Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
- Формирование духовно-нравственных качеств личности.
- Формирование мировоззрения, внутренней культуры личности.
- Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно-прикладному искусству.
- Развитие индивидуальные творческие особенности детей.
Оборудование: магнитофон, записи русских народных песен.
Оформление: классная комната оформлена в стиле русской избы, в центре 4 стола – за которыми будут сидеть учащиеся; на стене – разделочные доски, полотенца, русские разноцветные платки.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
- Знакомство с участниками
- Деление учащихся на группы.
Звучит музыка «Коробейники», учащиеся заходят в класс.
Учитель:
У меня полным-полна коробушка,
В коробейниках хожу.
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары разложу!
И частушки есть веселые,
И задорный перепляс,
Песни русские раздольные
Приготовила для вас.
У меня товары дельные,
Подходи-ка веселей.
Плату я беру умеренно –
Всё улыбками людей!
– Здравствуйте, добры молодцы! (поклон)
– Здравствуйте, красны девицы! (поклон)
– Рада видеть вас на весёлом празднике. Лица –
открытые, глаза – блестящие, улыбки в наличии!
Значит, не залежится сегодня мой товарищ.
Эх, полным-полна моя коробушка,
И спою, и расскажу…
Подходи, душа-зазнобушка,
Все товары покажу!
Учащиеся подходят к расписному коробу и
берут каждый «свой» товар, садятся за столы, на
которых лежит такой же товар: рисунки
матрёшки, группа, которая будет раскрашивать
матрёшек; рисунки народных инструментов,
группа, которая будет сочинять и исполнять
частушки; рисунки домашней утвари, группа,
которая будет работать с пластилином; рисунки
изделий русской народной одежды, рушники, группа,
которая будет расписывать рушник.
Пока учащиеся рассаживаются, учитель снимает
колпак коробейника и набрасывает платок на
плечи.
II.Основная часть
Учитель:
Дорогих гостей встречаем,
Добрым словом привечаем.
По обычаям российским
От души поклон вам низкий,
С добрым словом, и с любовью,
И с хлебом – солью.
– Сегодня мы с вами собрались на завалинках на
веселую игру – посиделки. Ребята, сидящие на
завалинках, будут соревноваться в знании устного
народного творчества. Гости должны внимательно
слушать, быть активными участниками, ведь их
помощь может в любой момент понадобиться нашим
игрокам.
А сейчас немного истории…
Волшебное царство народного творчества
необъятно. Оно создавалось столетиями. Устная
народная поэзия называется фольклором. В
переводе с английского – «это «народная
мудрость». Фольклор отражает в себе многое: и
историю, и народную фантазию, и размышление о том,
каким должен быть человек, какие черты характера
нужно поощрять, а какие высмеивать.
Разновидности (или жанры) фольклора
многочисленны – это былины, и сказки, песни и
загадки, скороговорки и пословицы, считалки. Всё
это переходило из уст в уста, из поколения в
поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Нередко рассказчики вносили в полюбившийся
текст, что-то своё, и постепенно песни и сказки
совершенствовались.
Целыми веками жили эти произведения в народной
памяти не записанными. Только в конце 18 века
ученые начали понимать ценность фольклора и
стали его записывать.
Человек, собирающий фольклор, называется
фольклорист-собиратель. В фольклоре отражается
какая-либо сторона народного ума, души,
жизненного опыта. Поэтому, чтобы понимать и знать
историю своего народа, надо знать и фольклор.
– А теперь приступим к игре.
Приходили молодцы –
Обрубили все концы,
Нужно предложением
Сделать продолжение.
Хорошенько подумать,
И конец придумать!
Конкурс «Продолжи пословицу»
Каждой группе – по 3 пословицы
- Один пирог два раза не … (съешь)
- Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
- Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай)
- С кем хлеб-соль водишь, на того и … (походишь)
- Кашу маслом не… (испортишь)
- Ученье свет, а неученье … (тьма)
- Готовь сани летом, а телегу… (зимой)
- Не красна изба углами, а красна … (пирогами)
- Маленькое дело лучше большого … (безделья)
- Чем дальше в лес, тем больше … (дров)
- Не сиди сложа руки, не будет … (скуки)
- Труд человека кормит, а лень … (портит).
Учитель: Ребята, посмотрите, в нашем классе выросла большая ромашка. Она не простая, а ромашка-скороговорка. Сейчас каждая группа возьмет по одному лепестку. На лепестке записана скороговорка. Нужно хором произнести эту скороговорку три раза подряд.
