Урок обучения грамоте по комплекту "Гармония" по теме "Звуки [т–т'] и [д–д'], буквы Т, Д" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить детей со звуками [т - т'] и [д - д'], их смыслоразличительной ролью.

Задачи:

Познавательные:

  • Через исследование звуков подвести детей к понятию: [т], [т'], [д], [д'] - парные согласные;
  • Формировать умение различать парные согласные звуки [т], [т'], [д], [д'] на слух и обозначать буквами Т, Д; читать слова с этими буквами.
  • Учить давать характеристику звукам, анализировать слова с новыми звуками, совершенствовать метод звукобуквенного анализ слов.
  • Закрепить понятие "опасные места" при обозначении гласных.

Развивающие:

  • Развивать навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать аналитико- синтетическое мышление.
  • Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкую моторику руки.
  • Развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к учебной деятельности.
  • Воспитывать умение слушать и слышать, анализировать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

- Дорогие ребята, сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, исследуя старое; доказывать и спорить, радоваться вместе нашим победам, а с неудачами справляться вместе. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. Давайте произнесём установку на урок: Мы - умные!

Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся
Всё у нас получится!

2. Дыхательная гимнастика.

  • штопор (поворот влево, вправо - выдох через сопротивление [п-ф];
  • мячик (прыжки с короткими выдохами);
  • проколотый мяч (сдуваем с помощью рук воображаемый мяч - у кого дольше получится);
  • дровосек (колем дрова - резкие выдохи "ух, ух").
  • цветок (нюхаем воображаемый цветок, вдыхаем как можно глубже);
  • свеча (задуваем воображаемую свечу, выдыхаем как можно дольше).
  • чтение ряда согласных МЛНРЙХСЗКГ (на одном дыхании, сначала в одну сторону, затем обратно).

3. Артикуляционный и фонетический тренинг.

  • вялая челюсть (нижняя челюсть двигаем из стороны в сторону);
  • иголочка - лопаточка (кончиком языка уколоть поочерёдно правую и левую щеку, затем погладить);
  • "чищу зубки" ( языком имитируем движения зубной щетки по зубам);
  • "сластены" (языком слизываем с губ варенье).
  • дразнилка (вынуть язык как можно дальше изо рта, а затем наоборот убрать как можно глубже)
  • озвучивание (звуками изобразить текст): Наступило утро. Подул легкий ветерок. В сарае загоготали гуси. Запел петушок на заборе. Пёс Тузик зарычал на него. В окно влетел большой жук. Папа заводит машину. Запищал комар над ухом. По улице проехала лошадка.

4. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

Повторение изученного материала.

У.: Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв.

Хором:

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

У.: На какие две группы делятся все звуки русского языка? В чем их отличие?

Хором:1.

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

2.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

У.: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие А вот куда, вы должны догадаться, выслушав мою загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем.
Этот дом стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ксюшу - земляникою,
Таню - костяникою,
Настеньку - орешком,
Ваню - сыроежкой.
Кристину - малинкой,
А Диму - хворостинкой.

У.: Правильно, мы отправляемся в лес. Вот мы вышли на лесную полянку, а на ней растут волшебные грибы. Они растут, не где хотят, а только в определенных местах.

 

У.: Какие буквы растут на грибках слева от нас? Почему они выросли под синим облачком со значком - ? Какой буквы не хватает? Почему? Почему остальные грибы прячутся под зелёной ёлочкой со знаком = ?

У.: А какое время года сейчас идет? Какие цвета осени вы можете назвать?

У.: Я приготовила вам карточки для индивидуальной работы. Они трех цветов осени:

Красный, желтый, зеленый. Что вам это напоминает? Для чего служит светофор? Какие правила дорожного движения вы знаете?

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с новым материалом.

Выделение новых звуков. Постановка темы и цели урока.

У.: В лесу нас уже встречают братья гномы Том и Тим. У Тома в руках - дудочка, а у Тима - деревце. Сравните между собой первые звуки их имен и названий вещей в их руках и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

У.: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на написанные на доске фразы, сформулируйте цель нашего урока. На доске написано:

Познакомиться с:

Учиться отличать:

Учиться читать:

Вычленение и характеристика новых звуков.

