Цели урока:
- Повторение основных приемов преобразования и методов решения логарифмических уравнений; акцентирование внимания учащихся на возможных ошибках в решении логарифмических уравнений.
- Расширение знаний темы “Логарифмические уравнения” посредством знакомства с уравнениями, содержащими знак модуля.
- Развитие познавательных способностей посредством содержания и формы проведения урока, развития вариативного мышления, развития общеучебных навыков, работа с книгой, с компьютером.
- Развитие коммуникативных навыков, развитие монологической речи, умение критически мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
- Организация на урок /5 минут/.
- Повторение теоретического материала по теме “
Равносильные уравнения. Решение логарифмических
уравнений”:
а) устная работа (просмотр презентаций, обсуждение теоретических вопросов) / 7–8 минут/;
б) диктант с последующей проверкой /5–7 минут/. - Работа учащихся с карточками (нахождение ошибок) (самостоятельно), обсуждение решений уравнений /10-12 минут/.
- Совместная работа учащихся и учителя (решение уравнений в тетрадях и у доски) /10 минут/.
- Подготовка к экзаменам:
а) разбор уравнений, решения которых заранее подготовлены учителем для просмотра через плазменный экран и решаемого учеником /15 минут/;
б) самостоятельная работа учащихся (по карточкам разного уровня сложности) /20минут/. - Итог урока, выставление оценок /2 минуты/.
I этап урока — организационный
Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и добавляет, что во время урока они будут пользоваться раздаточным материалом, находящимся на партах.
II. Повторение теоретического материала по теме: “ Равносильные уравнения. Решение логарифмических уравнений”
Для того, чтобы решать логарифмические уравнения, следует повторить необходимые для этого теоретические сведения:
Выступление I ученика
Приложение 1 показ слайдов демонстрационной презентации с четкими формулировками:
- слайд №1-определение равносильных уравнений;
- слайд № 2 – определение уравнения следствия;
- слайд № 3 – область допустимых значений уравнения
- слайд №4- что понимают под логарифмическим уравнением;
Диктант (с последующей взаимопроверкой)
Возможные ответы: “+”-да , “-” - нет
Вариант 1 | Вариант 2 |
Верно ли утверждение: | Верно ли утверждение: |
Если 4х=7, то х=log47 Если log3x=3, то х=9 Если log525=x, то х=2 |
Если 5х=3, то х=log35 Если log2x=3, то х=9 Если log381=x, то х=4 |
Равносильны ли уравнения: | Равносильны ли уравнения: |
lgx2=6 и 2 lgx=6 lgxlg5=3 и lg(x+5)=3 lg=1 и lgx-lg(3+x)=1 |
lgx2=5 и 2 lg¦x¦=5 lgx+lg(x3-1)= 2 и lg(x(x3-1))=2 =2 и lgx-lg4=2 |
Ответы: + - + - - + | Ответы: - - + + + - |
Выступление II ученика
Приложение 2 показ слайдов демонстрационной презентации с основными видами логарифмических уравнений:- слайд №1–;
- слайд №2 – ;
- слайд №3 – в уравнении логарифмы с разными основаниями;
- слайд №4– ;
- слайд №5– метод введения новой переменной.
Устная работа.
1. Укажите промежуток, которому принадлежит больший корень уравнения ln(х - 5)2 = 0.
1) (-7;-5);
2)(-5;-3);
3)(2;4);
4) (5; 7).
2. Найдите произведение корней уравнения 1- lg(x2 +1) = 0.
1)-99;
2)-9;
3)33;
4)-33.
3. Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения log0,5(x - 9) = 1 + log0,55.
1) (11; 13);
2) (9; 11);
3) (-12;-10);
4) [-10;-9].
4. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log4(x - 5) = log255.
1)(-4;-2);
2) (6; 8);
3) (3; 6);
4) (-8; -6).
Ответы:
Задание 1 2 3 4 Номер ответа 4 2 1 2
III. Работа учащихся с карточками. Объяснение ошибок
Учащимся на отдельных листах предлагаются уравнения с решениями, содержащими ошибки. Необходимо обнаружить эти ошибки, объяснить их и выполнить решение предложенных уравнений правильно (допускается решение уравнения иным способом после обнаружения ошибки в приведенном варианте решения).
