Цель: формировать умения применять на практике правило по правописанию безударных гласных.
Задачи:
- Формировать умения по правописанию безударных гласных.
- Развивать устную речь, орфографическую зоркость учащихся.
- Воспитывать любовь к природе, ценностное отношению.
1. Организационный момент.
У: Урок русского языка. Проверили посадку, положили правильно тетрадь, записали число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
У: Послушайте стихотворения и скажите, какие буквы в них спрятались? Отгаданную букву записываем в тетрадь. ( Учитель с объяснением пишет на доске, дети в тетради)
- Вот буква вроде шалаша,
Не правда, ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)- Ева гребнем причесалась-
В нем три зубчика осталось. (Е)
- В этой букве нет угла,Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла (О)- Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три!
И какая буква? (И)
У: Что объединяет эти буквы?
Д: Эти буквы в безударном положении в корне слова требуют проверки.
У: Какая еще буква должна дополнить ряд?
Д: Дополнить ряд должна буква Я.
У: Определите, какова тема нашего урока?
Д: Тема нашего урока "Безударные гласные в корне слова"
3. Работа по закреплению материала
У: Вспомните, как проверить безударную гласную в корне слова? (Правило)
Д: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
У: Применяя правило, запишите слова в тетрадь, устно подбирая проверочное слово.
(1 человек у доски, остальные работают в тетради)
Снегирь, снеговик, ледник, холодок, мороз, Снегурочка.
У: Какая тема объединяет все эти слова?
Д: Все эти слова на тему "Зима"
У: Допишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.
У: На какие 2 группы можно разделить записанные слова?
Д: Все слова можно разделить на предметы одушевленные и неодушевленные.
У: Какое слово можно назвать лишним?
Д: Лишним является слово мороз, т.к. это словарное и безударную гласную нельзя проверить.
У: В ряде записанных слов найдите однокоренные слова, выделите корень.
У: Каждый человек видит красоту зимы по своему. Я предлагаю вам для просмотра репродукции разных художников. ( Слайды с репродукциями)
У: Составьте предложения на тему зима. (Выслушиваются предложения детей)
У: И я для вас приготовила предложение на заданную тему, но в нем слова заблудились. Какая задача стоит перед вами?
Д: Расставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение.
Окном, за, падал, пушистый, весело, снежок.
У: Соблюдая правило по написанию предложения запишите его в тетрадь.
Д: За окном весело падал пушистый снежок.
У: Найдите слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.
Д: Окном - окна, весело - веселый, снежок - снег.
У: Выполним синтаксический разбор предложения.
Физ. минутка.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
4. Самостоятельная работа
У: Перед вами текст. Прочитайте его. Что заметили в тексте?
Д: В тексте нет границ предложений.
Утром в небе закружились первые сн.жинки они ложились на крыши д.мов снежные шапки росли на кустах как кр.сиво кругом
У: Определите границы предложений.
Д: В тексте четыре предложения.
У: Какое предложение можно назвать восклицательным? Прочитайте его.
Д: Как красиво кругом!
У: Как можем озаглавить текст?
Д: Текст можем озаглавить "Первый снег"
У: Предлагается для вашего внимания выставка детских поделок на тему "Первый снег".
У: Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Д: Снежинки - снег, домов - дом, красиво - краше.
У: Спишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. (Сам. работа детей)
У: Поменялись тетрадями, проверили работу своего соседа по парте.
У: По линии отметок на полях, оцените работу своего товарища, а я проверю ваши тетрадочки и посмотрю, соглашусь я с вашей оценкой или нет.
5. Воспитательный момент.
У: Ребята, в зимнее время много детских игр и занятий. Какие правила вы должны соблюдать, чтобы не произошло несчастного случая?
6. Итог урока.
У: Достигли ли мы поставленных задач на уроке? Как доказывали написание безударной гласной в корне слова.
Д: чтобы грамотно написать безударную гласную в корне слова, мы изменяли слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
7. Домашнее задание.
У: Самостоятельно записать 5 слов с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова. Спасибо за урок!