У.: Произнесите слово Том, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Том. Произнесите звук [Т] перед зеркальцем.

У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении звука [Т].

У.: Скажите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [Т]. Сделайте вывод.

У.: Определите, что слышится при произнесении звука [Т]: голос и шум или только шум, и сделайте вывод.

У.: Определите, какой гласный следует за звуком [Т], и сделайте вывод.

У.: Произнесите слово Тим, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Тим.

У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при произнесении звука [Т'].

У.: Определите, как проходит воздух через горлышко при произнесении звука [Т'], что слышится при его произнесении, какой звук следует за ним, и сделайте необходимые выводы.

У.: Подберите условные обозначения для звуков [т-т'].

У.: Сделайте общий вывод по этой части урока.

У.: Произнесите слово дудочка, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове Тим. Произнесите звук [д] перед зеркальцем.

У.: Расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

У.: Произнесите звук [д] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте необходимые выводы.

У.: Дайте короткую характеристику звука [д].

У.: Произнесите слово деревце, выделяя в нем первый звук. Назовите первый звук в слове деревце.

У.: Произнесите звук [д'] перед зеркальцем. Скажите, чем отличается расположение видимых органов речи при его произнесении от расположения их при произнесении звука [д].

У.: Произнесите звук [д'] ещё раз. Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, какой звук следует после него, и сделайте необходимые выводы.

У.: Дайте короткую характеристику звука [д'].

У.: Сделайте общий вывод по этой части урока, охарактеризуйте звуки, которые мы сейчас разбирали.

У.: Подберите условные обозначения для звуков [д-д'].

У.: Сравните произношение звуков [т-т'] и [д-д'].

У.: Сделайте вывод по этой части урока. (Эти звуки в Звукограде мы поселим на улицу Парных согласных).

Знакомство с названием букв Т и Д. Печатание.

У.: Ребята, мы с вами знаем, что звуками мы пользуемся в устной речи. А как называются значки звуков в письменной речи?

У.: Мы познакомились со звуками [т-т'] на письме они обозначаются буквой Т.

Рассматривание образцов буквы Т: письменная и печатная - заглавная и строчная.

У.: Ещё мы познакомились со звуками [д-д'] они на письме обозначаются буквой Д.

Рассматривание образцов буквы Д: письменная и печатная - заглавная и строчная.

У.: Теперь мы эти буквы напечатаем в своих тетрадях по печатанию. Но сначала вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

После печатания дети находят буквы Т и Д в своих индивидуальных кассах букв. Заселяем их на улицу Парных согласных в Буквограде.

7. Первичная проверка усвоения знаний.

Слуховой диктант с сигнальными карточками.

У.: Пока мы с вами усердно работали, наши гномики Тим и Том проголодались. Давайте их покормим. Я буду называть продукты питания, в которых обязательно есть звуки [т-т'] и [д-д'], а вы показываете карточку с соответствующим значком звука. Будьте внимательны: вас ждет слово-ловушка, которое может съесть и Том и Тим - в нем встречаются и твердые и мягкие звуки- именинницы урока.

У.: Ватрушка, торт, картошка, тефтели, котлеты, компот, виноград, тыква, салат, винегрет, омлет, конфеты, творог, дыня, редиска, помидоры, мёд, повидло, селедка, смородина, бутерброд, батон, пудинг, сметана, мармелад, мандарин, лимонад, капуста. (Слово-ловушка подчеркнуто).

Чтение прямых и обратных слогов, договаривание до целого слова.

У.: Сейчас мы с вами будем учиться читать прямые и обратные слоги с новыми буквами по вашим слоговым таблицам. А затем попробуем договорить слог до целого слова.

Фронтальная работа. Тренировка в делении слов на слоги.

У.: Гномы Тим и Том решили построить домик для животных, которые живут в лесу. Как он называется, вы узнаете, если справитесь с заданием гномов на карточках.

Задание на перфокартах: Выпишите ту букву, которая встречается в одном слове и пропадает в другом. Составьте из этих букв спрятанное слово, напечатайте его в тетрадях, разделите на слоги, поставьте ударение.

