В настоящее время современный образовательный
процесс все больше связан с деятельностным
подходом к освоению детьми новых знаний,
развития у них творческих способностей, что
диктует необходимость работы с информацией,
самостоятельно реализуемой ими в виде
творческой образовательной продукции. Решению
данной задачи способствует развитие проектных
технологий в обучении младших школьников.
Под учебным проектом подразумевается
учебно-познавательная, исследовательская,
творческая или игровая деятельность учащихся,
связанная с какой-либо проблемой.
Самым начальным этапом работы учащихся является
выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок
ставит цель, какого результата он должен
добиться в процессе своей исследовательской
деятельности
Следующий этап – подбор материала по своей
теме, который происходит не без помощи учителя.
Ученик изучает собранный материал, обобщает и
систематизирует, далее оформляет его.
Заключительным работы является защита проекта,
формы, реализации которого могут быть
разнообразными: реферат, статья в классной
газете, в тематических альбомах, выступления
перед родителями, на заседании кружка, на НПК
учащихся начального звена.
Предварительная подготовка состоит из следующих этапов:
- учащиеся выбирают тему исследования, метод исследования
- составляется план исследования;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- защита проекта.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приёмы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование.
Материал, добытый самостоятельно, методом
наблюдений, помогает школьникам глубже
осмыслить новые научные понятия, обеспечивает
связь обучения с жизнью.
Учитываются индивидуальные особенности младших
школьников.
В приобщении детей к исследовательской
деятельности я нацелена не на результат, а на
процесс. Главное – заинтересовать ребёнка,
вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда
результат будет закономерен. Образовательный
потенциал проекта включает в себя:
- повышение мотивации в получении дополнительных знаний;
- возможность выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта;
- рефлексию и интерпретацию результатов;
- развитие исследовательских и творческих способностей учащихся.
Учебно-исследовательскую деятельность можно разделить на урочную и внеурочную. Большие возможности для ее организации представляет урок, где учитель использует педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Эти уроки характеризуются примерно такой структурой:
I. Организационный момент (знакомство со
спецификой проектной деятельности (если это
первый урок));
II. Формулирование темы и целей урока;
III. Подготовительный этап (план деятельности по
разработке проекта);
IV. Проектная деятельность (разработка основных
разделов проекта);
V. Практическое применение проекта;
VI. Самоанализ проектной деятельности
(положительные и отрицательные стороны);
VII. Подведение итогов.
Существует множество видов нетрадиционных
уроков, предполагающих выполнение учениками
учебного проекта: урок-исследование,
урок-лаборатория, урок - защита
исследовательских проектов.
Домашнее задание исследовательского характера,
как и внеурочная деятельность, предполагает
более широкие возможности в организации
учебно-исследовательской деятельности, может
включать в себя элементы настоящего научного
исследования: наблюдение и изучение фактов и
явлений, выявление проблемы, анализ полученных
данных, причем такая работа достаточно
протяженная во времени.
Сущность данного направления моей
педагогической деятельности заключается в
создании определенной системы работы по
развитию способностей учащихся путем
организации исследовательской деятельности,
созданий условий для полноценного формирования
исследовательских умений и навыков.
Исследование краеведческое, на мой взгляд,
наиболее значимое, так как оно позволяет ребенку
познакомиться с важнейшими событиями истории
своей малой Родины, через историю своей семьи и
её историей. Учащиеся не только изучают историю,
но и раскрывают свой творческий потенциал,
открывают малоизвестные страницы истории.
Творческий проект «Моя родословная»
(в форме устного журнала)
Гордится славою своих предков не только можно, но и нужно.
1. Подготовительная работа:
- объект исследования – учащиеся четвертого классы и их семьи;
- предмет исследования – родословная каждого ученика в отдельности;
- цель исследования – познакомится с историей создания и развития каждой семьи.
2. Методы исследования:
- теоретические – анализ литературы, моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов;
- диагностические – анкетирование;
- статистические – оценка значимости гипотезы.
3. Исследование включило в себя три этапа:
- родительское собрание на тему: «Моя семья»;
- сочинение на темы: «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь»;
- составление совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи на тему: «Кто я? Откуда я?».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Наша презентация посвящена подведению итогов над проектом «Моя родословная». Мы выступали в роли историков, когда составляли свои родословные, были репортерами и журналистами, когда расспрашивали о своих прабабушках и прадедушках. Узнали много нового и интересного. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде устного журнала. И называется он «Моя семья» и в нем семь страниц, ведь семья – это семь «я».
Ученик:
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток мне родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
– Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила «Я».
– Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила «Я».
– Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я, – тихо молвили Ева. – Я, я».
Сказала она знаменитых семь «я»…
Вот так на Земле появилась семья.
Первая страница – «Кто я?»
Учитель. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся вместе с родителями защищают свои родословные: генеалогические деревья, созданные учащимися).
Вторая страница – «Что в имени моем…»
Учитель. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Ученик:
Что имя: звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Учитель: Что вы знаете о происхождении
вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах).
Третья страница – «Фамильные истории»
1-й ученик.
Фамилий, каких только нет:
Смешных, горделивых, серьезных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьезных!
2-й ученик.
Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев…
Фамилий, каких только нет:
И добрых и злых и отчаянных!
3-й ученик.
Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
4-й ученик.
Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это – моя семья,
Ведь это – истинный я!
Учитель. Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.
«Фамильное лото» – участники получают открытки с номером. Ведущий называет номер, чей номер выпал приглашается к ведущему. Ему предоставляется право рассказать о происхождении своей фамилии. (Переделанные песни на известные мотивы детских песен, сочиненные стихи, частушки, просто рассказ).
Четвертая страница – «Музыкальные традиции моей семьи»
(Музыкальный номер представляют родители и дети).
Пятая страница – «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
(Родители вместе с детьми представляют выставку поделок).
Учитель. Эти предметы делают наш дом уютнее, непохожим на другие дома. В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.
Шестая страница – «По страницам семейного альбома»
Учитель. Ребята здесь у нас фото
выставка. С какой традицией она связана?
Ученики. Собирать и хранить семейные
фотографии.
Учитель. В каждой семье есть фотографии,
которые надолго оставляют память о дорогих
людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта
очень важная.
(Учащиеся рассказывают о старинных семейных фотографиях).
Музыкальная пауза. (Возвращаемся к страничке «Музыкальные традиции моей семьи», семьи представляют музыкальный номер).
Седьмая страница – «Фамильный герб»
(Ученики вместе с родителями представляют фамильный герб).
Учитель. Вот и прочитана последняя страница нашего журнала. Мы благодарим всех, кто помог нам ее прочитать. Вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые взрослые! До новых встреч!