Проблемы воспитания молодёжи, несомненно, заслуживают самого пристального внимания, так как, по сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счёту – о национальной безопасности страны, корни которой кроятся в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Данная тема обусловлена той проблемой, которую наш коллектив выделил в число основной: эта проблема внедрения воспитания в образовательный процесс. Поэтому в числе основных, мы поставили задачу: вернуть воспитание на занятие творческого объединения . Обучение следует сделать воспитывающим по сути. Если в обучении доминирует трансляция знаний вместо целенаправленного формирования жизненно необходимых качеств обучающихся, то воспитание «испаряется», появляется нравственная пустота занятия, формальная констатация воспитательных целей. Занятие становится пустым, образуется разрыв между знанием и осознанием, формируется привычка «не вникать в сказанное». Как сделать обучение воспитывающим? Что воспитывает на занятии? Каковы результаты воспитания? Как гражданскую компоненту внести в образовательный процесс?. Эти и другие вопросы волновали коллектив .
Планирование началось с выявления проблем гражданского воспитания.
Вхождение России в новое тысячелетие знаменовало принятие двух очень важных государственных документов:
- Программа развития воспитания в системе образования России;
- Программа патриотического воспитания.
Это обстоятельство нарушило десятилетнее молчание о воспитании и обусловило рост внимания интереса к проблемам воспитания. В этих документах отразился государственный заказ к воспитанию.
Одной из составляющих этого заказа явилось воспитание граждан – членов гражданского общества. Результатом гражданского воспитания является готовность человека к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина и формирование гражданских чувств, качеств, гражданского поведения.
Но в данном заказе уже наблюдается противоречие: с одной стороны, государство предъявляет требование к гражданину как к активному субъекту гражданского общества, а с другой стороны, государство заинтересовано лишь в законопослушном гражданине. Идея формирования гражданского общества звучит лишь формально. К тому же гражданское общество возможно лишь в зрелом обществе, где пересекаются интересы государства и интересы общества, где существует баланс интересов и справедливость по отношению всех членов общества. Поэтому можно отметить, что интересы государства и общества России разошлись. И если государственный заказ «худо или бедно « заявлен, то социальный заказ отсутствует в связи с проблемами самого общества. В обществе стоит «плач по воспитанию», как образно выразилась И.Д. Демакова. Социального запроса нет. Каким же станет само общество?
Одна из групп педагогов, работающая по данной теме, определила происхождение слова «общество» от «общее». Этими общими составляющими общества стали: среда, (территория), язык, законы, культура, история, традиции. Это «скрепы», на которых держится общество, это точки, на которых может строится гражданское воспитание. Но что же происходит? Эти «скрепы» расшатаны: утрата территории в связи с разрушением территориального единства нашей исторической Родины, экономическая разобщённость. Язык – искажён, засорён, упрощён, поруган. Законы не знаем, не работают, разошлись понятия «по закону» и «по совести». История искажена поругана, утрачена, умалчивается, изменения в персоносфере. Культура: засилье иностранной культуры, попкультуры, субкультуры, утеря национальной культуры. Традиции частично утрачены, но этим мы пока ещё сильны. Помощь, поддержка, единение, соборность – «решение проблем всем миром» в минуту опасности и в минуту проблем – этим сильно российское общество … За самую трудную проблему берёмся «всем миром», сообща.
Таким образом, в государстве масса проблем и противоречий. Общество не здорово, так как его составляющие расшатаны. Взаимосвязь и взаимодействие общества и государства нарушается, а если нет общества, то нет сильного государства.
Необходимо «целительство общества». И как возрастает значимость врачей в пору болезней и эпидемий, так и в эпоху духовного кризиса, социальных болезней возрастает роль воспитания.