Обсуждение решения уравнений
В задаче 1 для преобразования выражения использовалось тождество = logba (а > 0, b > 0, р 0, b 1), однако не было учтено, что для данного выражения операция возведения во вторую степень является последней, и поэтому проводимые преобразования должны выглядеть иначе:
= ()2 = (-log2 x)2 = log22 х.
В задаче 2 при преобразовании выражения log3 (x + 4)2 пропущен знак модуля.
В задаче 3 преобразование дроби к разности выражений log3(2x + l)-log3x приводит к сужению множества значений, однако ошибка заключается в отсутствии условия корректности преобразования, в ходе которого произошло взаимное уничтожение слагаемого, содержащего переменную –log3х.
В задаче 4 при преобразовании основания логарифма был поставлен знак модуля, однако, поскольку показатель степеней нечетный, то такое преобразование привело к расширению множества решений (-2 — посторонний корень для исходного уравнения).
В решении задачи 5 нарушено условие монотонности соответствующей функции (если f— монотонная функция и а ЄDf, bЄ Df, то f (a) = f(b) <=> а = b) .
IV. Решение уравнений
Этот этап урока может быть организован различно: учащиеся выполняют самостоятельно решение уравнений с последующей проверкой, кто-то из учащихся показывает решение на доске и пр.
Важно обратить внимание учащихся на задачу 5. Ответ к этой задаче как при правильном решении, так и при решении с ошибкой совпал. Ошибочность приведенного решения для учащихся раскрыта. Это означает, что из полученного правильного ответа к задаче не следует, что верно и само решение.
V. Подготовка к экзаменам
а) разбор решения уравнений
Приложение 3) показ слайдов демонстрационной презентации с решениями уравнений:слайд №1- решение уравнения
слайд № 2- найдите абсциссы всех точек пересечения графиков функций и
слайд № 3- решение уравнения |log2х - 1| = (4 - 8x) (log2x - 1).
б) самостоятельная работа учащихся (каждый из учащихся может сам проверить свой уровень подготовки к ЕГЭ по данной теме. Ученикам предлагается тест, содержащий задания трех уровней сложности).
Вариант 1
1. Решите уравнение log3(x+2)=3
1) 29;
2) 7;
3) 25;
4) 11
2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения log12(x+3)= log12(6-5x)
1) (1,2;3);
2) (0,1);
3) (-3;0);
4) (1;1,2)
3. Найдите сумму корней уравнения - 5log4x+2=0
1) 2,5;
2) 18;
3) 14;
4) 1,5
4. Решите уравнение log16x+ log4x+ log2х=7
Часть 3
5. Найдите произведение корней уравнения
Вариант 2
1.Решите уравнение log11(2x+1)=2
1) 2;
2) 11;
3) 60;
4) 5
2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения –log5(4-х)= log152-1
1) (0;4);
2) (-6,-4);
3) (-4;0);
4) (4;10)
3. Найдите сумму корней уравнения
1) 27;
2) ;
3) ;
4)
4. Напишите целые корни уравненияlogx7=2,5
Решите уравнение 3)+3
Вариант 3
1. Решите уравнение log0,5(2x-0,75)=2
1) 4;
2) 2;
3) 0,5;
4) 1
2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
log43+ log4(3-х)= 1+log4(1-2х)
1) (-4;2); 2) (-2, 0); 3) (0;0,5); 4) (0,5;4)
3. Решите уравнение log3х+14-32=0 (Если уравнение имеет более одного корня, то в бланке ответов запишите произведение всех его корней)
4. Найдите наибольший корень уравнения log3¦х+2¦+9= log3(х+2)4
5. Решите уравнение
Ответы:
задания 1 2 3 4 5 Вариант 1 3 1 2 16 1 Вариант 2 3 1 2 49 -2 Вариант 3 4 2 81 25 -1
Проверка выполнения тестов на оценку. Анализ выполнения тестов.
VI. Подведение итогов урока
Учитель еще раз обращает внимание на те типы уравнений и теоретические факты, которые вспоминали на уроке, рекомендует выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки. Каждый из учащихся проверил свой уровень подготовки к ЕГЭ по теме “Логарифмические уравнения” и делает для себя соответствующие выводы.
Домашнее задание
Решите уравнение (1—6).
1. + = 3.
2. log3 х2 + log2 (2 - х) = log2 (4 - 4х).
3. log2 (x2 + 10х + 25) = 2.
4.=0,5
5. log3 (x + 1) + log3 (x - 2) = log3 (x + 6).
6. |log2x - 1 |=(2х + 5) (log2x - 1).