Фольклорная игра "В мире русской культуры" – "Завалинка"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3

Ключевые слова: Традиции и обряды русского народа, русский фольклор


Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.

Задачи:

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • Формирование мировоззрения, внутренней культуры личности.
  • Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
  • Развитие индивидуальные творческие особенности детей.

Оборудование: магнитофон, записи русских народных песен.

Оформление: классная комната оформлена в стиле русской избы, в центре 4 стола – за которыми будут сидеть учащиеся; на стене – разделочные доски, полотенца, русские разноцветные платки.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

  • Знакомство с участниками
  • Деление учащихся на группы.

Звучит музыка «Коробейники», учащиеся заходят в класс.

Учитель:

У меня полным-полна коробушка,
В коробейниках хожу.
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары разложу!

И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовила для вас.

У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату я беру умеренно –
Всё улыбками людей!

– Здравствуйте, добры молодцы! (поклон)
– Здравствуйте, красны девицы! (поклон)
– Рада видеть вас на весёлом празднике. Лица – открытые, глаза – блестящие, улыбки в наличии! Значит, не залежится сегодня мой товарищ.

Эх, полным-полна моя коробушка,
И спою, и расскажу…
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары покажу!

Учащиеся подходят к расписному коробу и берут каждый «свой» товар, садятся за столы, на которых лежит такой же товар: рисунки  матрёшки, группа, которая будет раскрашивать матрёшек; рисунки  народных  инструментов, группа, которая будет сочинять и исполнять частушки; рисунки  домашней утвари, группа, которая будет работать с пластилином; рисунки изделий русской народной одежды, рушники, группа, которая будет расписывать рушник.
Пока учащиеся рассаживаются, учитель снимает колпак коробейника и набрасывает платок на плечи.

II.Основная часть

Учитель:

Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий,
С добрым словом, и с любовью,
И с хлебом – солью.

– Сегодня мы с вами собрались на завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята, сидящие на завалинках, будут соревноваться в знании устного народного творчества. Гости должны внимательно слушать, быть активными участниками, ведь их помощь может в любой момент понадобиться нашим игрокам.
А сейчас немного истории…

Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. Устная народная поэзия называется фольклором. В переводе с английского – «это «народная мудрость». Фольклор отражает в себе многое: и историю, и народную фантазию, и размышление о том, каким должен быть человек, какие черты характера нужно поощрять, а какие высмеивать. Разновидности (или жанры) фольклора многочисленны – это былины, и сказки, песни и загадки, скороговорки и пословицы, считалки. Всё это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Нередко рассказчики вносили в полюбившийся текст, что-то своё, и постепенно песни и сказки совершенствовались.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти не записанными. Только в конце 18 века ученые начали понимать ценность фольклора и стали его записывать.
Человек, собирающий фольклор, называется фольклорист-собиратель. В фольклоре отражается какая-либо сторона народного ума, души,  жизненного опыта. Поэтому, чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

– А теперь приступим к игре.
Приходили молодцы –
Обрубили все концы,
Нужно предложением
Сделать продолжение.
Хорошенько подумать,
И конец придумать!

Конкурс  «Продолжи пословицу»

Каждой группе – по 3 пословицы

  • Один пирог два раза не … (съешь)
  • Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
  • Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай)
  • С кем хлеб-соль водишь, на того и … (походишь)
  • Кашу маслом не… (испортишь)
  • Ученье свет, а неученье … (тьма)
  • Готовь сани летом, а телегу… (зимой)
  • Не красна изба углами, а красна … (пирогами)
  • Маленькое дело лучше большого … (безделья)
  • Чем дальше в лес, тем больше … (дров)
  • Не сиди сложа руки, не будет … (скуки)
  • Труд человека кормит, а лень … (портит).

Учитель: Ребята, посмотрите, в нашем классе выросла большая ромашка. Она не простая, а ромашка-скороговорка. Сейчас каждая группа возьмет по одному лепестку. На лепестке записана скороговорка. Нужно хором произнести эту скороговорку три раза подряд.

1-2 минуты учащиеся готовятся, а затем показывают, как сумели выполнить задание.

