Урок по окружающему миру по теме "Что такое почва. Использование и охрана почв" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым материалом: «Что такое почва».
  2. Познакомить с понятиями: почва, перегной, плодородие.
  3. Выявить основные свойства почвы, состав почвы.
  4. В процессе опытов и практических занятий, развивать мышление, наблюдательность, любознательность детей.
  5. Узнать о преобладающих почвах родного края.
  6. Воспитывать бережное отношение к почве и чувства защиты почв от разрушения.

Оборудование:

  1. макет почвенного обнажения; коллекция местных почв;
  2. рисунок  «Почвенное обнажение»;
  3. песок, глина, почва;
  4. картина типов почв (подзолистая, черноземная, торфяная);
  5. для опыта: почва, прокаленная почва, стеклянные палочки, пробирки, спиртовка, жестяная баночка, треножник с сеткой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос домашнего задания. Тест по теме «Как разрушаются камни »

Тест «Как разрушаются камни»

Что происходит с водой при превращении ее в лед?

a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;

b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;

c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.

Что происходит с камнями при нагревании?

a) Камни при нагревании расширяются;

b) Камни при нагревании сжимаются;

c) С камнями при нагревании ничего не происходит.

За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?

a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;

b) За счет остывания скал, камней по ночам;

c) За счет неравномерного расширения  и сжатия скал, камней.

Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

a) Животные;

b) Растения;

c) Грибы и микробы

Что образуется при разрушении скал, камней?

a) Песок и глина

b) Мрамор и гранит;

c) Вода и газ.

III. Введение в тему

а) Урок начинается с чтения статьи «Чудесная кладовая».

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит  ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался ,как она называется. (М.Ильин)

- Какое чудо происходит в кладовой?

б) Определяется тема урока; постановка задач урока.

- Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)

1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)

2. Часть растения,  которая находится глубоко в земле. (Корень)

3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)

4. Вещество, которое необходимо для каждого растения. (Вода)

5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)

- Как называется кладовая? (Почва)

- Видели ли вы, когда-нибудь склон большого обрыва? Стену большой ямы? Где? Из чего состоит обрыв? (Из глины, песка, камней)

- Какой цвет имеет обычно верхний слой земли? (Темный)

в) Рассматривание почвы (Остатки корешков, стебельков растений, остатки листьев, части насекомых и т. д.)

- Это почва. Итак, верхний, темный, рыхлый, слой земли, где растут  и могут расти  растения - это почва.

На доске: Почва - верхний, темный слой земли.

- Ребята, попробуйте назвать главное свойство почвы.

- Основным признаком почвы является ее плодородие.

- Почему же почва плодородна? Из чего она состоит и что в ней содержится? Ответить на эти вопросы помогут нам опыты:

IV. Наблюдение над опытами. Состав почвы.

Опыт 1.

Бросим комок почвы в стакан с водой. (Из нее выходят пузыри воздуха)- в почве есть воздух.

Опыт 2.

Нагревание почвы на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла - стекло  «запотевает»- в почве есть вода.

Опыт 3.

Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – горят остатки растений и животных.

Опыт 4.

Размешивание сильно прокаленной почвы в воде и наблюдение за осадком – вначале оседает песок, затем глина – ­­в почве есть песок и глина.

Опыт 5.

Фильтрование воды через песок, глину – почва пропускает воду лучше,  глина, но хуже песка.

- Чем еще отличается почва от песка и глины?

- Цветом составом, способностью пропускать воду, а еще?

- Кто догадался?

- Хорошо ли растут растения на песке, глине и камнях?

- На почве растут все растения намного лучше, чем на глине и песке, камнях, то есть почва  - плодородна  - или почва обладает плодородием, свойством которого нет у песка, глины, камней.   

Итог

- Почва – верхний рыхлый слой земли темного цвета.

- Почва состоит из песка, глины, камешков, остатков растений и животных.  

- В почве есть вода и воздух.

- Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка.

- Главное свойство почвы – ее плодородие.

V. Рассказ учителя

- Почему почва темного цвета? От чего зависит ее цвет?

