Цели:
учебные:
- знать особенности текста-описания картины, где изображён пейзаж без человека;
- знать особенности различных стилей речи и уметь использовать необходимый стиль с учётом создания одного из видов текста;
- закрепить умения собирать материал к сочинению;
развивающие:
- формировать умения и навыки создавать текст типа описания и описания картины как одного из его видов;
- формировать умения соблюдать композицию текста типа описания (общий признак, характеризующий объект в целом; частные признаки, характеризующие его детали);
- учить всматриваться в произведение живописи и создавать текст на основе увиденного на картине;
- уметь использовать при необходимости в сочинении разные типы и стили речи;
воспитывающие:
- вызвать чувство восхищения вечно прекрасной природой, уважения к художнику, создающему на полотне красоту родной природы;
- воспитывать любовь к родной природе, к родной земле.
Межпредметные связи: поэзия, живопись, музыка, история.
Оборудование: презентация в компьютерном варианте; набор иллюстративного, познавательного, биографического материала (репродукции картин В.Д.Поленова, вопросы "Поразмышляем над картиной", тест, термины живописи - распечатки из "Краткого словаря художественных терминов", листы "Рабочие материалы" для каждого учащегося, распечатки из "Словаря эпитетов русского языка" К.С.Горбачевич с эпитетами осенней пейзажной тематики).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
Слайд 1, слайд 2, слайд 3.
III. Работа по теме урока.
Звучит мелодия П.И.Чайковского "Времена года" (осень). Слайд 4.
Вступительное слово учителя.
Начали мы урок с осенней мелодии Петра Ильича Чайковского "Времена года". Осень - замечательное время года, время отдыха природы перед чистотой снега, свежим морозцем. Осень любили многие писателя, поэты, художники. Нам сразу вспоминаются пушкинские строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Эпиграфом к уроку взяли слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Вдумаемся в них:
"Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра".
Цель нашего урока - подготовиться к описанию картины Василия Дмитриевича Поленова "Золотая осень", а помогут нам в этом группы учащихся.
ПОЭТЫ напомнят нам стихи об осени, золотой, прохладной, с шуршащими листьями, криками улетающих в тёплые края птиц.
БИОГРАФЫ познакомят с биографией художника, с его необычными дарованиями.
ЭКСКУРСОВОДЫ расскажут о нескольких известных и незаслуженно забытых полотнах В.Д.Поленова.
ИСКУССТВОВЕДЫ поделятся с нами знаниями из словарей и напомнят значение некоторых необходимых для работы над сочинением терминов живописи.
ЯЗЫКОВЕДЫ напомнят нам синонимы к словам художник, картина, изобразил.
Выступления учащихся. Слушаем друг друга очень внимательно, наблюдаем, запоминаем, это поможет вам правильно ответить на вопросы теста. Помним, что наблюдать - значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.
ПОЭТЫ. Слайд 5.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
:Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
И.БунинОбвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит:
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Ещё на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещрённым,
Молниевидный брызнет луч.
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нём для нас,
Когда что так цвело и жило.
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнётся раз!
Ф.И.Тютчев
БИОГРАФЫ. Слайды 6, 7, 8.
Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении защищал Шевардинский редут, за храбрость награждён двумя шпагами.
В детстве мальчик обучался музыке, после окончания гимназии в Петрозаводске поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Занятия музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре. В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным, В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в Москве, выступил с картиной "Московский дворик" (1878), которая начала новый этап его творчества. Создаёт "Бабушкин сад" (1879), "Заросший пруд" (1880), "Старая мельница" (1880).
Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой, участвуя в театральном кружке мецената С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок ставил спектакли, в которых участвовали Поленов, Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др. Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок перерос в оперный театр. Поленов сдружился со многими театральными деятелями - в том числе с Ф.Шаляпиным. Опера "Призраки Эллады", созданная Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло принята публикой.
В 1881 - 82 годах ездил по Святым местам: Египет, Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон, В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил общедоступный Народный театр. В 1905 году резко реагировал на кровавое подавление царским правительством народных выступлений.
Последние годы посвятил организации народного театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям для рабочих Пресненского района Москвы. Он считал искусство мощным средством развития народного самосознания, воспитывающее эстетические вкусы и содействующее народному просвещению.
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника.
ЭКСКУРСОВОДЫ.
Рассказы по картинам "Московский дворик", "Заросший пруд", "Бабушкин сад".
ИСКУССТВОВЕДЫ.
При описании картины необходимо пользоваться терминами живописи.
Сообщение по словарю "Краткий словарь терминов живописи" (полотно, палитра, светотень и другие).
Колорит (от лат. "цвет", "окраска") в живописи - система соотношения цветов, служащая для раскрытия художественного образа. В зависимости от преобладания тех или иных красок, колорит может быть спокойным или напряжённым, холодным или тёплым, светлым или тёмным, ярким или сдержанным:Колорит отражает цветовое многообразие мира, индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому.
Палитра (от латинского "лопатка" - деревянная дощечка овальной или круглой формы, на которой живописец смешивает краски. В переносном смысле палитрой художника называют характерную для него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму чувств, которые пробуждает его живопись. Приближается к понятию "колорит". Палитра - скупая, щедрая, нежная, мрачная:
Светотень - передача оттенков светлого и темного на поверхности изображаемых предметов, в изображении в целом, соотношение освещенных и находящихся в тени частей изображения. Светотень является одним из мощных средств художественной выразительности в графике и живописи.
