Цели:
- повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
- развитие интереса к истории и традициям своих предков;
- изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
- укрепление духовных ценностей семьи;
- патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.
Оборудование: музыкальные произведения башкирского народа.
Наглядность: эпиграф, заголовок.
Ход классного часа.
Учитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о родословной, и итогом нашего классного часа станет построение генеалогического древа, составление росписей и создание герба своего рода. За всем этим стоит целая история - семьи, множества семей. А пока обратимся к слову "род". Что оно означает?
Ответы детей.
Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня "род".
Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?
Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
В Башкирии традиция составлять родословные существует уже давно. Среди башкир трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у башкир?
Ответы детей ( шежере).
Учитель: Что буквально означает это слово?
Ответы детей (в переводе с арабского - дерево).
Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?
Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).
Учитель: Верно! Назовите особенности башкирских шежере.
Ответы детей (вносились только мужские имена; должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом).
Учитель: Хорошо! А когда появились первые шежере?
Ответы детей (в 12-13в).
Учитель: Древние шежере до нас не дошли. В далеком прошлом они бытовали в основном как фольклорные произведения в устной форме. Самым древним по времени записи является шежере племени юрматы. Оно было записано в 1564г.
У кажджого рода, племени как и у современных государств были свои атрибуты, символы. Назовите их.
Ответы детей (тамга, тотем, оран).
Учитель: Что такое тотем, оран, тамга? Для чего они были нужны роду?
Ответы детей (Тотем - первопредок рода, священное животное от которого произошел род.
Оран - клич. Он мог состоять из имени отдаленного предка - патриарха рода, им могло служить и название рода. Оран выкрикивался при вступлении в сражение или во время боя, чтобы отличить
своих от чужих., Чтобы вдохновить друг друга перед боем или же выразить радость победы. Тамга - знак, печать рода. Служила для определения собственности, границ рода, ставилась вместо подписи в документах).
Учитель: Верно! Но тамга - это еще и внешнее выражение единства рода. Как считают некоторые ученые тамга - это своеобразный прообраз герба. Что может отображать герб?
Ответы детей (стремление народа, его занятия, качества).
Учитель: Дома вместе с родителями вы составили свое родословное дерево. Кто знает семь поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять поколений, что тоже не плохо.
Давайте прочитаем башкирские пословицы. Что в них говорится о родословной:
- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.
- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.
- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.
- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.
- Тот, кто свою страну не знает - невежда, тот, кто родословную свою не знает - грешен.
Ответы детей.
Учитель: Родословную своего рода вы составили. Сегодня на классном часе вы попробуете создать герб своего рода, где постараетесь отобразить то, чем гордится, к чему стремится или чем славится ваш род.
На вашу работу вам дается 15 минут. А потом, вы познакомите друг друга со своей родословной и покажете герб своего рода.
Ребята составляют гербы своего рода.
Учитель: Много интересного вы узнали о своих предках, о том, чем они занимались, чем увлекались, чем прославили свой род. Давайте поделимся своими знаниями друг с другом. Вы можете задавать вопросы друг другу.
Защита проектов. Выступление ребят (смотри приложение).
Учитель: Ребята, что вы узнали нового, составляя свои родословные?
Ответы детей (мы узнали, чем занимались наши предки, чем увлекались, откуда пошел наш род).
Учитель: Для чего вы составляли родословные?
Ответы детей (чтобы помнить своих предков, знать обычаи, традиции своей семьи, чтобы потом передать эти знания своим детям).
Учитель: Вы очень много интересного узнали о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
А закончить наш урок мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности".