Цель: определить признаки различия И.п. и В.п. в ходе учебного диалога через выдвижение гипотез, предположений; развивать умение у учащихся делать выводы, применять полученные знания на практике; воспитывать коммуникативные отношения при работе в парах, группах.
Оборудование: компьютер, телевизор, дидактический материал ,опорные схемы, маркеры, листы А-3.
Ход урока
1. Мобилизующий момент.(1 СЛАЙД)
Начинается урок
Он пойдёт ребятам в прок
Постарайтесь всё понять
Ответы полные давать
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
2. Повторение пройденного.
На доске опорная табличка - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
-Какие у вас есть предложения по определению признаков этой части речи?
Учитель фиксирует на доске высказывания учащихся в столбик(вопрос, род, число, падеж, одушевлённый ,неодушевлённый, член предложения, состав слова и т.п)
-Проверим ваши умения на практике.(Перед учащимися на парте лежат карточки под номерами)
-Возьмите текст №1..(СЛАЙД 2)
Вокзал находится на окраине города.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал
-Прочитайте. Что общего в этих предложениях?
(говорится о вокзале)
-К какой части речи относится это слово?(Имя существительное)
-Давайте проверим ваши высказанные понятия на доске на этом слове.
Поочерёдно определяем признаки зафиксированные на доске. ВОКЗАЛ - что? м.р, неодуш., вт.член предложения При определении падежа появляются два определения - И.п. и В.п.
-Почему так получилось? (отвечают на один и тот же вопрос что?, одинаковая форма слова)
-Так кто же прав? Давайте разберёмся.
Вывешиваются таблички с И.п. В.п.
- 2стр. (из 3стр.)
-Что мы знаем о этих падежах?
(вопрос) кто? что? кого? что?
(вспомогательное слово) есть(н.ф.) виню, вижу
Проверяем цепочку признаков записанных на доске и отмечаем плюсом и минусом , что у них общее и различия (род +, число+, (одуш)., неодуш+ .,состав слова+,падеж +-? ,член предложения -+?)
Подчеркнём главные члены предложения.
Подставим к слову вокзал два вопроса для определения падежа по смысловому значению предложения(есть кто? что?-вокзал-1 предложение, видят кого? что?- вокзал- 2 предложение))
подлежащее второстепенный член предложения
-Значит -им. сущ. в И.п. является подлежащим, а им. сущ. в В.п. -второстепенный член предложения.
-Ребята, вы считаете ,что вашу гипотезу можно использовать при определении на практике?(Да. Нет.)
-Так как же быть?
-Проверить на других предложениях свои предположения.
Работают с текстом №2 (СЛАЙД 3) Можно работать в парах.
Возле дома мама устроила большой яркий цветник.
Пёстрый цветник из цветов астр и лилий поднимал настроение.
Выполните аналогичную работу. Докажите.
Цветник-1 предложение -второстепенный член предложения -В. п.,
Цветник-2 предложение- главный член предложения -И.п.
-Мы смогли разрешить проблему , которая возникла вначале урока?
К какому заключению вы пришли?
(И.п. -главный член предложения , есть кто? что?
В.п.-второстепенный член предложения , вижу кого? что?)
Обращаемся к записям на доске и стираем поставленные вопросы к признакам имени существительного.
3. Закрепление.
- Ребята ,хотите попробовать проверить свою гипотезу как она работает на более сложном тексте?
Работа в группах (4 группы. В каждой из двух групп -- одинаковый текст.) Задание: Найдите имена существительные . в И.п. и В.п.)(СЛАЙД 4)
Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик-пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.У бойца-кавалериста
Серебром горит клинок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки. (С. Маршак)
(СЛАЙД 5)
Всю весну мечтал Володя:
"Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк".
Он обдумал это дело.
План Володин был не плох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох.
(А.Барто)
На листах А-3 выписывают в 2 столбика имена существительные И.п. и В.п.Результат вывешивается на доску. При проверке идёт сравнение работ групп
(1-Ип-4. Вп.-6
2-И.п.-4 В.п.-5)
4.Творческая работа.
-Я знаю , что вы дети творческие, поэтому я предлагаю вам в группах написать мини- сочинение на тему "Осенний лес", чтобы в предложении был и И.п. и В.п.
Проверка (доказывают правильность выполнения по члену предложения, и двум подставленным вопросам к имени существительному).
5.Тестовая проверка (СЛАЙД 6)
Какая форма им. существительных является начальной?
А) Винительного падежа
Б) Именительного падежа
В) Родительного падежа
(СЛАЙД 7.)
Как различить Именительный падеж и Винительный падеж имён существительных:
А) по окончанию
Б) по вопросу
В) по роли в предложении
Ответы СЛАЙД 8.
6. Рефлексия -. Посмотрите на доску. Остались ли неразрешённые вопросы урока?
Каков же результат нашего открытия?
7. Домашняя работа. Выписать из дополнительных источников 6-7 предложений , в которых были бы имена существительные Именительного падежа и Винительного падежа.