В программе начальной школы есть тема «Безударные гласные». Из практики работы учителей начальных классов и учителей – словесников известно, что эта тема наиболее трудная, ошибок в работах учащихся больше всего по этой теме. Во-первых, многие малыши не всегда чувствуют необходимость в подборе проверочного слова. Встречаются и такие ученики, которые, наоборот «проверяют» любое слово (книга – книги, шпала – шпалы). Во-вторых, у младших школьников небольшой запас слов. Учащиеся не всегда правильно подбирают проверочное слово и безударный слог, требующий проверки. Дети должны уже в 1-м классе ознакомиться с тем характерным фактором для нашего правописания, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия.
В первом классе тема «Ударение» предполагает проверять безударные гласные в двухсложных словах путем перестановки ударения (гора – горы). Программа 1 класса не предполагает проверки путем подбора родственных или однокоренных слов. Более серьёзное изучение темы во 2—м классе. Каждый учитель начальных классов знает, как велико значение умения различать ударение в слове для правописания безударных гласных. Если ученики практически не овладевают ударением, не научатся выделять в слове ударный слог, не научатся изменять слово так, чтобы ударение перешло на ударный слог в слове, то можно думать, они не научатся правописанию слов с безударными гласными. Поэтому я ставлю своей целью выработать практические умения учащихся: слышать ударение в слове, находить ударный и безударный слоги. Ещё в букварный период я уделяю много времени упражнениям в определении ударного и безударного слога.
Вот пример устных упражнений – игр на уроках обучения грамоте.
В течение 2-3 минут показываю рисунки, на которых изображены различные предметы, например: мячи, деревья, шары и т.д. Глядя на иллюстрации, дети хорошо говорят: мячи – мяч, шары – шар, деревья – дерево.
Большой интерес вызывает у учащихся примеры, когда от перестановки ударения меняется смысл слова. Например, мука – мука, соли – соли, пили – пили, замок – замок. При этом разбирается лексическое значение слова. Дифференцирующая роль ударения в слове очень велика и в этот период важны такие задания:
а) выборочное письмо с целью выписать в два
столбика слова с ударением на 1-м слоге, затем – с
ударением на 2-м слоге;
б) выборочный диктант;
в) придумать слова с первым ударным слогом,
вторым ударным слогом;
г) составить предложения со словами: зимы – зимы,
горы – горы, козы – козы.
А вот задания, которые учат учащихся отличать ударную гласную от безударной и из пары слов найти проверочное слово.
1. Проверяю Пишу.
Д…жди
К…за
Гр…за
Ш…ги
– Какую букву пропустили в записи слов? Правильность ответа учащихся определять по сигнальным карточкам.
2. Устные диктанты.
Учитель диктует слова: дожди, туча, цветы, трава, росли, хлеба, гроза и др. А ученики показывают безударную гласную на сигнальной карточке.
3. Назвать слова с безударной гласной с календаря природы – кормушка, сорока, воробей, дерево, весна, ворона.
4. По картинке «Кто больше назовет слов с безударной гласной».
5. Игры «Путешествие в лес», «Экскурсия к реке», «Выйди на крыльцо и …»
– Дети, мысленно идите в лес, к реке, в поле!
Осмотрите класс, найдите слова с безударной
гласной. Проверяй себя!
Эти игры заинтересовывали детей, кроме того, это
развивает у детей воображение, учат наблюдать,
что очень важно.
6. Придумать 5 слов с безударными гласными.
7.Из прочитанного стихотворения назвать слова с безударной гласной.
8. Работа со слайдами на экране (по одному из слайдов дети называют слова с безударной гласной и проверяют).
Таким образом, устные учебно-тренировочные упражнения, предназначенные для закрепления правописания безударных гласных, носит разнообразный характер. Одни из них – однотипные, выполненные по образцу. Другие требуют применения приобретенных знаний, умений и навыков в несколько измененных условиях. Такие упражнения способствуют расширению и углублению приобретенных знаний, развитию мыслительной активности самостоятельности учащихся. Достаточное количество устных упражнений помогают учащимся развивать речевой слух и безошибочно определить ударные и безударные гласные, правильно писать их. Но основной критерий степени усвоения программного материала по теме – письменные упражнения, самостоятельно выполненные учащимися. Они позволяют мне наблюдать уровень знаний каждого ученика из урока в урок, видеть пробелы и своевременно спланировать индивидуальную работу. Уже с первых дней изучения темы письменная работа учащихся дифференцирована. Для формирования навыка правописания безударных гласных для более слабых детей даю им задания такого характера:
– Сначала записать проверочное слово, а затем вставить пропущенную букву. Например: (…) д…жди, (…) п…ля, (…) с…ды, (…) гр…чи, (…) др…зды, (…) пл…ды. Поставить ударения. Эти скобки как бы каждый раз напоминают: сначала проверь – затем пиши грамотно. На каждом уроке обучающие дифференцированные самостоятельные работы, но обязательно для всех проверяется работа слабых, а у сильных выборочно. Задания для сильных учащихся тоже разнообразны.
– вставить пропущенные буквы в рассказ из
дидактического материала;
– устно составить рассказ из деформированного
текста и вставить пропущенные буквы;
– озаглавить рассказ и объяснить правописание
выделенных слов;
– вставить в предложения по смыслу слова с
безударными гласными.
Например:
Пришла (…). Гр…чи ул…тели в теплые(…). Пришла в…сна. Все покрылось зел…нью: луга, п…ля, огороды, (…). На лугу за с…лом гуляла к…за Зорька и …вца Ночка. …ни щипали сочную (…).
Степень сложности упражнения очевидна. Дифференцированный подход позволяет рационально сочетать на уроке коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с классом, помогает учителю вести урок пробелов в знаниях учащихся. На уроке обычно после устной пятиминутки я провожу небольшие самостоятельные работы, как бы проверяя, а как на практике умеешь применять правила. Среди них задания:
1. Запись предметов изображенных на картинке.
2. Ответить на вопросы одним словом: Про кого читали сказку? (лису).
– Валя проговори написанное слово.
– Дина, правильно она написала?
– Почему?
а) где живет лиса? (В лесу)
Записать проверочное слово.
б) Где прячется лиса? (В норе)
Подчеркнуть безударную гласную.
в) У лисы хитрые…
Тот, кто сделал ошибку, объясните правописание.
г) Хвост…. Какое правило надо вспомнить?
3. Записать отгадки на загадки.
4. Прочитать стихотворение А.Плещеева
«Ласточка» и выписать слова с безударными
гласными.
Проверка правописания по сигнальным карточкам.
5. Выборочный диктант по упражнениям из учебника, проверка правописания по учебнику.
6. Записать по картинкам 5-6 слов с безударными гласными. Указать безударную гласную. Подчеркнуть ударный слог.
Уроки русского языка носят воспитывающий характер. Ведь обучая, надо воспитывать. Ребята в придуманных предложениях отражают жизнь касса, отношение к старшим. Постоянно требуют сличать написанное в тетради с текстом, с доской; при списывании с книги; требую запоминать правописание слов, находить в тексте слова, в правописании которых затрудняются. И это первые шаги в деле выработки у учащихся орфографической зоркости. Дети любят уроки русского языка, так как каждый урок – это открытие для них нового, это знакомство с сокровищницей родного языка.