Предмет гордости российского образования в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, подавать, или создавать новую.
Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании. Поэтому я занимаюсь практико-ориентированным проектированием со своими учениками.
Как же достичь успеха, занимаясь проектированием? На что надо обратить внимание?
На взаимодействия учителя и учеников.
Безусловно, учителю в данной ситуации отведена
роль кукловода, но при этом мы не должны быть ни
Карабасом Барабасом, ни ветреным Пьеро, т.е. ни
авторитарность, ни безразличие в действиях не
дадут результатов. И ученики в силу разных
обстоятельств не могут быть максимально
свободными и самостоятельными. Надо найти
золотую середину, при которой
самостоятельность и ответственность ученика
сочетаются с управлением со стороны учителя.
Степень активности учеников и учителя на разных
этапах разная. В учебном проекте ученики должны
работать самостоятельно, и степень этой
самостоятельности зависит не от их возраста, а от
сформированности умений и навыков проектной
деятельности. Даже ученики начальных классов
могут быть более самостоятельными, если они уже
работали по 1-2 проектам, чем старшеклассники,
впервые занятые в проекте.
Тем не менее, каковы бы ни были опыт учащихся и их
возраст, какова бы ни была сложность учебного
проекта, степень активности – самостоятельности
можно представить в следующей схеме:
Роль учителя весома и значима на первом и последнем этапах. И от того, как учитель отработает свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
На 2 этапе организуется деятельность детей. Чаще всего я использую групповые проекты. Значит, необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель может поручить ученикам – им лучше известны все «подводные течения» во взаимоотношениях детей. Однако если в классе есть особые дети, требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдётся эгоцентричный ученик, желающий работать самостоятельно. Не будем настаивать на чем-либо против его желания – найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один. Так работая над проектом «Японские трехстишия. Хокку», девочки не хотели делить свою работу с одним учеником, а он «рвался в проект». И мне пришлось найти ему такую работу, которая не была бы связана с общей: он написал свои хокку и связался по Интернету с любителями японской поэзии. Так на 3 этапе пришлось изменить структуру конечного замысла проекта. Предварительно планировалось получить презентацию и буклеты-задания для школьного урока, словарь художественных образов в хокку. А получили еще благодаря Диме и альманах творческих работ учащихся. Да, работа контролировалась учителем на 2 этапе, но это самостоятельное дело детей.
После того, как работа спланирована, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. стать таким «малюсеньким наблюдателем». Ребята всё делают сами. НО: учитель, не участвуя в процессе:
- консультирует учащихся по необходимости;
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Оснащение всем необходимым и создание условий для самостоятельной работы
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядные пособия (буклеты, справочники-словари, тестовые задания и т. д.), вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии – здесь без этого не обойтись.
Особого внимания требует от учителя этап презентации проекта. Учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
От учителя требуется активность при:
- «втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта, поддержке взаимодействия детей между собой, а особенно с взрослыми экспертами, консультантами (пример проекта «Герб литературного героя»);
- работе с материалом – результатом информационно-поисковой деятельности детей (проект «Серебряный век в поэзии 20 века», «Окказионализмы в поэзии А.Блока, И.северянина, В.Маяковского»);
- при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся, (пример проектов «По Пушкинским местам», «Чтение с увлечением»);
- систематизации и выводам по приобретенным знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей.
Только тогда мы сможем сказать, что проектная деятельность принесла свои плоды и увенчалась успехом. А наш ученик стал героем-первопроходцем, получил заслуженную порцию успеха, самовыразился, утвердился в своих глазах, в глазах учителей, родителей, одноклассников. А раз он реализовался, то в дальнейшем с большим желанием будет заниматься проектированием не только во внеурочное время, но и учебное. И каждая его победа – это ступень к преодолению и постижению самого себя.
Поэтому, проведение окружного конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» надо координально менять. Особенно процесс оценивания конкурсантов.
Мои предложения таковы:
- допустить до процесса оценивания учителя, хотя бы на первичной стадии общения с экспертом;
- экспертом должен быть человек, понимающий психологию ребенка-школьника;
- добавить несколько опорных школ для проведения 1 тура;
- учитывать при оценивании работы не только актуальность выбранной темы, но и самостоятельность работы конкурсанта;
- эксперт не должен негативно оценивать презентацию учащегося, дабы не нанести ему психологическую травму;
- экспертиза должна иметь четкие критерии понятия «ПРОЕКТ», и четкие критерии оценки (ни в коем случае не по принципу «нравится – не нравится»;
- учитывать возраст учеников, разделить на 4
возрастные группы:
- младшие(1-4 классы),
- средние (5-7 классы),
- старшие (8-9 классы),
- старшие (10-11 классы).