Написание сочинения-рассуждения является
сложной задачей для большинства учащихся, и
все-таки часть С стараются выполнить большинство
выпускников.
Только давайте подумаем, почему ученик стремится
выполнить это задание. Ему нужно набрать
наибольшее количество баллов. Получается, что им
движет социальная мотивация, а не духовная.
Никакой романтики! Все прозаично и расчетливо.
Нам скажут, что неуместны здесь признания и
исповеди, потому что это-экзамен и
экзаменационная аудитория не исповедальня. Не
время размышлять о своей судьбе – нужно решать
проблему «канцеляризмов» в русском языке.
Выпускники 11-го класса считают, что большинство
текстов, предложенных в части С, слишком
назидательны, далеки от истинных проблем,
которые волнуют семнадцатилетних юношей и
девушек. Писать сочинение им нравится! Они готовы
творить, и белый лист их не отталкивает –
манит. Нам нужно помочь им уверенно справиться с
этим заданием и получить душевное
удовлетворение.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, формирование новых умений.
Цель: формирование коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся
Задачи:
- дать интерпретацию картин, предложенных учителем
- получив список сформулированных проблем, классифицировать их по собственным критериям
- получив тексты, обсудить их и сформулировать проблемы, поставленные в них
- оценить ученические сочинения по исходному тексту
Методическое обеспечение:
- компьютер, диски с презентациями
- мультимедийный проектор
- раздаточный материал
ХОД УРОКА
Актуализация знаний
ОПВ: почему в жизни столько проблем?
Проблемные вопросы.
– Зачем писать о проблемах?
– Для чего в жизни человека возникают проблемы?
– Проблема – это препятствие или скрытые
возможности?
– Сколько проблем может быть поставлено в
тексте?
– Должен ли писатель учить, наставлять, давать
готовые ответы?
– Какой антоним вы подберете к словосочетанию
«проблемный мир»?
– Сегодня начнем наш урок с нескольких высказываний.
1. Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема (Иоганн Вольфганг фон Гете).
2. Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества. (Федор Михайлович Достоевский).
3. Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки (Роберт Орбен).
Итак, речь пойдет о проблемах.
Презентация. Слайды 1-4.
Что такое проблема?
1. Проблема – это объективно возникающий в ходе
развития познания вопрос, или целостный комплекс
вопросов, решение которых представляет
существенный практический или теоретический
интерес (Философский энциклопедический словарь).
2. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
3. Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводят в сторону от разрешения подлинных проблем.
Я хочу привлечь ваше внимание к подлинным
проблемам, которые занимают умы мыслящих людей,
разделяющих быт и бытие, земное и горнее.
Зачем? Во-первых, для того, чтобы постоянно
помнить о том, что каждый человек несет
ответственность за свою внутреннюю духовную
жизнь. Во-вторых, чтобы решить вполне конкретную
задачу: написать сочинение, которое входит в
часть С, в соответствии с требованиями его
речевого оформления.
Вам будет предложен исходный текст. Текстов
очень много, но все их можно условно
разделить на три группы, исходя из их
проблематики.
1) социокультурные
2) литературоведческие
3) нравственно-этические
4) экологические
Задание 1. Индивидуальная работа (Приложение 1)
Перед вами лежат тексты. Прочитав их, попробуйте самостоятельно определить, к какой группе можно отнести тот или иной текст. Сформулируйте критерии классификации.
Тексты первой группы обращены к вопросам
образования, развития культуры, сохранения
культурных ценностей, национального
самосознания и т.д.
Тексты второй группы посвящены жизни и
творчеству писателей, поэтов, художников,
музыкантов, артистов.
В текстах третьей группы авторы размышляют о
мужестве и трусости, чести и бесчестии, подлости
и порядочности, вере и безверии.
В текстах экологического направления поставлены
проблемы экологии, взаимоотношения человека с
окружающим миром, животными.
Иными словами, в каждом тексте поставлена
какая-либо проблема.
Жизнь часто предлагает нам такие ситуации,
которые приобретают проблемный характер, так
как имеются те или иные противоречия, и их
необходимо разрешить, сделать выбор, принять
решение, занять определенную позицию.
Конечно, невозможно составить список всех
проблем, которые встают перед человеком,
обществом. Но, скажем так, есть круг вопросов,
которые поражают своей неисчерпаемостью,
повторяемостью, неизбывностью.
Главное для вас - точно и лаконично
сформулировать проблему, поставленную в тексте.
Даже психологи утверждают, что процесс
восстановления человека начинается с того
момента, когда он признал наличие подобной
проблемы в своей жизни и определил ее, дал ей
название.
Задание 2. Групповая работа (Приложение 2)
Предложен список сформулированных проблем.
