Цели урока:
1. Способствовать полноценному восприятию произведения.
2. Развивать представления о точках зрения автора и рассказчика, о способах изображения персонажей.
3. Формировать систему читательских умений.
4. Совершенствовать навык чтения.
5. Развивать мышление, воображение эмоции.
Ход урока:
I. Повторение
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с разделом «Человек и природа», но сначала проверим, как вы знаете авторов предыдущего раздела.
- Соедините фамилию с именем и отчеством автора.
- Проверка. Итог.
- Чья фамилия по-вашему лишняя? (Крылов). Почему? (работал в стихотворном жанре, а остальные в прозе).
II. Сообщение целей урока и плана работы
- А с творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский).
- Рассказ называется «Жилицы старого дома». Вашим домашним заданием было прочитать рассказ ещё раз, уметь ориентироваться в тексте.
- Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы. (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)
- Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение? (Верно, цели создания этого рассказа соответствуют строчки, которые я приводила на прошлом уроке. Прочитай их:
В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. |
Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.
Работать над рассказом будем по плану, прочитай его:
1. Домашние животные в рассказе.
2. Дождливые дни и вечера в старом доме.
3. Старые вещи.
4. Таинственный мастер Гальвестон.
- А также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский.
III. Чтение и анализ текста
1. Домашние животные в рассказе
- Прочитайте 1 абзац рассказа.
- Для кого начались неприятности? Почему?
- Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( до … война была объявлена).
- Кто же начал войну? (Степан).
- Почему? (Фунтик унизил его достоинство).
- Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)
- Давайте сравним эти две клички:
- О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый).
- Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).
- Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…)
- От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи).
- Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться?
- Прочитайте этот эпизод (с.175-176).
- Что вы можете сказать о характере Петуха?
- Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (м.б. был очень громкий голос, от слова «горластый»).
- Что значит «сварливый»?
сварливый – ворчливый, склонный к ссорам |
- Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан).
- Прочитайте этот эпизод.
- Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану).
- Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду. Какие ошибки допущены в рисунке? Докажите текстом. ( Кот должен сидеть на крыше и наблюдать).
- Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей).
- Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).
- Прочитайте этот отрывок (с.176-177). Чья точка зрения здесь представлена?
(автора). Почему? (т.к. люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно).
- На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.
- А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).
2. Дождливые дни и вечера в старом доме
- Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)
- Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.177)
- Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)
- Рассмотрите иллюстрацию. Какие неточности здесь допущены, чего не хватает? (лягушка приходила смотреть на огонь керосиновой лампы).
- Вообще многие люди любят смотреть на огонь и о чем-то думать. Я предлагаю вам поставить себя на место лягушки – 1 мин. посмотреть на огонь, а потом поделиться мыслями, которые у вас возникли. (Учитель зажигает свечи, звучит музыка).
- О чем вы думали, глядя на огонь?
- А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? Докажите текстом.
- Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора - это видит автор, смотрящий на огонь).
- Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому.
- Вспомните начало урока: я сказала, что в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.
3. Старые вещи
- К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики)
- Прочитайте этот эпизод (с.179).
- Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались).
- Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.
- Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано.
(В доме жило много старых вещей).
- Зачем Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук).
- Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать).
- Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом).
- Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).
4. Таинственный мастер Гальвестон
- Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181)
- Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает фантазия).
- Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).
- Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно». Именно с этой цитаты мы и начали сегодня урок. Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем. Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам).
IV. Итог урока
- Сегодня мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям). Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук.
V. Домашнее задание
- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.
VI. Оценивание. Рефлексия