Урок разработан для учащихся 8 класса в рамках программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Тема четверти: «Мир человеческих чувств».
Тема урока: «Г. Свиридов. Кантата «Курские песни».
Урок: «Вчера или завтра».
Цель урока: сформировать представление о музыке как о смысловом носителе жизненного цикла.
Методы:
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности – соучастие, вокальные импровизации;
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности – беседа, погружение, анализ музыкального произведения, самостоятельная работа;
- контроля и самоконтроля – прослушивание, синквейн.
Приемы: активное слушание, работа в группах.
Результат урока: осознать себя как носителя и продолжателя жизненного цикла.
Жанр урока: творческий портрет.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-размышление.
Форма контроля: синквейн.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Дидактический материал: печатные тексты песен, чистые листы всем учащимся для контроля.
К данному уроку у учащихся сформированы следующие компетенции: умение анализировать; умение размышлять, а, не получать готовые знания; сочинять вокальные импровизации; умение работать в группах; коммуникативные навыки – умение слушать одноклассников, задавать вопросы, дополнять, исправлять ответы.
ХОД УРОКА
На экране высвечиваются тема урока «Вчера или завтра» и эпиграф урока:
«Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края – особенно. До пятидесятых годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость – слушать их» (Г.В. Свиридов).
1-й этап. Вхождение в тему урока. Постановка проблемного вопроса
Учитель: Наш урок называется «Вчера или завтра», о прошлом или будущем мы будем говорить сегодня? Я надеюсь, что музыка русского композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова поможет нам и станет нашим проводником в прошлое и, возможно, в будущее. Прочитаем эпиграф урока.
Учитель читает эпиграф вслух, дети с экрана.
Учитель: Свиридов очень ценил (как он
сам говорил) «синтез слова и музыки» и не
случайно он писал музыку к народным словам,
возрождая традиции русской песенности. Он
говорил:
«Существует искусство – как голос души, как
исповедь души. Такова была русская традиция». Как
вы думаете, о чём говорил Г.В., о каком искусстве?
Почему искусство – этот исповедь души? Давайте
вместе попробуем ответить на этот вопрос. Я
думаю, к концу урока вы сможете дать свой ответ.
Учитель: Как вы понимаете слово
«исповедь»?
Дети: Это откровенный рассказ человека
о чём-то личном.
Учитель: Рассказ всем?
Дети: Нет. Самому себе, близкому другу,
богу (в церкви).
Учитель: Если богу, себе, другу, то, как
человек будет об этом говорить?
Дети: Тихо, сокровенно.
Учитель: А музыкой можно рассказать о
чем-то сокровенном?
Дети: Конечно!
Учитель: А какой музыкой – вокальной
или инструментальной?
Дети: Вокальной, ведь исповедь – это
рассказ, слова. Это будет песня.
Учитель: Вы правы, но я предлагаю вам
послушать инструментальное произведение Г.В.
Свиридова – «Романс» из музыкальных иллюстраций
к повести А. Пушкина «Метель». Можно ли это
произведение назвать исповедью?
Слушание «Романса».
Дети: Можно, он звучит мягко, медленно,
мелодия как будто рассказывает историю чьей-то
жизни – печальную и лирическую. Раскрывает душу.
Учитель: Да, Музыкальные инструменты
могут нам рассказать исповедь души. Вернёмся к
вашему ответу о песне. Какая она может быть по
жанру?
Дети: Протяжная, хороводная, обрядовая.
Учитель: Давайте попробуем проверить
ваши предположения. Мы познакомимся с народными
текстами, на которые Свиридов написал музыку, и
создал кантату «Курские песни». Мы разделимся на
3 группы, каждая группа получит текст и будет его
анализировать. К концу данного времени группа
расскажет о том, как вы поняли смысл песни, и
попробует напеть эти слова.
2 этап. Работа в группах. Анализ текстов. Песенная импровизация учащихся
Каждая группа получает текст, работа идет 5 минут. На экране высвечиваются тексты трёх песен. Когда группы анализируют ответы учащихся, они имеют возможность читать тесты всех песен.
Учитель: Пожалуйста, первая группа, ваш текст.
Дети читают текст, также он высвечивается на экране.
Дети: 1 группа – мы думаем, что там
говорится о девушке, которой нравится парень, но
родители запрещают общаться, происходит
конфликт поколений. Здесь говорится: «бранюся».
Учитель: Как вы думаете, как исполняется
песня, кто исполняет.
Дети: Исполняет девушка, мелодия звучит
плавно, лирично, тихо. Там, где « с отцом, матерью
бранюся» – музыка может быть напористой,
громкой. Там, где «со милым дружком сойдуся» –
мягкой, романтичной.
Учитель: Попробуйте напеть.
Дети напевают по одному или группой. Обсуждение с другими группами.
Учитель: Давайте послушаем, как Г.В. Свиридов почувствовал эти слова и выразил их в музыке. Проверим, ваши предположения.
Звучит первая песня «Зеленый дубок(ы)…»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель
систематизирует ответы учащихся. Проверяется
правильность предположений учащихся первой
группы. (Средства музыкальной выразительности).
