Цели урока:
- ознакомление с основной классификацией растений, с терминами “Кислотность”, “ Кислотные дожди”;
- формирование речи путем беседы, мышления, обогащение словарного запаса;
- умение сравнивать, обобщать;
- воспитание доброго отношения к природе.
Оборудование:
- демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений;
- таблицы “ Живая природа”, “ Разнообразие растений”;
- индивидуальные карточки с тестами;
- пробирка с серной кислотой.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания. Проводится краткий фронтальный опрос по изученному материалу:
- Возможна ли жизнь на Земле без растений?
- Может ли человек жить без растений?
- Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?
- Какие доказательства можете привести, чтобы подтвердить свои предположения?
Пока учитель работает с классом, двое учеников получают индивидуальные карточки с тестом.
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника;
б) зоология;
в) астрономия.
2. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, соли;
в) остатки растений и животных.
3. Все растущие на Земле растения образуют растительный мир…
а) фауну;
б) флору.
4. Многие растения…, они применяются в медицине.
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие.
5. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся…
а) в заповедниках;
б) на приусадебном участке;
в) на бульварах и скверах.
6. Какое дерево называют символом России?
а) клен;
б) березу;
в) ель.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Вспомните, как называется наука, которая изучает живую природу?
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу?
(Ответы детей)
На доске появляется таблица:
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
IV. Повторение.
На доске иллюстрации с разнообразными растениями.
- На какие группы можно распределить эти растения? (Деревья, кустарники, травы).
- Какие части растений вы знаете? (Корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).
V. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.Чудеса у нас на свете -
Стали карликовыми дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы встали.Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
VI. Знакомство с новой классификацией растений.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение:
“Растение – зеленая одежда Земли”. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
Ученые – ботаники делят растения на несколько групп.
На доске появляется таблица:
2. В каждой группе растений очень много видов.
- Посмотрите на растения в учебнике (стр. 47)
- Расскажите, какие растения живут на нашей планете.
Ученым известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
3.Работа в рабочей тетради.
С. 29, № 3.
- Прочитайте.
- Рассмотрите рисунок на стр.74 учебника.
- Выполните задание.
Взаимопроверка.
VII. Д/з
- В процессе чтения текста в учебнике (стр. 40-43) самостоятельно заполните таблицу.
Учащимся раздаются таблицы с домашними заданиями.
Разнообразия растений
корень | стебель | листья | размножение | особенности жизнедеятельности | |
Низшие растения | |||||
водоросли | |||||
Высшие растения | |||||
мхи | |||||
папоротники | |||||
хвойные | |||||
цветковые |
VIII. А теперь закройте глаза и представим на миг, что мы находимся на лугу.
Полился на сухую землю летний дождь. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, да и человеку в жаркую погоду угодить под дождик – одно удовольствие. А что вымокнет до нитки – не беда: просохнет рубашка. Она и высохла. На этот раз… посмотрели мы на рубашку, и глазам не верится: была новая, а стала старой, вся в дырочках. Листья на деревьях пожелтели, трава пожухла. Страшный дождик, опасный, ядовитый.
Такие дожди называют кислотными.
- Почему вода может быть опасной?
(Ответы детей)
- Один завод дымит. Два завода…
- А от чего дымит? Оттого, что в топках горят уголь и нефть. И в них обязательно есть сера, которая с дымом попадает в тучи. Получается едкая серная кислота. Вот вам и ядовитый дождик.
Демонстрационный опыт.
Сильная кислота – смертельный яд. Посмотрите, что произойдет с листом растения, если я опущу его в пробирку с серной кислотой. Что произошло? Теперь вы понимаете, чем опасны кислотные дожди?
- Как предотвратить появление таких дождей?
(обобщение ответов)
Наш урок хочется закончить словами поэта Р. Рождественского:
… Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство… страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год в сосновке
разрослась молодежь.
IX. Итог урока.