При повторении темы «Метод координат в пространстве» составляем список задач, решаемых « силами» этой темы:
Вычисление угла между векторами | |
Вычисление угла между прямыми | |
Вычисление угла между плоскостями |
|
Вычисление угла между прямой и плоскостью | |
Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки | М(х0, у0, z0)
принадлежит плоскости Ах0 + Ву0 + Сz0 = 0 |
Уравнение плоскости, проходящей через две точки, параллельно ненулевому вектору | |
Расстояние от точки до плоскости |
К решению задач (С2) приступаем после повторения тем «Перпендикулярность прямых и плоскостей», «Многогранники».
Задача С2
Основание прямой четырехугольной призмы ABCDA1B1C1D1 – прямоугольник ABCD, в котором АВ = 5, AD = . Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D призмы и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой В1D, если расстояние между прямыми А1С1 и BD равно .
Дано:
ABCDA1B1C1D1 – прямая призма,
АВ = 5, AD = , АА1
= .
,
М – середина DC
Найти: tg < (;АА1D)
Координатный способ решения:
Найдем косинус угла между указанными
плоскостями, как модуль косинуса угла между
нормалями к этим плоскостям. Вектор АВ – нормаль
к плоскости грани AA1D1D, Вектор DB1
– нормаль к другой плоскости.
Введем систему координат и определим координаты
точек A(5;0;0), B(0;0;0), D(5;;0), B1(0;0;)
Вектор АВ{– 5; 0; 0}, вектор DB1{– 5; – ; }.
Ответ: 1,2
Традиционный способ решения:
Угол между указанными плоскостями можно найти как угол между прямыми, перпендикулярными к указанным плоскостям, это прямые DC и В1D.
Из треугольника ВВ1С находим В1С:
.
Из треугольника В1DС находим тангенс угла В1DС
Ответ: 1, 2
После разбора решения задач учащимся предлагается сделать подборку задач из материалов ЕГЭ, решить их разными способами и выступить перед одноклассниками на конференции. Результатом индивидуальной и групповой работы является презентация
Решение задач с параметрами
С5. Найти все значения а, такие, что уравнение имеет единственное решение.
I способ
Рассмотрим функцию .
Если возрастает.
Если убывает.
Значит наименьшее значение функции f(x) равно или f(– 3), или f(a/2) и уравнение
будет иметь единственное решение тогда и только тогда, когда
Ответ: а = – 4, а = – 8.
II способ
Решим уравнение графически. Построим график
функций
График функции будем строить так, чтобы была одна точка пересечения графиков. Это возможно в двух случаях:
Отсюда следует, что а/2 = – 4 или а/2 = – 2, то есть а = – 8 или а = – 4
Ответ: а = – 4, а = – 8.
III способ
Рассмотрим все случаи раскрытия модулей и покажем область решения уравнения на координатной плоскости АОХ.
Уравнение имеет единственное решение в точках а = – 4 и а = – 8. Эти значения находятся при построении графиков линейных функций или из соответствующих уравнений.
Ответ: а = – 4, а = – 8.
Итогом работы ученика по данной теме служит презентация
Задачи на определение области значений функции
В4. Найдите наименьшее значение функции
.
I способ
Запишем функцию в виде
Область определения функции: sin3x + 50 sin3x –5
Справедливо для любого х.
Так как рассматриваемая функция периодическая с периодом , то рассмотрим поведение функции и ее производной на отрезке
Наименьшее значение функция принимает в точке .
Ответ: 2
II способ
Запишем функцию в виде
Область определения функции: sin3x+50 sin3x –5
Справедливо для любого х.
Е (sin3x) = [–1; 1]
E (sin3x + 5) = [4; 6]
Функция возрастает на [4;6], следовательно, наименьшее значение принимает в точке 4.
Ответ: 2.
На одном из следующих занятий ученицей был представлен реферат с подборкой и решением задач по этой теме.
Организуя такую работу, учитель «убивает» сразу несколько зайцев: проводит коллективное повторение, углубленную подготовку сильных учеников и пополняет коллекцию дидактических материалов.