Учитель: Пожалуйста, вторая группа, ваш текст.
Дети читают текст, также он высвечивается на экране.
Дети: Мы думаем, что музыка должна быть очень тихой, приглушенной, т.к. «свечи теплются. Матушка богу молитса». Молитва происходит в тишине, она одна. А дочь просит благословения у матушки. Поёт солист, может быть без сопровождения – a capella. В первой строке может звучать колокол.
Дети напевают по одному или группой. Обсуждение с другими группами.
Учитель: Проверим, ваши предположения.
Звучит вторая песня «В городе звоны звонют»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель
систематизирует ответы учащихся. Проверяется
правильность предположений учащихся второй
группы.
(Почему появляется мужской хор, звучание
набата. Какой темп, динамика, аккомпанемент).
Учитель: Пожалуйста, третья группа, ваш текст.
Дети читают текст, также он высвечивается на экране.
Дети: Мы считаем, что здесь музыка будет похожа на хоровод, т.к. встречаются слова «Ой, да» и слова в строках повторяются. Мама поёт о своей дочери, у которой родился ребенок, она занята семейными заботами и не может гулять с подружками. Музыка грустная, тоскливая, встречаются слова – «горе, лебедоньку, да, моему». Исполняет низкий женский голос – альт, т.к. поёт мама и бабушка, уже взрослая женщина.
Дети напевают по одному или группой.
Обсуждение с другими группами.
Звучит третья песня «Ой, горе, горе…»
Анализ музыки с учащимися всех групп, учитель
систематизирует ответы учащихся. Проверяется
правильность предположений учащихся третьей
группы. (Поёт хор, он олицетворяет каждую маму,
которая переживает за свою дочь и это происходит
из поколения в поколение. В этом тоже своя
традиция).
3-й этап. Обобщение урока, подведение итогов, ответ на проблемный вопрос
Учитель: Давайте подведем итоги. Мы
разобрали три песни Г.В. Свиридова на народные
слова. Вы сами пробовали исполнять их, и мы
сравнивали вашу импровизацию с музыкой
композитора. Вы рассказывали, как поняли смысл
песен. Как вы думаете, почему у вас получилось
понять и исполнить песни?
Дети: Возможно, потому что мы – часть
нашего русского народа и не только понимаем
смысл текста, но и чувствуем музыку, традиции
народа нам передаются по наследству.
Учитель: Но ведь вы никогда не слышали
этих песен (Курских)…
Дети: Возможно, культура, традиции,
уклад жизни заложены в нас генетически, и мы
чувствуем этот код на подсознательном уровне.
Учитель: Какой код?
Дети: Повторение жизненного цикла.
Семейные ценности. Рождение детей, их воспитание,
знания перехотят от матери к дочери, от отца к
сыну. Родители учат детей своим примером.
Учитель: Теперь вы можете ответить на
вопрос нашего урока? Как вы думаете, о чём говорил
Г.В., о каком искусстве?
Цитата высвечивается на экране:
«Существует искусство – как голос души, как
исповедь души. Такова была русская традиция» (Г.В.
Свиридов).
Дети: О песенном. В песне можно не
только музыкой, но и словами передать знания,
накопленные народом, будущим поколениям. Поэтому
Г.В. говорил «в этом была русская традиция». А
музыка помогает не только понять, и
почувствовать все оттенки души, с которыми
рассказываются эти истории.
Учитель: Есть выражение «открыть душу»,
народные песни и открывают душу народа. На
следующих уроках мы поговорим о том, «была» или
«есть» традиция в русских песня передавать душу
народа, мы поговорим о современных песнях, их
смысле, их «исповеди». И не зря наш урок назывался
«Вчера или завтра», прошлое, настоящее и будущее
мы видели в этих песнях. А сейчас давайте ещё раз
послушаем три песни из кантаты Г.В. Свиридова
«Курские песни» и окунёмся в русскую традицию и в
искусство, которое передаёт эти традиции.
Слушание песен.
Учитель: Попробуйте в нескольких словах описать ваше отношение к тому, что вы услышали и поняли на уроке.
4-й этап. Контроль
Учащимся раздаются листочки, и проводится синквейн.
Учитель: Всем спасибо, урок окончен.
Методические рекомендации.
В данном уроке можно не касаться инструментальной темы, не использовать «Романс». Я хотела дать понимание об исповеди и в инструментальной музыке; о мелодии, которую может петь не только голос человека, но и голос инструмента как выразителя души и умении музыки без слов передать чувства и разные оттенки настроения.
Анализ текстов можно построить в виде дискуссии со всем классом, а не как самостоятельную работу по группам. Но в такую деятельность будут включены не все учащиеся.
Также можно сначала прослушать песни, а потом анализировать «музыкальную ткань» произведения.
Думаю, что тесты в данном уроке не нужны, т.к. урок направлен больше на развитие эмоционально-чувствительной сферы, на проживание и переживании музыки, а не на получение знаний в музыкальной области.