Проверим наши знания о художнике и его картинах. Тест (раздаются для каждого учащегося листы с тестом). Выполнение тестовых заданий (3-5 минут). Самопроверка по ключу. КЛЮЧ к тесту: 1а 2б 3г 4г 5б 6ж.
Тест.
1. Укажите годы жизни В.Д.Поленова
А) 1844 - 1927
Б) 1854 - 1927
В) 1854 - 1937
2. Чем увлекалась мать В.Д.Поленова?
А) музыкой
Б) живописью
В) поэзией
3. Почему мальчик гордился своим дедушкой, генерал-майором Воейковым?
А) воевал вместе с Суворовым
Б) участвовал в Бородинском сражении
В) за храбрость награждён двумя шпагами
Г) верно всё перечисленное
4. В.Д.Поленов получил образование
А) на юридическом факультете Петербургского университета
Б) на словесном факультете Петербургского университета
В) в Академии художеств
Г) верно А и В
5. В.Д.Поленов - не создал картину
А) "Золотая осень"
Б) "Грачи прилетели"
В) "Бабушкин сад"
Г) "Московский дворик"
Д) "Заросший пруд"
6. Чего не делал в жизни В.Д.Поленов
А) пел в хоре
В) рисовал декорации
Г) участвовал в сербско-турецкой войне
Д) возглавлял народный театр
Е) сочинил оперу
Ж) дружил с А.П.Чеховым
З) преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества.
И вот перед нами картина В.Д.Поленова "Золотая осень" (1893 год) (показ репродукции по слайду компьютера и на распечатках у учащихся).
Вдумаемся в название полотна мастера живописи - "Золотая осень". Как вы его понимаете?
Как ещё можно назвать эту картину?
Почему же художник выбрал название именно "Золотая осень"?
Работа по листу "Размышляем над картиной" (слайд 9). Мы должны в своём сочинении постараться раскрыть замысел художника - в осеннем пейзаже Поленова всё дышит покоем, тишиной, умиротворённостью.
1. Как вы думаете, чем привлёк художника этот уголок природы?
2. Что поэтичного увидел автор в этом пейзаже?
3. Опишите землю, деревья, реку, небо, даль, изображенные художником.
4. Какое сочетание цветов использовал Поленов, чтобы передать светлое и одновременно грустное настроение осени?
Систематизация материалов. Слайд 10.
Работа по листочкам "Сбор материалов к сочинению" по плану:
а) передний план - сосны, берёзы, земля;
б) второй план - небо, воздух, река, горизонт.
План | Рабочие материалы | Ваши дополнения |
Сосны | Мощная, густая крона: Раскидистые ветви: Высокие стволы: |
|
Земля | Устлана жёлтыми, коричневыми, янтарными
листьями: Нет ярких красок: |
|
Берёзки | Белеют стволы берёз: Почти нет листьев: |
|
Воздух | Сырой, прохладный: Небольшой ветерок: Пахнет листьями: |
|
Река | Широкая, полноводная, с пологими
берегами: Вода на глубине тёмно-синяя, у берега - светло-голубая: |
|
Небо | Отражается в реке: Выгорело:Выцвело: Бледно - серое: Вдали слева - синее |
|
Горизонт | Далеко видно и далеко слышно: Просторно, но грустно: |
Записи выполняем на листочках в колонке "Ваши дополнения", это ваш черновик.
Не забудьте, что, работая над описанием картины, нужно избегать не только орфографических, пунктуационных, но и речевых ошибок. Нужно использовать синонимы.
ЯЗЫКОВЕДЫ. (Работа со словарём). Ученик этой группы рассказывает о синонимах, выбранных из "Словаря синонимов русского языка" по теме работы.
Художник: живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна:
Картина: репродукция, полотно, произведение живописи, шедевр мастера:
Изобразил: показал, передал, запечатлел, воплотил свой замысел, нарисовал, создал:
Подумаем над началом вашей работы в зависимости от формы сочинения, не забывая о стиле:
- письмо к другу,
- отзыв о картине,
- репортаж с выставки картин художника,
- впечатления участника экскурсии на природу.
Учитель или учащиеся творческого и исследовательского уровня развития редактируют варианты, предлагаемые учащимися.
Работа над черновым вариантом сочинения. Учащиеся работают самостоятельно. Тот, кто справился раньше, становится КОНСУЛЬТАНТОМ и по рядам помогает тем, кто затрудняется выполнить работу.
Обобщение по уроку (слайд 11), итоги работы учащихся.
Домашнее задание (слайд 12):
А) для всех *учащихся написать чистовой вариант сочинения;
Б) для **учащихся дополнительно составить свой тест по материалам урока;
В) для ***учащихся дополнительно составить кроссворд по материалам урока или сценарий к игре по образцу одной из телевизионных игр по материалам урока.
Литература:
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.
- Горбачевич К.С. , Е.П.Хабло. Словарь эпитетов русского языка.- АН СССР Институт РЯ, - Ленинград: "Наука", 1979.
- Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. Серия "Краткие биографические словари" - М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 2001. - 640 с.
- Краткий словарь терминов живописи.