1) определите грамматическую структуру
формулировок
2) распределите эти формулировки на группы по
вашим критериям
3) назовите публицистические и художественные
произведения, в которых
поставлены подобные проблемы
4) составьте список глаголов, с которыми
сочетается слово «проблема»
Подсказка. Проблема ИССЛЕДУЕТСЯ, АНАЛИЗИРУЕТСЯ, ПОДНИМАЕТСЯ, СТАВИТСЯ, РАССМАТРИВАЕТСЯ, ЗАТРАГИВАЕТСЯ, ВЫДВИГАЕТСЯ, ФОРМУЛИРУЕТСЯ.
Задание 3. Индивидуальная работа
Укажите, какие ошибки допущены в предложениях.
1. Автор рассматривает проблему того, что падает
ценность человеческой жизни.
2. В тексте излагается проблема о преступности.
3. Автор анализирует проблему об отсутствии
гражданской солидарности.
4. Автор ставит проблему о том, что молодежь
жестока.
5. У автора есть проблема, которая его очень
волнует. Это проблема смысла жизни.
6. Автора данного текста беспокоит проблема о
равнодушии человека…
7. Главная проблема этого текста – это умение
«отзываться на чужую беду».
8. Одна из проблем данного текста заключается в
том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с
совестью.
9. В прочитанном мною тексте автор высказывает
такую проблему, как угасание у людей интереса к
чтению. Эта тема очень актуальна сегодня.
10. Писатель затрагивает проблему нравственности,
которая разделяется на несколько частей и
заключается в проблемах чести, добра и
порядочности.
Подсказка. Виды ошибок:
1) нарушение управления
2) подмена понятий
3) нарушение сочетаемости
4) вместо проблемы формулируется позиция автора
5) неудачная формулировка с использованием
цитаты
Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно прокомментировать ее. Что это значит? Дать ее интерпретацию.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Конкретизировать содержание комментария можно
с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает
проблему?
На чем заостряет внимание? Почему?
Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для
чего?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому? В
чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают выявить
авторское отношение к проблеме?
2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.
Здесь вам помогут следующие вопросы:
К какому типу принадлежит эта проблема?
(Социальная, философская, экологическая,
нравственная и т.п.)
Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее
значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Касается ли она каждого из нас или только людей
определенного возраста, рода занятий и т.п.?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы
рассматривает автор?
К каким выводам автор подводит читателя?
Типичные ошибки при комментировании проблемы:
1) комментарий подменяется пересказом;
2) излишне подробно цитируется исходный текст;
3) формулируется одна проблема, а комментируется
другая;
4) при анализе художественного текста не
разграничиваются понятия «автор» и
«рассказчик».
Задание 4. Групповая работа
Подберите определения для слова «проблема». Можете сделать это в виде таблицы, схемы, презентации, рисунка, списка.
Подсказка. Какая ОНА? Спорная, серьезная, острая, животрепещущая, вечная, актуальная, сложная, злободневная, глобальная, нравственная, экологическая, психологическая, важная, неразрешимая, многогранная, наболевшая, насущная…
Задание 5. Индивидуальная и групповая работа.
Оцени сочинение ученика. (Приложение 3)
Конечно, человечество всегда мечтало о том, чтобы мир был гармоничным, чтобы не было никаких противоречий, противостояний, конфликтов между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. Но, с другой стороны, наличие конфликта и поиск способов его разрешения есть движение вперед, приобретение новых навыков, новых знаний. Выбирая то или иное решение проблемы, мы определяем свою жизненную позицию, нравственные принципы, которым будем следовать.
Презентация. Слайды 5-6.
Замечательное определение выбора дает Роберт Рождественский:
У каждого человека есть свобода выбора.
Выбор существует ежедневно, сиюминутно.
Разный по серьезности, неодинаковый по своим
последствиям.
Шагнуть или не шагнуть?
Промолчать или ответить?
Стерпеть или не стерпеть?
Превозмочь или отступить?
Как жить? Что делать?
Вопросы-громады и вопросы-карлики.
Вопросы-океаны и вопросы-капли.
Домашнее задание. Прочитайте рассказ В.П.Астафьева «Старая лошадь». Сформулируйте проблемы, поставленные в тексте, и прокомментируйте их.
Список использованной литературы:
1. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ.
Формулировки, аргументы, комментарии. М.:
Просвещение, 2008.
2. Нарушевич А.Г. Лекция. Методика подготовки
к ЕГЭ по русскому языку. Лекция № 8. Написание
сочинения / газета «Русский язык», № 24/2007.
3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ-2007.
Вступительные экзамены. – Р/Д: Легион, 2006;
4. Соколова Л.Л. Для тех, кому совсем худо…
Как написать сочинение части С (несколько
полезных советов) // http://www.gramma.ru.