ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ СЛАЩЕ МЁДА!
Верно говорят: нельзя как следует овладеть языком, не изучив его фразеологию. Но неоспоримо и другое: нельзя как следует овладеть фразеологией, не узнав, откуда и как появился в языке тот или иной фразеологизм, какова его родословная и каков его смысл.
Конечно, многие из владеющих языком знают лишь смысл фразеологизма, не его историю, и это не мешает им использовать всё известное фразеологическое богатство.
Для детей, без сомнения, изучение истории фразеологизма полезно в познавательном отношении, и очень важно для речевой практики. Ведь выбор того или иного фразеологизма определяется конкретной речевой ситуацией.
Знакомство с биографией фразеологизма помогает чётко определить тональность его смысла, сферу применения, а потому и уместность внесения в тот или иной контекст.
Нам показалось целесообразным разработать серию занятий, чтобы уточнять знания детей и знакомить их с народной мудростью - фразеологическими оборотами. Как логопеды-практики, работающий с детьми уже много лет, наблюдающие и корректирующие речь детей дошкольного и школьного возраста, мы пришли к выводу, что сегодняшние дети в силу разных причин не усваивают (или просто не слышат в речи взрослых) пословиц, поговорок, “крылатых” выражений, но в процессе обучения достаточно быстро начинают улавливать смысл и правильно, вовремя их используют.
Для удобства использования, материалы занятий поданы как в форме бесед-загадок (для старшего возраста), так и в форме маленьких спектаклей. При проведении, на усмотрение логопеда, можно привлекать и детей.
Хотелось бы, чтобы превалировал познавательный, обучающий момент в занятиях, а нотация, назидание отошли бы на второй план.
Занятие.
Светлая комната.
Посмотрите, пожалуйста, вокруг.
Какая светлая комната! А почему здесь светло, почему комната светлая?
Правильно, и краска на стенах светлая, и лампы горят, и свет из окон льётся в комнату.
Светлые волосы.
Посмотрите на Андрюшку. Какие у него волосы? Верно, чёрные, тёмные.
А у Сашеньки? Совсем светлые. От количества света тёмные волосы могут стать светлыми?? Нет, конечно же. Светлыми называют волосы, которые по цвету такие.
Светлая голова.
Иногда про какого-то человека говорят: какая светлая у него голова. Что это значит? У него светлые волосы? У него в голове лампочка зажигается? Посмотрите на эту картинку. Так? (предъявляется картинка с изображением лампочки внутри головы человека) Так весёлый художник понял это выражение. Смешно? А правильно?
А про какого же человека можно сказать, что у него светлая голова? Что это значит - светлая голова? Конечно же, так говорят про умного, любознательного человека. А про Андрея мы можем сказать, что у него светлая голова? Можем. Ведь дело не в цвете волос, а в количестве знаний в ней!
Далее детям предлагают послушать сказку или посмотреть спектакль. Можно показать эту сказку силами самих детей.
Послушайте. Жил на свете слоненок. И были у него мама и папа, Слон и Слониха. Они очень любили своего сыночка и всегда отвечали на его многочисленные вопросы.
Научите меня мыть посуду. И его учили.
Из чего делают хлеб? И ему показывали.
О чем написано в этой книге? И ему читали.
Отчего на воде образуются волны? И ему объясняли.
А Слонёнок все это запоминал, укладывал в своей головушке.
И сам он старался разобраться, из какого песка можно делать куличики: из сухого или влажного?
А когда снег мокрый?
Однажды зверюшки из его группы решили сделать из снега пирожки и отнести их в садик, покормить кукол. А Слоненок объяснил, что в тепле снежные пирожки растают.
И тогда их воспитательница Сова сказала...Что она сказала? (Какая же светлая у тебя головушка, Слоненок. Оставайся таким же любознательным и рассудительным.)
Бить баклуши.
Раньше люди не могли вещи и одежду покупать в магазине. Они делали многое сами.
И посуду приходилось вырезать из дерева.
Вот представьте себе, чтобы изготовить деревянные ложки, надо: свалить дерево, привезти его из леса, распилить на поленья, очистить их от коры, поленья расколоть на чурочки. Потом из этих заготовок - баклуш мастера резки по дереву вырезали ложки.
Скажите, срубить дерево легко? А привезти ствол из леса? А распилить его на поленья? Это очень трудно.
А вот разбить, расколоть готовые поленья на чурочки легко. Бить баклуши-чурочки легко. Именно поэтому такая работа поручалась старикам и детям, т.е. самым слабым давалось самое лёгкое. Считалось, что бить баклуши, это практически ничего не делать, лентяйничать.
Послушайте историю про Слоника.
Утром разные звери привели своих детей в звериный детский сад.
И после завтрака на прогулке надо было убраться на участке. Зверюшки взялись за это задание дружно. Зайчик подметал дорожки. Сильные кабанчики собирали крупный мусор на носилки и относили его в мусорный бак. Слоник и Лисёнок лопатками сгребали песок в песочнице в большую кучу. Белочки собирали в корзинки фантики.
И только Поросёнок зачем-то пересыпал мелкие камешки из ведёрка в ведёрко.
И тогда зверюшки ему сказали...
Что они сказали? Правильно, они сказали поросёнку, что он “бьёт баклуши”.