- В почве мы обнаружили остатки растений и животных. Они гниют, и при гниении их в почве образуется перегной – продукт их гниения. Вот перегной и придает почве темный цвет, чем больше перегноя, тем толще и темнее слой почвы.

- Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые очень необходимы растению. Вода, попадая в  почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья. В листьях  на свету в теплое время года образуется живое вещество и в виде сока по коре поступает в ветки, ствол, корни – от этого растения растут. Минеральные соли – пища растений.

Когда растения умирают – они гниют, образуя перегной, а перегной снова превращается в минеральные соли.

Совершенствуется круговорот веществ в природе (от неживой к живой и обратно).

Итог

Остатки отмерших растений и животных образуют перегной. Перегной придает почве  темный цвет.  Перегной образует минеральные соли – пищу растений.

Дополнительный материал

Почва в природе образуется очень медленно: за 100 лет – 1 см.

VI. Физкультминутка

VII. Виды почв

- Ребята, разнообразны почвы нашей страны.

Демонстрация:

*Черноземная почва.

*Подзолистая почва.

*Торфяные почвы.

а)- Как вы думаете, какая из этих почв наиболее плодородная? (черноземная)

- Как вы догадались? (По толщине и цвету почвы - по количеству перегноя в ней)

- В России  много черноземных почв и самые мощные черноземы достигают 2-x метров, а 200 лет назад около Воронежа находили чернозем до 6 м толщиной.

- Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Фашисты вывозили русский чернозем в Германию.

б)– Подзолистые почвы находятся в зоне лесов - особенно хвойных. Посмотрите на цвет этих почв на картине и попробуйте догадаться, почему она так называется (за цвет, похожий на золу)

Подзолистая почва не очень плодородная, так как в ней немного перегноя, но если в нее внести навоз, она даст хороший урожай - навоз, перегнивая, увеличивает в почве количество перегноя.

- Торфяные почвы - коричневого цвета, но в них много воды и из-за  этого остатки растений гниют плохо. Для улучшения плодородия торфяных почв их осушают и вносят минеральные удобрения.

Итог

Почвы бывают черноземные, подзолистые, торфяные - болотные. Самые богатые почвы черноземные, в них много перегноя.

в) Работа по почвенной карте Татарстана.

VIII. Польза почвы для человека

- Какую роль играет почва в нашей жизни?

- Мы выращиваем на почве зерновые культуры (хлеб, крупы, мука) + овощи + фрукты +  технические культуры : лен, хлопок, горчицу, подсолнечник, свеклу; в этом – ткани, масло, сахар, цветы – мед.

- На почве вырастают корма для животных: трава, сено, силос, зерно.  А животные вам дают молоко, мясо, масло, шерсть, кожа животных – для обуви и одежды.

- На почве растут лекарственные растения, из которых делают лекарства.

- На почве растут деревья, из которых мы делаем мебель, дома, стройматериалы, бумагу, цветы – украшающие нашу землю, жизнь.

Итог

Почва - основное наше богатство, она дает нам все продукты питания, одежду, лекарства, стройматериалы. 

Без почвы погибнет жизнь.

IX. Защита почв от разрушения

а) Работа с учебником с 68

- Борьба с оврагами.

- Борьба с разрушением почв ветром.

б) Итог.

Почва сильно разрушается водой, ветром и неправильно обработкой. Для защиты почв необходимо бороться с оврагами, защищать почву от ветра лесополосами, правильно обрабатывать почву и вносить в нее удобрения

Лучшее удобрение - это навоз.

Черви - полезные  животные, они улучшают почву.

Восстановить разрушения почву очень трудно, а иногда невозможно.

X. Закрепление материала (по таблице)

Почва   верхний, рыхлый, темный слой земли

Перегной

Песок

Глина

Воздух

Вода<

Плодородие

Сверху темная  рыхлая

1) Торфяные

2) Подзолистая

3)Черноземное!!!

XI. Домашнее задание

Стр. 65-70 пересказ, ответить на вопросы.