УМК: «Школа России», Плешаков А. А.
Класс: 3.
Продолжительность урока: 40 мин.
Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.
Цель урока: расширить представление детей о природе.
Задачи урока:
развивающие:
- способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний);
- стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
образовательные:
- актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
- расширить кругозор учащихся по теме (5 царств природы) путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Приёмы ТРКМЧП: кластер, инсерт, синквейн
Дидактический материал и оборудование:
- учебник: Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М., 2008, карточки: «настроение», « Разнообразие растений» «царства природы», «деревья», «цветы», « кустарники», «ботаника», «вид», «кластеры» (для парной работы).
- листок рефлексии
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
Ход урока
1. Орг. Момент: введение в раздел, тему урока. (2 мин)
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
С каким настроением вы начинаете наш урок сегодня? «Просигнальте» мне, пожалуйста, (дети поднимают карточку «настроение» в виде личика)
Я рада. Спасибо.
Учитель:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Стадия вызова: мотивационно – целевой этап. (7 мин.)
Учитель:
Предлагаю вам, ребятки
Отгадать мои загадки.1. Стоит в поле кудряшка, белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (ромашка)2. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней - май серёжки дарит ей (берёза)3. В саду растёт кусточек, колючий он, как ёж.
Захочешь ягодку сорвать, все руки обдерёшь (крыжовник)
Учитель:
Верно. А как назвать эти слова-отгадки одним словом? (растения).
Правильно, молодцы!
Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете?
(высказывания ребят)
Учитель: И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(высказывания ребят).
Учитель:
Молодцы, сегодня мы узнаем о разнообразии растений.
(на доске появляется карточка с названием темы « Разнообразие растений»
Растения представляют большие группы – царства,
(появляется на доске карточка «царства»
Приём «Составление кластера»
Учитель:
Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер.
(Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках, учитель выносит данный кластер на доску. После парной работы кластер заполняется с ребятами по их предложениям)
Учитель:
Имеющиеся у нас знания помогли нам заполнить лишь часть схемы. Как заполнить остальные гроздья кластера? Где же взять недостающую информацию? (обратиться к тексту учебника, спросить у родителей, найти ответ в энциклопедии,..)
3. Осмысление (16 мин.)
Работа с текстом учебника. Приём «Инсерт»
Учитель:
Предлагаю вам открыть учебник на странице 72. Прочитайте предложенный вам текст. Во время чтения делайте пометки на полях.
v - эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне не понятна, у меня появились вопросы.
(Учащиеся осмысленно читают текст, делают пометки. После чтения возвращаются к кластеру и заполняют его.)
Учитель:
Ребята, у кого во время чтения возникли вопросы? (выслушиваются мнения ребят, возникшие вопросы разбираются)
Итак, я надеюсь, что мы получили необходимые знания и сможем заполнить недостающие царства растений, (заполнение кластера)
Учитель:
Молодцы! С этим заданием вы справились прекрасно.
Физкультурная минутка
Самостоятельная работа
Работа с понятиями, интересными фактами (текст учебника)
Учитель:
Ребята, кто из вас знает, как называется наука, изучающая мир растений?
(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель предлагает его найти в учебнике на странице72, 1 абзац).
На доске появляется карточка «ботаника»)
Учитель:
Посмотрите на нашу схему, в царстве «деревьев» есть разные группы. А как эти группы называются в науке?
(Высказывания ребят. В случае если ответа нет, учитель предлагает его найти в учебнике на странице73, 1, 2 абзацы.
На доске появляется карточка «вид»)
Учитель:
А как вы думаете, представителей, какого царства больше остальных?
(предположения ребят)
Я вам предлагаю заглянуть в копилку интересных фактов и найти ответ на этот вопрос на странице 74. (самостоятельное чтение)
Учитель:
Какие понятия нам необходимо запомнить? («ботаника», « вид»)
4. Закрепление изученного (5 мин.)
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельно задание в рабочей тетради на странице 29, № 1, 2, 3 и проверить работу в парах (работа в тетрадях, взаимопроверка)
Учитель:
Есть ещё игра для вас, я начну её сейчас. Игра называется « Узнай меня»
О ком идёт речь?
Игра «Узнай меня»
1. Мы – самое большое царство растений, нас почти 250 тысяч видов (цветковые).
2. Цветков, плодов и семян у нас не бывает. Наши листья похожи на перья
(папоротники).
3. Мы растём во влажных местах, нас около 27 тысяч видов (мхи).
4. Мы – самое малочисленное царство растений (хвойные).
Учитель:
Хорошо, вы были на уроке внимательны. И прекрасно продемонстрировали свои знания.
5. Итог урока. Рефлексия (10 мин.)
Приём «Синквейна»
Учитель:
Заканчивая разговор о разнообразии растений, я предлагаю вам написать об этой части природы синквейн. Вспомним, что такое синквейн, как он строится? (Высказывания детей, ребята пишут свои мысли, озвучивают).
Пример синквейна
Растения.
Разнообразные, прекрасные.
Украшают, радуют, восхищают.
Зелёный наряд Земли.
Красота!
Подведение итогов
Учитель:
Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
(на доске появляется карточка со словами)
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я могу похвалить себя за …
(высказывание учащихся)
Постановка задач на следующий урок
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, всё ли мы узнали о растениях?)
А что нам предстоит ещё о них узнать? (высказывания ребят)
Учитель:
Я предлагаю вам заглянуть в учебник, на страницу 75 и найти ответ на этот вопрос. (Ребята читают в учебнике, в конце параграфа, небольшую справку *** На следующем уроке ты узнаешь …)
Учитель:
Ребята, в начале урока вы «просигналили» своё настроение. Я вас попрошу это сделать и в конце урока. «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).
Спасибо.
6. Домашнее задание
Учебник - стр. 75, вопросы «Проверь себя»
Рабочая тетрадь – стр. 30, №4, №7.
Учитель:
Я всех благодарю за урок!
Приложения
- Карточки (Приложение 1)
- Кластер для парной работы (Приложение 2)
- Листок рефлексии (Приложение 3)