, кому какая сказка нравится

Из картона делаются 2 круга. Меньший круг накладывается на больший и скрепляются между собой так, чтобы меньший круг мог поворачиваться вокруг их общего центра. И маленький и большой круги разделены на 12 одинаковых секторов. В малом круге по часовой стрелке записаны числа: 5,6,19,20,9,22,11,12,1,14,3,16 (именно в этой последовательности. С какого сектора начинать не важно). В большом круге в каждом секторе записаны названия 12 сказок. Ученик задумывает любую сказку, которая ему нравится. Учитель, не глядя на круги, предлагает ученику посмотреть какое число стоит против этой сказки на меньшем круге и повернуть меньший круг по часовой стрелке на столько делений, какое это число. Какое положение занимает вначале меньший круг безразлично. Затем учитель поворачивается, смотрит на круги и называет понравившуюся сказку. (Ответ: напротив нужной сказки всегда будет стоять число 12)

Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о мертвой царевне и семи богатырях, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.
Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена злая царица, смотрящая в зеркало, и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:

Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела…

Учитель:Чтобы самой не заблудиться, Чернавка двигалась прямо с постоянной скоростью, и через каждый час сворачивала под прямым углом, продолжая пусть с той же скоростью. При своем движении она не была дважды в одном и том же месте и, наконец, через 12 часов пришла в то место, откуда вышла. Нарисуйте путь Чернавки. (Ответ: путь по контуру креста)

Учитель предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображена царевна в лесном доме и предлагает найти и зачитать соответствующий отрывок:

Дверь тихонько отворилась
И царевна очутилась
В светлой горнице;
Кругом лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…

Учитель: И захотела царевна приготовить ужин, а для этого ей нужен был 1 л воды. Но в доме имелись только 8-литровое ведро, 5-литровый котёл и 3-литровая кастрюля. Ведро было наполнено водой. Давайте поможем, царевне отлить 1 л воды? (2 раза наполнить кастрюлю и вылить в котел, в кастрюле останется 1 л воды.)

Далее учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к сказке о попе и работнике его Балде, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей.

Учитель предлагает зачитать отрывок из сказки, в котором говорится, как Балда хорошо работал:

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых, работает за семерых;
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его Тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.

Учитель: Так как Балда хорошо работал, поп решил уволить нескольких своих работников, а их у него было 13. И каждый работник съедал за день каравай хлеба. Сколько же караваев хлеба стал экономить за день поп? (Ответ: Поп стал экономить 3 каравая в день).

И, наконец, учитель предлагает следующим детям, выполнявшим рисунки к Сказке о золотом петушке, показать свои рисунки и спрашивает у детей, к какой они сказке. Заслушиваются ответы детей. Учитель предлагает зачитать начало сказки.

Негде, в тридесятом царстве,
В тридевятом государстве
Жил – был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя
Чтоб концы своих владений
Защитить от нападений
Должен был он содержать
Многочисленную рать.

Учитель: Число солдат в царской рати записывается шестизначным числом, в записи которого цифры 1,2,3 используются по два раза и первой является цифра 3. Интересно, что между двумя двойками – две цифры, между тройками – три цифры. Сколько же солдат было в царской рати царя Дадона? (312132)

3. Заключительное слово учителя

Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными. У всех сегодня было желание помочь героям разобраться в сказочной ситуации. Я думаю, что встреча со сказочными героями в мире математики побудила вас ещё раз перечитать сказки А.С. Пушкина и поразмыслить над их содержанием.