Цель: познакомить детей со звуками [т - т'] и [д - д'], их смыслоразличительной ролью.
Задачи:
Познавательные:
- Через исследование звуков подвести детей к понятию: [т], [т'], [д], [д'] - парные согласные;
- Формировать умение различать парные согласные звуки [т], [т'], [д], [д'] на слух и обозначать буквами Т, Д; читать слова с этими буквами.
- Учить давать характеристику звукам, анализировать слова с новыми звуками, совершенствовать метод звукобуквенного анализ слов.
- Закрепить понятие "опасные места" при обозначении гласных.
Развивающие:
- Развивать навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать аналитико- синтетическое мышление.
- Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкую моторику руки.
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Прививать интерес к учебной деятельности.
- Воспитывать умение слушать и слышать, анализировать.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
- Дорогие ребята, сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. Давайте произнесём установку на урок: Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!
2. Дыхательная гимнастика.
- штопор (поворот влево, вправо - выдох через сопротивление [п-ф];
- мячик (прыжки с короткими выдохами);
- проколотый мяч (сдуваем с помощью рук воображаемый мяч - у кого дольше получится);
- дровосек (колем дрова - резкие выдохи "ух, ух").
- цветок (нюхаем воображаемый цветок, вдыхаем как можно глубже);
- свеча (задуваем воображаемую свечу, выдыхаем как можно дольше).
- чтение ряда согласных МЛНРЙХСЗКГ (на одном дыхании, сначала в одну сторону, затем обратно).
3. Артикуляционный и фонетический тренинг.
- вялая челюсть (нижняя челюсть двигаем из стороны в сторону);
- иголочка - лопаточка (кончиком языка уколоть поочерёдно правую и левую щеку, затем погладить);
- "чищу зубки" ( языком имитируем движения зубной щетки по зубам);
- "сластены" (языком слизываем с губ варенье).
- дразнилка (вынуть язык как можно дальше изо рта, а затем наоборот убрать как можно глубже)
- озвучивание (звуками изобразить текст): Наступило утро. Подул легкий ветерок. В сарае загоготали гуси. Запел петушок на заборе. Пёс Тузик зарычал на него. В окно влетел большой жук. Папа заводит машину. Запищал комар над ухом. По улице проехала лошадка.
4. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.
Повторение изученного материала.
У.: Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв.
Хором:
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
У.: На какие две группы делятся все звуки русского языка? В чем их отличие?
Хором:1.
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
2.
А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
У.: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие А вот куда, вы должны догадаться, выслушав мою загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем.
Этот дом стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ксюшу - земляникою,
Таню - костяникою,
Настеньку - орешком,
Ваню - сыроежкой.
Кристину - малинкой,
А Диму - хворостинкой.
У.: Правильно, мы отправляемся в лес. Вот мы вышли на лесную полянку, а на ней растут волшебные грибы. Они растут, не где хотят, а только в определенных местах.
У.: Какие буквы растут на грибках слева от нас? Почему они выросли под синим облачком со значком - ? Какой буквы не хватает? Почему? Почему остальные грибы прячутся под зелёной ёлочкой со знаком = ?
У.: А какое время года сейчас идет? Какие цвета осени вы можете назвать?
У.: Я приготовила вам карточки для индивидуальной работы. Они трех цветов осени:
Красный, желтый, зеленый. Что вам это напоминает? Для чего служит светофор? Какие правила дорожного движения вы знаете?
5. Физкультминутка.
6. Знакомство с новым материалом.
Выделение новых звуков. Постановка темы и цели урока.
У.: В лесу нас уже встречают братья гномы Том и Тим. У Тома в руках - дудочка, а у Тима - деревце. Сравните между собой первые звуки их имен и названий вещей в их руках и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
У.: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на написанные на доске фразы, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано:
Познакомиться с:
Учиться отличать:
Учиться читать:
Вычленение и характеристика новых звуков.
У.: Произнесите слово Том, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Том. Произнесите звук [Т] перед зеркальцем.