Скороговорки:

  • Прокоп украл укроп.
  • От топота копыт, пыль по полю летит.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Купи киту кик.

Веселил нас много раз
Русский танец – перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи скорее, друг,
Плясуны, вставайте в круг!
Желающие поплясать,
Выходите, не стесняйтесь!
Талант иметь не так уж важно,
Важно действовать отважно!

– Была на Руси традиция: по весне, к празднику Пасхи, дарить людям яйца расписные. Можно было просто сварить с луковой шелухой. А можно было расписать яркими красками. А мы будем играть с вами.

Игра «Пляска в кругу»

Звучит музыка, играющие танцуют и передают по кругу яйцо. Музыка обрывается, игрок, у которого яйцо осталось в руках, загадывает загадку. Игра проводится 2-3 раза.

– Говорят, у девочек руки не простые.
– Говорят у мальчиков руки золотые.
Поглядим внимательно, поглядим поближе.
Может быть, и к празднику что-нибудь увидим.

– Пришла пора убедиться, что девицы и молодцы умеют не только веселиться и наряжаться, но и замечательно трудиться. Каждой группе приготовили задание, сейчас вы побудите в качестве народных умельцев.

1 группа – народные умельцы из старинного русского города Загорска, сейчас это город Сергиев Посад, что там изготавливали,  вы догадаетесь.

Как две радуги-брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.

– Ну что, узнали?  Да, это наша матрёшка. Первую матрешку выточил Василий Звездочкин, а расписал Сергей Малютин. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, и в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш. Потом пошла Семеновская, её можно было узнать по большому яркому букету цветов, который занимал почти весь фартук, а за ней  Полхов – Майданская. Вам предстоит сейчас раскрасить свою матрёшку.

2 группа – ценил русский народ песни. В поле ли работали, посуду ли резали, или какую другую работу делали, всегда песни пели.
Мастерили на Руси и дудочки, и балалайки. А на пир к князю гусляра звали, который сопровождал свои рассказы игрой на музыкальном инструменте – гуслях.
Вам предстоит  закончить частушки  и исполнить их, сопровождая игрой на музыкальных инструментах:

1. Велика Россия наша,
И талантлив наш (народ)
О Руси родной умельцах
На весь мир молва (идет!)

2. Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не (забыть).

3. Наша русская матрешка
Не стареет сотню (лет),
В красоте, в таланте русском
Весь находится (секрет).

4. Ты играй, моя (гармошка,)
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос (прославляй)!

3 группа – ценились на Руси и мастера, что умели посуду своими руками делать. Материала кругом – сколько угодно, только поспевай посуду из дерева резать. Тут талант нужен! Ложки маленькие для ребятишек, для хозяек – большие половники, но все обязательно с ярким узором, чтобы красиво было.
Вот и вы сейчас будете мастерить посуду не из дерева, а из пластилина.

4 группа

Под дубравою лён, лён,
Под зеленою лен, лен,
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала
Чеботами приколачивала.

– Как вы думаете, что изготавливали из льна? Правильно, ткали рушники, одежду – рубахи, сарафаны, а потом украшали прошвой, вышивкой, каждый элемент – символ, имел своё значение (показ узоров). Вот и вы сейчас с помощью красок   нанесёте полярные знаки, символы земли, ростки, воды, птиц попытаетесь расшить каждый свой рушник.

(Дети работают, звучит музыка).

– Вот и закончили мы свой рассказ о народных умельцах. Смотрю на ваши работы – налюбоваться не могу! Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да и выбирать не буду – все ремесла хороши! Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот вы и покажите всем присутствующим, что изготовили. Но у нас ещё есть группа ребят, которые приготовили частушки.

Хохотушки, задиры, болтушки,
Сколько раз я вас слыхал,
Сколько раз сам напевал –
Русские частушки!

(Учащиеся запевают частушки)

– Другая русская пословица гласит: «Делу время – потехе час!» Наш час подошёл к концу. Я надеюсь, что праздничное тепло еще не раз согреет нас. Пусть будет настроение всегда у нас как разноцветье нашего представления. Всего вам доброго, друзья!

Отдохнули все по праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем,
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем!