Развитие речи тесно связано с состоянием наших
моторных функций. У детей с нарушениями речи
имеются существенные отклонения в речевом и
психомоторном развитии.
У дошкольников с общим недоразвитием речи
третьего уровня недостаточно сформированы
основные двигательные навыки и умения, общая
моторная неловкость, нарушения
оптико-пространственного гнозиса, снижены
двигательные память и внимание. У данной
категории детей с дизартрическим компонентом
нарушена статическая и динамическая координация
движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание.
Эти особенности характерны для всей моторной
сферы: общей, мелкой, артикуляционной,
мимической. Затрудняется межличностное
взаимодействие детей, создаются серьезные
проблемы на пути их развития и обучения.
В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Н.А. Бернштейн определял координацию движений как «Особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное, организованное, циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами». [1]
В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.
Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого, приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.
Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.
В своей работе я использую разнообразные коррекционные приемы по развитию моторных функций.
Для развития общей и речевой моторики применяю:
– речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица).
Рот, нос, голова, брови, щеки, лоб, глаза,
Скулы, шея, плечи, грудь,
Не забыть бы что-нибудь,
Раз рука, два рука, вот живот, а вот спина.
– отшагай скороговорку (на каждый шаг – слово).
Такой мороз, такой мороз,
Берет за нос, дерет до слез.
– считалки под мяч (на каждый удар мяча – слово)
Снего – снего – снегопад,
Каждый очень, очень,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
Для развития мимической выразительности использую упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:
– самомассаж лица
Ручки растираем
(потирают ладони)
И разогреваем,
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем
(разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро,
(растирают пальцами рук ушные раковины)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
(легко похлопывают щеки ладошками)
– мимическую гимнастику.
Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно. Поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть.
– развиваю речевую эмоциональность. «Какое лицо у клоуна? – Веселое, злое, спокойное, удивленное, радостное, грустное и т.д.
Для развития подвижности органов артикуляции – отрабатываю упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка. Эти упражнения проводим одновременно с движениями рук в виде стишков.
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок,
смотрит влево, смотрит вправо.
(Упражнение «Часики»)
А потом опять вперед,
(Упражнение «Иголочка»)
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
(Упражнение «Улыбка»)
А потом пошел гулять,
На крылечке отдыхать.
(Упражнение «Лопаточка») и т.д.
Работая над дыханием, делаем упражнения, рекомендованные А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.
Пример упражнения:
«Ладошки» (и.п.): стоять ровно и прямо.
Руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к
зрителю. На счет: « раз!» – резкий короткий вдох
носом и сжимаем ладошки в кулачки. Сразу же после
шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются,
выдох уходит самостоятельно через нос или рот.
– дыхательную гимнастику с различением носового
и ротового выдоха.
Упражнение «Нос – рот». Где выполняются по четыре раза следующие виды вдоха и выдоха:
Вдох носом – выдох носом.
Вдох ртом – выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох носом – выдох ртом.
– дыхательные упражнения, направленные на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и дуем на предмет.
Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук.
Использую следующие виды упражнений:
– массаж и самомассаж рук (с мячом ежиком)
Я мячом круги катаю.
(мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю.
(смена рук)
Им поглажу я ладошку,
(соответственно)
Будто я сметаю крошку,
(смена рук)
И сожму его немножко,
(соответственно)
Как сжимает лапу кошка
(смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму
(соответственно)
И другой рукой начну
(смена рук)
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
(переброс мяча)
– пальчиковые игры, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом. Например: соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем – большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:
Наши пальчики, как ноги,
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали,
Но споткнулись и упали.
– разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.
На логопедических занятиях по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, дыхания применяем упражнения-комплексы. Они объединяются одной лексической темой и отрабатываются в течение одной недели на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями в режимных моментах и на занятиях (Приложение).
Регулярное проведение таких упражнений-комплексов позволяет:
– развивать общую моторику и тонкие движения
пальцев рук;
– выработать умение управлять своими органами
артикуляции;
– формировать навык правильного речевого
дыхания;
– улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
– тренировать навык активно пользоваться
мимическими мышцами;
– снижать двигательную активность,
расторможенность детей;
– повышать работоспособность, речевую
активность.
Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии
движений и физиологии активности. – М., 1966. –с.234.
2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2006.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи. СПб., 2005.
4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для
дошкольников. М., 2005.