Урок математики в 4-м классе: "Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями"

Разделы: Начальная школа


Цель:  закрепление  навыков  умножения и деления многозначных чисел.

Задачи урока:

  • развивать  вычислительные навыки, логическое мышление;
  • способствовать пробуждению интереса к изучению родного края;
  • воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: видеофильм «Камчатка», фотоиллюстрации с видами Камчатки, карта Камчатского края,  дидактический материал.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Сообщение темы и задач урока

У.   Ребята, сегодня на уроке мы будем делить и умножать числа с нулями, решать задачи на движение и сравнение. А чему будет посвящен этот урок,  вы узнаете, если правильно найдете ответы  в арифметическом диктанте.

3. Арифметический диктант

  • записать частное чисел 8 100 и 90;
  • найти произведение чисел 800 и 70;
  • число 54 000 уменьшить в 30 раз;
  • число 1 700 увеличить в 40 раз;
  • делимое 36 000, делитель 120, найти частное;
  • первый множитель 2 400, второй множитель 40, найти произведение;
  • за какое время автомобиль проедет расстояние в 720 км, если будет ехать со скоростью      60 км/ч?
  • сколько страниц в день надо читать, чтобы за неделю прочесть книгу в 154 страницы?
  •  

Проверка: дети читают ответы, учитель выставляет на доске числовые карточки:

90, 56 000, 1 800, 68 000, 300, 96 000,  12,  22
 Т      М        Ч        А         А      К         А    К

У.   Расположите ответы в порядке убывания и прочтите полученное слово.
Дети читают: КАМЧАТКА.     

У. Именно истории и достопримечательностям нашего края мы и посвятим наш сегодняшний урок. (Открывается карта Камчатского края.)

4. Работа над темой урока

Решение выражений по вариантам (2 ученика работают у доски)

У.  Если вы правильно решите выражения, то узнаете названия самой длинной реки и самого высокого вулкана Камчатки.

I в.

551 400 : 60 30 + 560 400 = 499 700

Самая длинная река Камчатки:

599 700 – Тигиль    (713 км)
499 700 – Камчатка (758 км)

 II в.

860 • 900 – 67 500 : 5070 = 679 500

Самый высокий вулкан Камчатки:

679 500 –  Ключевской (4 750 м)
680 600 – Кроноцкий    (3 528 м)

5. Релаксационная пауза

Просмотр сюжетов видеофильма «Камчатка».

6. Решение задач

1) Двигаясь со средней скоростью 50 км/ч, расстояние от самой южной до самой северной точки Камчатского края можно преодолеть за 32 ч. На сколько необходимо увеличить скорость, чтобы преодолеть это расстояние за 20 ч?

Анализ задачи:

У. Определите тип задачи.
Д. Задача на движение и на разностное сравнение.
У. Какие величины необходимо сравнить?
Д. Нужно сравнить скорость, которая дана, с неизвестной, увеличенной скоростью.
У. Как найти скорость движения?
Д. Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
У. Что из этих данных известно, а что – нет?
Д. Известно время – 20ч, неизвестно – расстояние.
У. Как найти расстояние?
Д. Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
У. Мы можем найти расстояние?
Д. Да, можем, так как из условия известна скорость – 50 км/ч и время – 32 ч.
У. Составьте план решения задачи.
Д. Сначала найдем расстояние, затем скорость, с которой надо двигаться, чтобы преодолеть это расстояние за 20 ч, а затем сравним скорости.
Решение задачи (самостоятельно с последующей проверкой):

Скорость Время Расстояние
32 ч

20 ч

? км
одинаковое
? км
  1. 50 32 = 1600 (км) – расстояние от самой южной до самой северной точки.
  2. 1600 : 20 = 80 (км/ч) – скорость, с которой надо двигаться.
  3. 80 – 50 = 30 (км/ч)

Ответ: на 30 км/ч необходимо увеличить скорость, чтобы преодолеть расстояние за 20 ч.

У.  На Камчатке очень много территорий охраняется государством как заповедные места. Для чего это делается?
Д. Это делается для того, чтобы сохранить уникальную природу Камчатки.
У. Один из самых больших заповедников Камчатки – Кроноцкий биосферный заповедник. Второй по величине – Южно-Камчатский федеральный заказник.

Задача. Южно-Камчатский федеральный заказник занимает площадь в 225 000 га. 3/1000 части всей площади занимает Курильское озеро, остальная территория представляет собой уникальный природный парк. Найдите площадь, которую занимает парк.

Решение задачи (самостоятельно с последующей проверкой):

1) 225 000  : 1000 3 = 675 (га) – площадь Курильского озера
2) 225 000 – 675 = 224 325 (га)

Ответ: территория парка занимает 224 325 га.

7. Решение уравнений (по вариантам).

У. Если вы правильно решите уравнения, то узнаете, сколько лет городу Петропавловску-Камчатскому и каково расстояние от Петропавловска-Камчатского до Москвы. 

I в.                                                                                                       II в.

1800 : : 30) = 200                                                                      80 • (Х : 300) = 2400
Х : 30 = 1800 : 200                                                                         X : 300 = 2400 : 80    
Х : 30 = 9                                                                                        Х : 300 =  30
Х = 30 • 9                                                                                         Х = 300 • 30 
Х = 270                                                                                            Х = 9000____________
1800 : (270 : 30) = 200                                                                    80 • (9000 : 300) = 2400
200 = 200                                                                                       2400 = 2400

В 2010 году городу Петропавловску-Камчатскому исполнится 270 лет.
6 октября 1740 года в порт прибыли капитан-командор Витус Беринг на пакетботе «Св. Петр» и  капитан А.И.Чириков на пакетботе  «Св. Павел».
Этот день считается днем рождения города
Расстояние от Петропавловска-Камчатского до Москвы приблизительно 9000 км.
Разница во времени составляет 9 ч. Несмотря на такое огромное расстояние, Камчатка является частью России. Она стоит на страже восточных рубежей нашей Родины.

8. Итог урока

У. Я надеюсь, что вы по-настоящему гордитесь тем, что живете в краю, который первым в России встречает рассвет, где такая прекрасная и неповторимая природа, и будете всегда заботиться о том, чтобы сохранить эту природу для будущих поколений.

Оценка знаний учащихся

Домашнее задание