У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении звука [Т].
У.: Скажите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [Т]. Сделайте вывод.
У.: Определите, что слышится при произнесении звука [Т]: голос и шум или только шум, и сделайте вывод.
У.: Определите, какой гласный следует за звуком [Т], и сделайте вывод.
У.: Произнесите слово Тим, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Тим.
У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении звука [Т'].
У.: Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [Т'], что слышится при его произнесении, какой звук следует за ним, и сделайте необходимые выводы.
У.: Подберите условные обозначения для звуков [т-т'].
У.: Сделайте общий вывод по этой части урока.
У.: Произнесите слово дудочка, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Тим. Произнесите звук [д] перед зеркальцем.
У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.
У.: Произнесите звук [д] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.
У.: Дайте короткую характеристику звука [д].
У.: Произнесите слово деревце, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове деревце.
У.: Произнесите звук [д'] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].
У.: Произнесите звук [д'] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.
У.: Дайте короткую характеристику звука [д'].
У.: Сделайте общий вывод по этой части урока, охарактеризуйте звуки, которые мы сейчас разбирали.
У.: Подберите условные обозначения для звуков [д-д'].
У.: Сравните произношение звуков [т-т'] и [д-д'].
У.: Сделайте вывод по этой части урока. (Эти звуки в Звукограде мы поселим на улицу Парных согласных).
Знакомство с названием букв Т и Д. Печатание.
У.: Ребята, мы с вами знаем, что звуками мы пользуемся в устной речи. А как называются значки звуков в письменной речи?
У.: Мы познакомились со звуками [т-т'] на письме они обозначаются буквой Т.
Рассматривание образцов буквы Т: письменная и печатная - заглавная и строчная.
У.: Ещё мы познакомились со звуками [д-д'] они на письме обозначаются буквой Д.
Рассматривание образцов буквы Д: письменная и печатная - заглавная и строчная.
У.: Теперь мы эти буквы напечатаем в своих тетрадях по печатанию. Но сначала вспомним правила посадки при письме.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
После печатания дети находят буквы Т и Д в своих индивидуальных кассах букв. Заселяем их на улицу Парных согласных в Буквограде.
7. Первичная проверка усвоения знаний.
Слуховой диктант с сигнальными карточками.
У.: Пока мы с вами усердно работали, наши гномики Тим и Том проголодались. Давайте их покормим. Я буду называть продукты питания, в которых обязательно есть звуки [т-т'] и [д-д'], а вы показываете карточку с соответствующим значком звука. Будьте внимательны: вас ждет слово-ловушка, которое может съесть и Том и Тим - в нем встречаются и твердые и мягкие звуки- именинницы урока.
У.: Ватрушка, торт, картошка, тефтели, котлеты, компот, виноград, тыква, салат, винегрет, омлет, конфеты, творог, дыня, редиска, помидоры, мёд, повидло, селедка, смородина, бутерброд, батон, пудинг, сметана, мармелад, мандарин, лимонад, капуста. (Слово-ловушка подчеркнуто).
Чтение прямых и обратных слогов, договаривание до целого слова.
У.: Сейчас мы с вами будем учиться читать прямые и обратные слоги с новыми буквами по вашим слоговым таблицам. А затем попробуем договорить слог до целого слова.
Фронтальная работа. Тренировка в делении слов на слоги.
У.: Гномы Тим и Том решили построить домик для животных, которые живут в лесу. Как он называется, вы узнаете, если справитесь с заданием гномов на карточках.
Задание на перфокартах: Выпишите ту букву, которая встречается в одном слове и пропадает в другом. Составьте из этих букв спрятанное слово, напечатайте его в тетрадях, разделите на слоги, поставьте ударение.
