Пути оптимизации коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.
У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание. У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. Затрудняется межличностное взаимодействие детей, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Н.А. Бернштейн определял координацию движений  как «Особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное, организованное, циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами». [1]

В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого, приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.

Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на  совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.

В своей работе я использую разнообразные коррекционные приемы по развитию моторных функций.

Для развития общей и речевой моторики применяю:

–  речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица).

Рот, нос, голова, брови, щеки, лоб, глаза,
Скулы, шея, плечи, грудь,  
Не забыть бы что-нибудь,
Раз рука, два рука, вот живот, а вот спина.

– отшагай скороговорку (на каждый шаг – слово).

Такой мороз, такой мороз,
Берет за нос, дерет до слез.

–  считалки под мяч (на каждый удар мяча – слово)

Снего – снего – снегопад,
Каждый очень, очень,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.

Для развития мимической выразительности использую упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:

– самомассаж лица

Ручки растираем
(потирают ладони)
И разогреваем,
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем
(разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают
Все плохие мысли,
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро,
(растирают пальцами рук ушные раковины)
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками трогаем мы щечки.
(легко похлопывают щеки ладошками)

– мимическую гимнастику.

Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно. Поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. 

– развиваю речевую эмоциональность. «Какое лицо у клоуна? – Веселое, злое, спокойное, удивленное, радостное, грустное и т.д.

Для развития  подвижности органов артикуляции – отрабатываю упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка. Эти упражнения проводим одновременно с движениями рук в виде стишков.

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок,
смотрит влево, смотрит вправо.

(Упражнение «Часики»)

А потом опять вперед,

(Упражнение «Иголочка»)

Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,

(Упражнение «Улыбка»)

А потом пошел гулять,
На крылечке отдыхать.

(Упражнение «Лопаточка») и т.д.

Работая над дыханием, делаем упражнения, рекомендованные А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Пример упражнения:

«Ладошки» (и.п.): стоять ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю. На счет: « раз!» – резкий короткий вдох носом и сжимаем ладошки в кулачки. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или рот.
– дыхательную гимнастику с различением носового и ротового выдоха.

Упражнение «Нос – рот». Где выполняются  по четыре раза следующие виды вдоха и выдоха:

Вдох носом – выдох носом.
Вдох ртом – выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох носом – выдох ртом.

– дыхательные упражнения, направленные на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи. Медленно набираем воздух через нос. Вытягиваем губы трубочкой и дуем на предмет.

Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук.

Использую следующие виды упражнений:

– массаж и самомассаж рук (с мячом ежиком)

Я мячом круги катаю.
(мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю.
(смена рук)
Им поглажу я ладошку,
(соответственно)
Будто я сметаю крошку,
(смена рук)
И сожму его немножко,
(соответственно)
Как сжимает лапу кошка
(смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму
(соответственно)
И другой рукой начну
(смена рук)
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
(переброс мяча)

– пальчиковые игры, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом.  Например: соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем – большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:

Наши пальчики, как ноги,
Побежали по дороге.
Очень быстро мы бежали,
Но споткнулись и упали.

– разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с мозаикой, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) тоже способствует развитию мелкой моторики.

На логопедических занятиях по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры, дыхания применяем упражнения-комплексы. Они объединяются одной лексической темой и отрабатываются в течение одной недели на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями в режимных моментах и на занятиях (Приложение).

Регулярное проведение таких упражнений-комплексов позволяет:

– развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;
– выработать умение управлять своими органами артикуляции;
– формировать навык правильного речевого дыхания;
– улучшить дикцию, четкое произношение звуков;
– тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;
– снижать двигательную активность, расторможенность детей;
– повышать работоспособность, речевую активность.

Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966. –с.234.
2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2006.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2005.
4. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 2005.