Еноты Ноты
Парк Пар
Лампа Лапа
Поле Пол
Сорт Сор
Овес Вес
Крот Кот

У.: Давайте проверим. Какое слово вы получили, как называется домик, который построили Том и Тим? Правильно, ТЕРЕМОК. Гномы построили этот дом для лесных жителей. Значит, какие животные будут в нем жить: дикие или домашние? Когда будем заселять домик, смотрите не попадитесь в ловушку. Кто догадался, сколько в нем этажей? (Три- по количеству слогов).

У.: Итак, заселяем домик жителями. Не забудьте, в нем могут жить только дикие животные, в названиях которых есть буква Т. Чтобы узнать, на каком этаже поселится зверек, нужно сосчитать сколько слогов в его названии.

У.: Тетерев(3), тигр(1), петух(2), стрекоза(3), аист(2), крот(1), дятел(2), таракан(3), кот(1), цыплята(3), енот(2), стрекоза(3), утка(2), тушканчик(3), трясогузка(4), стрижи(2).

У.: У меня к вам три вопроса-ловушки.

- Кто из названных животных не может жить в теремке, он прилетает только в гости к его жителям?

- Какое животное из перечисленных не может жить в теремке?

- Как помочь цыплятам поселиться вместе с их папой - Петухом, чтобы они не плакали?

8. Минутка релаксации.

У.: В теремке у жителей наступил тихий час. Давайте и мы отдохнем.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко:ровно:глубоко:
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают: засыпают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется,
Дышится легко:ровно:глубоко:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали:
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите.

9. Первичное закрепление базисного уровня.

Работа по учебнику (с. 84). Групповая работа и работа в парах.

У.: Сейчас мы с вами пойдём в гости к жителям Теремка? Но чтобы туда попасть, надо выполнить задание гномов.

1 задание:

Хором прочитаем столбики слов из учебника. Ставим ударение, делим на слоги, обозначаем безударные гласные - "опасные места". В ходе чтения выясняется смыслоразличительная роль букв Т и Д. (При замене буквы смысл слова изменяется).

У.: Давайте прочитаем имена людей с ориентировкой на знак ударения, разделим их на слоги, обозначим безударные гласные - "опасные места".

2 задание:

Прочитайте текст с доски. В некоторых словах ловушки - слоги переставлены местами.

Мы идём в есл. Там растут деревья и стыку.

На траве и стьяхли капли росы. В лесу вутжи разные ризве.

У.: О чем говорится в тексте?

3 задание:

Выполни математические действия и прочитай слово:

ОЛИ + С - О + ТИ - И = ?

4 задание:

Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь нужный значок.

ЛИСТ =              СТЕБЕЛЬ =

ЦВЕТОК =         ВОЛСТ =

5 задание: (на листочках). Выполняется в парах.

Вычеркни из скороговорки именинниц сегодняшнего урока буквы Т и Д.

У Дуни и Тани дела идут сами.

После выполнения и проверки задания - чтение скороговорки с изменением силы голоса и темпа чтения, с перемещением логического ударения на разные слова, чтение - распевание только гласных букв (у-у-и-и-а-и-е-а-и-у-а-и). Наблюдение над изменением смысла прочитанного.

6 задание:

Прочитайте слова. Почему они являются родственными? Найдите в них общую часть.

Дело дела делал делала

Беседа о добрых делах.

У.: Тим и Том благодарят вас за выполнение этих сложных заданий. Теперь вы будете их долгожданными гостями. Тим разрешит вам вместе с ним сделать доброе дело - посадить деревце, которое он держал в руках. А Том дарит свою любимую пословицу:

Сделал дело - гуляй смело!

У.: Ребята, как вы понимаете её смысл?

10. Итоговая рефлексия.

У.: Наше путешествие подошло к концу. Вот вам последняя ловушка: если такое задание выполняли - хлопаем в ладоши, если нет - топаем ногами.

- Находили буквы, обозначающие гласные и согласные звуки?

- Со звуковыми схемами работали?

- Со словами встречались?

- Кофе пили?

- Предложения составляли?

- С горки катались?

- Слова на слоги делили?

- Мультфильмы смотрели?

- "Опасные места" в словах находили?

- Сильно устали?

У.: Молодцы, вы хорошо потрудились, спасибо вам за работу.