Еноты | Ноты |
Парк | Пар |
Лампа | Лапа |
Поле | Пол |
Сорт | Сор |
Овес | Вес |
Крот | Кот |
У.: Давайте проверим. Какое слово вы получили, как называется домик, который построили Том и Тим? Правильно, ТЕРЕМОК. Гномы построили этот дом для лесных жителей. Значит, какие животные будут в нем жить: дикие или домашние? Когда будем заселять домик, смотрите не попадитесь в ловушку. Кто догадался, сколько в нем этажей? (Три- по количеству слогов).
У.: Итак, заселяем домик жителями. Не забудьте, в нем могут жить только дикие животные, в названиях которых есть буква Т. Чтобы узнать, на каком этаже поселится зверек, нужно сосчитать сколько слогов в его названии.
У.: Тетерев(3), тигр(1), петух(2), стрекоза(3), аист(2), крот(1), дятел(2), таракан(3), кот(1), цыплята(3), енот(2), стрекоза(3), утка(2), тушканчик(3), трясогузка(4), стрижи(2).
У.: У меня к вам три вопроса-ловушки.
- Кто из названных животных не может жить в теремке, он прилетает только в гости к его жителям?
- Какое животное из перечисленных не может жить в теремке?
- Как помочь цыплятам поселиться вместе с их папой - Петухом, чтобы они не плакали?
8. Минутка релаксации.
У.: В теремке у жителей наступил тихий час. Давайте и мы отдохнем.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко:ровно:глубоко:
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают: засыпают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко:ровно:глубоко:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали:
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите.
9. Первичное закрепление базисного уровня.
Работа по учебнику (с. 84). Групповая работа и работа в парах.
У.: Сейчас мы с вами пойдём в гости к жителям Теремка? Но чтобы туда попасть, надо выполнить задание гномов.
1 задание:
Хором прочитаем столбики слов из учебника. Ставим ударение, делим на слоги, обозначаем безударные гласные - "опасные места". В ходе чтения выясняется смыслоразличительная роль букв Т и Д. (При замене буквы смысл слова изменяется).
У.: Давайте прочитаем имена людей с ориентировкой на знак ударения, разделим их на слоги, обозначим безударные гласные - "опасные места".
2 задание:
Прочитайте текст с доски. В некоторых словах ловушки - слоги переставлены местами.
Мы идём в есл. Там растут деревья и стыку.
На траве и стьяхли капли росы. В лесу вутжи разные ризве.
У.: О чем говорится в тексте?
3 задание:
Выполни математические действия и прочитай слово:
ОЛИ + С - О + ТИ - И = ?
4 задание:
Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь нужный значок.
ЛИСТ = СТЕБЕЛЬ =
ЦВЕТОК = ВОЛСТ =
5 задание: (на листочках). Выполняется в парах.
Вычеркни из скороговорки именинниц сегодняшнего урока буквы Т и Д.
У Дуни и Тани дела идут сами.
После выполнения и проверки задания - чтение скороговорки с изменением силы голоса и темпа чтения, с перемещением логического ударения на разные слова, чтение - распевание только гласных букв (у-у-и-и-а-и-е-а-и-у-а-и). Наблюдение над изменением смысла прочитанного.
6 задание:
Прочитайте слова. Почему они являются родственными? Найдите в них общую часть.
Дело дела делал делала
Беседа о добрых делах.
У.: Тим и Том благодарят вас за выполнение этих сложных заданий. Теперь вы будете их долгожданными гостями. Тим разрешит вам вместе с ним сделать доброе дело - посадить деревце, которое он держал в руках. А Том дарит свою любимую пословицу:
Сделал дело - гуляй смело!
У.: Ребята, как вы понимаете её смысл?
10. Итоговая рефлексия.
У.: Наше путешествие подошло к концу. Вот вам последняя ловушка: если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - топаем ногами.
- Находили буквы, обозначающие гласные и согласные звуки?
- Со звуковыми схемами работали?
- Со словами встречались?
- Кофе пили?
- Предложения составляли?
- С горки катались?
- Слова на слоги делили?
- Мультфильмы смотрели?
- "Опасные места" в словах находили?
- Сильно устали?
У.: Молодцы, вы хорошо потрудились, спасибо вам за работу.