1-2 минуты учащиеся готовятся, а затем показывают, как сумели выполнить задание.
Скороговорки:
- Прокоп украл укроп.
- От топота копыт, пыль по полю летит.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Купи киту кик.
Веселил нас много раз
Русский танец – перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи скорее, друг,
Плясуны, вставайте в круг!
Желающие поплясать,
Выходите, не стесняйтесь!
Талант иметь не так уж важно,
Важно действовать отважно!
– Была на Руси традиция: по весне, к празднику Пасхи, дарить людям яйца расписные. Можно было просто сварить с луковой шелухой. А можно было расписать яркими красками. А мы будем играть с вами.
Игра «Пляска в кругу»
Звучит музыка, играющие танцуют и передают по кругу яйцо. Музыка обрывается, игрок, у которого яйцо осталось в руках, загадывает загадку. Игра проводится 2-3 раза.
– Говорят, у девочек руки не простые.
– Говорят у мальчиков руки золотые.
Поглядим внимательно, поглядим поближе.
Может быть, и к празднику что-нибудь увидим.
– Пришла пора убедиться, что девицы и молодцы умеют не только веселиться и наряжаться, но и замечательно трудиться. Каждой группе приготовили задание, сейчас вы побудите в качестве народных умельцев.
1 группа – народные умельцы из старинного русского города Загорска, сейчас это город Сергиев Посад, что там изготавливали, вы догадаетесь.
Как две радуги-брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.
– Ну что, узнали? Да, это наша матрёшка. Первую матрешку выточил Василий Звездочкин, а расписал Сергей Малютин. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках, и в ней фигурки девочек и мальчиков, последним же был спеленутый малыш. Потом пошла Семеновская, её можно было узнать по большому яркому букету цветов, который занимал почти весь фартук, а за ней Полхов – Майданская. Вам предстоит сейчас раскрасить свою матрёшку.
2 группа – ценил русский народ песни. В
поле ли работали, посуду ли резали, или какую
другую работу делали, всегда песни пели.
Мастерили на Руси и дудочки, и балалайки. А на пир
к князю гусляра звали, который сопровождал свои
рассказы игрой на музыкальном инструменте –
гуслях.
Вам предстоит закончить частушки и
исполнить их, сопровождая игрой на музыкальных
инструментах:
1. Велика Россия наша,
И талантлив наш (народ)
О Руси родной умельцах
На весь мир молва (идет!)2. Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не (забыть).3. Наша русская матрешка
Не стареет сотню (лет),
В красоте, в таланте русском
Весь находится (секрет).4. Ты играй, моя (гармошка,)
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос (прославляй)!
3 группа – ценились на Руси и
мастера, что умели посуду своими руками делать.
Материала кругом – сколько угодно, только
поспевай посуду из дерева резать. Тут талант
нужен! Ложки маленькие для ребятишек, для хозяек
– большие половники, но все обязательно с ярким
узором, чтобы красиво было.
Вот и вы сейчас будете мастерить посуду не из
дерева, а из пластилина.
4 группа –
Под дубравою лён, лён,
Под зеленою лен, лен,
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Уж я, сея, приговаривала
Чеботами приколачивала.
– Как вы думаете, что изготавливали из льна? Правильно, ткали рушники, одежду – рубахи, сарафаны, а потом украшали прошвой, вышивкой, каждый элемент – символ, имел своё значение (показ узоров). Вот и вы сейчас с помощью красок нанесёте полярные знаки, символы земли, ростки, воды, птиц попытаетесь расшить каждый свой рушник.
(Дети работают, звучит музыка).
– Вот и закончили мы свой рассказ о народных умельцах. Смотрю на ваши работы – налюбоваться не могу! Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да и выбирать не буду – все ремесла хороши! Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот вы и покажите всем присутствующим, что изготовили. Но у нас ещё есть группа ребят, которые приготовили частушки.
Хохотушки, задиры, болтушки,
Сколько раз я вас слыхал,
Сколько раз сам напевал –
Русские частушки!
(Учащиеся запевают частушки)
– Другая русская пословица гласит: «Делу время – потехе час!» Наш час подошёл к концу. Я надеюсь, что праздничное тепло еще не раз согреет нас. Пусть будет настроение всегда у нас как разноцветье нашего представления. Всего вам доброго, друзья!
Отдохнули все по праву?
Мастерам воздали славу?
Что ж теперь домой пойдем,
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем!