Урок-соревнование по русскому языку в 5-м классе: "Морфемика. Орфография. Обобщение изученного материала"

Разделы: Русский язык


Каждый школьный учитель размышляет о новом качестве знаний и способах достижения наивысшего уровня обученности своих подопечных, об образовательных ценностях нашего времени, о методиках и технологиях, позволяющих эффективно осуществлять обучение, воспитание и развитие современного школьника.
К уроку представлены цели, не только для учащихся, но и для учителя. Это помогает увидеть процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроке, соотнести этап целеполагания урока с особенностями отбора его содержания. Единство целей и содержания – залог эффективности урока, условие его актуальности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-соревнование.

Цели урока:

  • повторить изученное по теме «Морфемика и словообразование;
  • продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;
  • закрепить навык морфемного словообразовательного разбора;
  • совершенствовать умения определять зависимость правописания слова от его строения;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.

Цели урока для учащихся: 

  • знать условия выбора изученных орфограмм;
  • уметь определять зависимость выбора орфограммы от его строения; производить морфемный и словообразовательный анализ.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Класс делится на две команды. В ходе игры выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания игры подводятся итоги и называются победители.

Учитель:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье.
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

3. Сегодня мы должны повторить то, что узнали о частях слова – морфемах, а также, соревнуясь, повторим орфографические правила, связанные с их написанием. Желаю всем удачи! Начинаем разминку:

– Назовите известные вам морфемы
– Как найти окончание в слове? Докажите.
– Какие морфемы могут входить в основу?
– Назовите способы словообразования.
– Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

Итак, разминка окончена. Приступаем к выполнению заданий.

Задание 1.

Разобрать слова по составу:

Территория, путешествие, читал. (1 ком.)
Препятствие, артиллерия, горел. (2 ком.)

Задание 2. Из текста выписать слова, состав которых  соответствует схемам, записанным учителем на доске.

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

(В. Приходько).

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.

Лингвистическая разминка – сделать фонетический разбор слов: паяльник, просьба.

Задание 3.

Вопрос: Какие вы можете назвать корни с чередованием?

– Выписать слова с чередующимися гласными в корне, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, положение, коснуться, отрасти, убегать, зажигать, зори, косичка, изложение, касательная, блистать, урожай, заморозки.

– Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы:

Р_стительный, з_горать, зар_сли, р_сток, уг_рный, сл_жить, разл_жить, сл_гаемое.

Задание 4.

Расскажите, как образуются сложные слова. Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые:

Задание 5

Как образуются сложные слова?
Заполните квадрат сложными словами.

  1. Человек, который ухаживает за садом (садовод)
  2. Машина, работающая на пару (паровоз, пароход)
  3. Использовали в старину вместо чайника (самовар)
  4. Самодельное оружие (самопал)
  5. Лес, поваленный бурей (бурелом)
  6. Воздушное судно (самолет)

Задание 6.

Послушайте стихотворение. Скажите, о какой морфеме говориться в этом стихотворении. В каком значении используется эта морфема? Приведите свои примеры.

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка пре-
Особа преотважная,
Важная-преважная.
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Ее считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у нее прелестный пудель.
Прехрабрый пес по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, пре-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».

(А. Каютина)

Задание 6.

Работа с перфокартами.

Сдать, сжимать, разбивать, расправить.
Здоровье, беспорядок, здесь, исправить.
Разрыв, разводить, безбедный, бесценный.
Разложить, избежать, беззвучный, испечь.

с, с, з, с
з, с, з, с
з, з, з, с
з, з, з, с.

Учитель говорит: «Сейчас я вызываю капитанов команд и предлагаю им поработать с перфокартами над правилом З и С на конце приставок».

Задание 7.

Игра для всего класса «Кто быстрей, кто больше»

От слов дом, летят образуют как можно больше слов, выделяют словообразующие морфемы, указывают, какими частями речи являются образованные слова, объясняют их значение.

4. Подведение итогов урока

Подводятся итоги игры и называются победители.