Пояснительная записка
Курс “Основы научно-исследовательской деятельности” для учащихся 6 классов направлен на формирование исследовательских навыков кадетов.
Научно-исследовательская деятельность с кадетами 6-х классов, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность кадетов, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования в области психологии, характерологии, культуры и искусства.
Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности. Развивающая задача - в развитии креативности и творческого потенциала кадетов, их познавательных, личностных возможностей и способностей.
Кадеты, благодаря полученной возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью, знакомятся с методами научного познания и научного исследования.
Курс “Основы научно-исследовательской деятельности” решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации научно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- развитие ответственности за результаты собственной деятельности;
- формирование навыков презентации результатов своего труда.
Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов.
- На первом этапе научно-исследовательской деятельности кадеты осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом кадеты знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
- На втором этапе кадеты составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Кадеты знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении научно-исследовательской и проектной деятельности.
Курс рассчитан на 51 час в год. В первом полугодии занятия проходят по 2 часа в неделю. Во втором полугодии по 1 часу в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса
“ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
( 51 час)
№ |
Тема |
Кол-во час |
Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы |
1 |
|
Методы научного познания |
1 |
|
Виды информационных ресурсов и способы работы с ними |
1 |
|
Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) |
4 |
|
Рациональная организация научно-исследовательского поиска |
1 |
|
Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии |
5 |
|
Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. |
2 |
|
Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки |
6 |
|
Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата |
2 |
|
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования |
3 |
|
Работа над основной части реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы |
6 |
|
Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности |
10 |
|
Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы |
6 |
|
Презентация результатов на конференции |
3 |
|
Итого: |
51 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
“ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
1. Научно - исследовательская деятельность. Методы научного исследования – 7 час.
Сущность исследовательской деятельности. Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования. Практическая работа: составление анкеты для изучения социальной проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке- 6 час.
Рациональная организация учебного труда. Робота с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии. Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
3. Правила работы с книгой - 8 час.
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др. Практическая работа: составление аннотации к книге, написание рецензии на спектакль, кинофильм, ответ товарища; составление планов, тезисов, конспектов статей.
4. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата - 8 час.
Проблема как “знание о незнании”. Проблемы педагогической (или любой другой) науки и практики. Выявление и формулировка проблемы.
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
5. Работа над введением. – 3 час.
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
6. Консультирование (групповое) по написанию реферата - 6 час.
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
7. Консультации (индивидуальные) по исследовательской деятельности –10 час.
8. Подготовка к выступлению по теме исследования – 6 час.
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
9. Защита реферата на конференции – 3 час.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТ
Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
- умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
- логичность и полнота доказательств;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.
ЛИТЕРАТУРА
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
- Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
- Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
- Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. –М.,1981.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
- Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
- Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
- Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.