Осуществляя связь времён, поколений педагог передаёт и распространяет достижения человеческой культуры. Творит личность будущих поколений. «Учитель создаёт нацию». В этом мудром и древнем изречении, сохранившем справедливость и в наши дни, состоит социальный и гуманистический смысл учительского труда. «Воспитывая гражданина – формируем гражданское общество» – в этом заключается задача нашего коллектива.
Анализ внешней ситуации – это анализ обстоятельств, в которых осуществляется процесс воспитания молодёжи. Обстоятельства не зависят от нас, но они накладывают отпечаток на процесс и результат нашей деятельности, их надо учитывать, так как они обуславливают идеи и смыслы воспитания.
Анализ существующей практики во ДТДиМ – это условия, в которых осуществляется воспитательный процесс. Анализ противоречий позволил выделить следующие проблемы которые, на наш взгляд, стали следствием главной проблемы – кадровой проблемы: психологическая и технологическая неготовность педагогических кадров к решению задач гражданского воспитания. Это и обусловило цель нашей деятельности: подготовка педагогических кадров к осуществлению задач воспитания на занятии.
«Стать педагогом – стать воспитателем», - эти слова стали лейтмотивом всего педагогического коллектива ДТДиМ. Мы признали, что воспитательная проблематика просится в сердце каждого педагога. Но заниматься гражданским воспитанием сегодня очень тяжело, т.к. в этом сегодня пока формально заинтересовано государство и общество, утрачены ценности и традиции воспитания, на которых строилась наша российская культура. Мы порой сами не обладаем или, может быть, утратили качества гражданина, а в гражданском воспитании очень многое зависит от собственной позиции, ценностей самого педагога. В этом я вижу причины психологической неготовности к решению задач гражданского воспитания.
Причины технологической неготовности педагога к решению задач воспитания на занятии кроятся:
- в сложности постановки конкретной цели занятия в связи с несовпадением внешних целей (формальный государственный заказ) и внутренней позиции самого педагога;
- в сложности выбора технологии гражданского воспитания (в основном преобладает информационный подход и решается задача гражданского образования), а в воспитании необходимо пережить, почувствовать… К тому же, чем более высокая идея, тем менее она подвергается технологизации. Именно поэтому технологии иногда плохо работают в сфере воспитания;
- преобладание информационных технологий над деятельностными: на занятии воспитывает содержание предмета, сам педагог своим личным примером, его слово и т.д. Всё верно! Но не стоит забывать, что воспитание – это деятельность. Только в ней проявляется качественная характеристика человека его готовность и способность сознательно действовать в ситуации выбора, поэтому приоритет отдавать деятельностному подходу на уроке.
Результаты:
- Подверглась экспертизе образовательная практика ДТДиМ с точки зрения осуществления гражданского воспитания молодёжи. Выявлены проблемы и противоречия.
- Прошло согласование в понятиях: «гражданин» «гражданское воспитание», «опоры в гражданском воспитании», «гражданское общество».
- Осознали, что необходимо доработать модель выпускника, отразив её гражданский компонент.
- Поняли, что гражданское воспитание зависит от позиций педагога, его ценностей. Именно они определяют цель гражданского воспитания. Поставить цель воспитания конкретно можно, если чётко проработать основание.
- Найдены формы и методы гражданского воспитания, а также средства, которые могут быть использованы.
- Но самым важным результатом явилось самоопределение: кто я? Какова моя позиция? С чего я начну свою деятельность после семинара?
Древняя китайская пословица гласит: «Совершенствоваться можно тремя путями: путём опыта – самый горький путь, путём подражания – самый лёгкий путь, путём осмысления – самый благородный путь».
Литература:
- Баранова О.В., Крыжановская Е.С., Пазюкова М.А. Модель специалиста по специальностям: 0314 «Социальная политика», 0313 «Дошкольное образование», 0303 «Иностранный язык». – Иркутск: ИГПУ, 2004. – 16 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 160 с. – С.149.
- Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. – М.: педагогическое общество России, 1999. – 320 с. – С.72.