Программа элективного курса "Основы научно-исследовательской деятельности"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Курс “Основы научно-исследовательской деятельности” для учащихся 6 классов направлен на формирование исследовательских навыков кадетов.

Научно-исследовательская деятельность с кадетами 6-х классов, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность кадетов, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования в области психологии, характерологии, культуры и искусства.

Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности. Развивающая задача - в развитии креативности и творческого потенциала кадетов, их познавательных, личностных возможностей и способностей.

Кадеты, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования.

Курс “Основы научно-исследовательской деятельности” решает следующие задачи:

  • знакомство с принципами и правилами организации научно-исследовательской деятельности;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие ответственности за результаты собственной деятельности;
  • формирование навыков презентации результатов своего труда.

Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов.

  • На первом этапе научно-исследовательской деятельности кадеты осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом кадеты знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
  • На втором этапе кадеты составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Кадеты знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.

Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении научно-исследовательской и проектной деятельности.

Курс рассчитан на 51 час в год. В первом полугодии занятия проходят по 2 часа в неделю. Во втором полугодии по 1 часу в неделю.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса

“ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

( 51 час)

Тема

Кол-во час

 

Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы

1

 

Методы научного познания

1

 

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними

1

 

Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.)

4

 

Рациональная организация научно-исследовательского поиска

1

 

Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии

5

 

Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения.

2

 

Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки

6

 

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата

2

 

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования

3

 

Работа над основной части реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы

6

 

Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности

10

 

Подготовка к выступлению по теме исследования.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы

6

 

Презентация результатов на конференции

3

 

Итого:

51

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

“ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

1. Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования – 7 час.

Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Практическая работа: составление анкеты для изучения социальной проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.

2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке- 6 час.

Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии. Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.

3. Правила работы с книгой - 8 час.

Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др. Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.

4. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата - 8 час.

Проблема как “знание о незнании”. Проблемы педагогической (или любой другой) науки и практики. Выявление и формулировка проблемы.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.

5. Работа над введением. – 3 час.

Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

6. Консультирование (групповое) по написанию реферата - 6 час.

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.

7. Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности –10 час.

8. Подготовка к выступлению по теме исследования – 6 час.

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов

9. Защита реферата на конференции – 3 час.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • логичность и полнота доказательств;
  • соответствие выводов полученным результатам;
  • культура оформления материалов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
  2. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
  3. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
  4. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.
  5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
  6. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
  7. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
  8. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
  9. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
  10. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.