Развитие познавательной активности младших школьников через наблюдения в природе

Разделы: Начальная школа, Экология


Развитие познавательной активности младших школьников через наблюдения в природе зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки.

Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности.

Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии – формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.

Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств.

Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи.

В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются. Наблюдение в природе представляет собой особый вид самостоятельной познавательной деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие.

Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к наблюдению в природе.

Разработанные приемы возбуждения интереса к наблюдению в природе, в основе которых лежит субъектная позиция ребенка, доступны младшим школьникам, применимы в различных формах организации учебного процесса по природоведению, легко сочетаются с общественными методическими рекомендациями по этому учебному предмету.

Возникший интерес к наблюдениям в природе развивается и закрепляется при условии систематического включения в учебный процесс по природоведению приемов, возбуждающих этот интерес, что поддается контролю с помощью специальных теоретически обоснованных критериев. Таким образом, система специальных методических приемов, сочетающихся с общеизвестными методическими рекомендациями по начальному природоведению, будет способствовать формированию у младших школьников интереса к наблюдению в природе.

Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение всех аспектов данной проблемы. Так, представляет научный и практический интерес исследование методики формирования у младших школьников интереса к наблюдению в природе через реализацию межпредметных связей. Это помогло бы учителям-практикам в определенной мере компенсировать острый недостаток времени для наблюдений. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.

Наше село расположено в живописнейшем месте, многие называют его «Сибирской Швейцарией», учителя начальных классов в нашей школе стараются как можно чаще проводить экскурсии, благо вокруг школы находится сосновый бор. Совсем рядом протекает Иртыш, поэтому уроки изобразительного искусства, окружающего мира проходят на высоком берегу или в сосновом лесу.

Предварительная работа: Прежде чем организовать экскурсию, учитель сам проходит по данному маршруту, расставляет щиты и стрелки указатели, где будут остановки.

Цели экскурсии:

  • дать обучающимся представления о природе, как едином целом;
  • расширить знания детей об охране растений, животных;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших школьников” была разработана схема маршрута.

Первая остановка – «Руку дружбы – природе»

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит (Ребята! Сейчас вы пройдете по экологической тропинке. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах; о зверях, птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку для его жизни и как человек должен охранять все живое.)

Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое экологическая тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней.

Прочитайте текст на щите.

Читают:

Моя Екатериновка — российская глубинка.
У каждого живущего здесь, есть своя тропинка.
Здесь сосны, словно свечки, берёзки .как невесты.
Зимой дымятся печки и каждому есть место.

На этом же щите размещен план тропы со стрелками – указателями.

Экскурсия начинается от крыльца школы.

Рассказ учителя об объектах, расположенных на первой остановке

– Назовите известные вам деревья, кустарники, травы? (Ответы детей)
– Давайте посмотрим, какие деревья окружают нас? (Ответы детей)
– А какие кустарники вы видите? (Ответы детей)
– Назовите и травы, которые растут под деревьями и кустарниками. (Ответы детей)
– Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром. – Что находится под землёй, в подвале? (Под землей находится много корней трав, кустарников, деревьев. Это как бы подвал. Здесь корни различных деревьев сплетаются с нитями грибницы, они взаимно помогают друг другу развиваться. Под землей находятся дома у мышей, барсуков, кротов и разных насекомых. К жителям подземелья относятся также земляные черви. Они рыхлят почву. Останки животных и корней образуют перегной.) На срезе ямы видно корни и отверстия – ходы насекомых. Дети рассматривают внимательно.
– Что можно обнаружить на поверхности земли? (На поверхности земли растет мох и другие травянистые растения. Здесь лесное население более разнообразное. Прямо на земле, в траве вьют гнезда соловьи, строят свои домики муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери, и насекомые.)
– Давайте рассмотрим муравейник и понаблюдаем, как трудятся эти маленькие неутомимые труженики. А как вы думаете, нуждаются ли муравьи в защите? Почему? Как мы, люди можем им помочь?
– На следующем этаже растут кустарники. Каких животных можно увидеть на этом этаже? (Здесь вьют свои гнезда дрозды, плетут паутину пауки, могут прятаться и другие насекомые и птицы.)
Еще выше находятся различной формы и высоты кроны деревьев. А кого можно увидеть так высоко? (В стволах деревьев делают дупла (домики) белки, дятлы, синички, еще выше совы. На самых верхних этажах размещены гнезда хищных птиц: ястребов, орлов.)
– Ребята, а если я захочу запечатлеть какого-либо зверька, птицу или цветок? Что мне для этого нужно? (Ответы детей)
– Какая охота разрешена в любое время года? (Ответы детей)
– А сейчас мы поиграем.
Дети встают в круг, учитель – в центр круга. Называю какое-нибудь дерево нашего леса (например, березу, ель, сосну и т.д.), дети должны поднять руки вверх. Называю кустарник (например, шиповник, акация, ирга), дети должны стоять с опущенными руками. Называю травянистое растение (например, тимофеевка, клевер), дети должны присесть. Перечисляю: липа, дуб, шиповник, осина, кислица, береза, ель, подорожник, сосна, пихта, калина, клен, ива, зверобой, ландыш и т.д.
– Ребята, а как человек использует растения для своей жизни? (Ответы детей)
– Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. А человек за это должен охранять леса, растить новые!

Вторая остановка. «Дети – дозорные природы»

Информационный шит:
Село моё на правом берегу
в кольце вечнозелёных, сосен.
Любовь к тeбe, я в сердце сберегу.
И сберегу красу твоей природы.

Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: Дети – друзья, защитники и дозорные природы.
– Что нельзя делать в природе, чтобы не погубить красоту и прелесть нашей родной природы? (Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву, разводить костры, раскидывать мусор, обижать птиц, насекомых).
Как мы должны охранять природу? (Не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, около речки. Пусть ими полюбуются другие люди. Не убивай змей, лягушек, ежей, белок они приносят пользу.)
Растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга вдали. Часто они живут сообществами. В каждом сообществе – свой особый мир его обитателей: растений, животных, других организмов.

Третья остановка. «Защитим пернатое племя»

Ветерок задирает сорокам хвосты.
И стрекочет, волнуется птица
Зябко прячется вдруг за кусты.

Посмотрите, что это висит на дереве? (Обращаю внимание на скворечник, прикрепленный к стволу дерева).
– Как вы думаете, чье это жилище?
– Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? (Ответы детей).
– Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме скворцов?
– Почему человек о них так заботится?
– Какую пользу приносят скворцы?
– Посмотрите, а есть ли на деревьях ещё какие-нибудь домики для птиц и других животных? (Это дупла для белок, птиц, под корой живут различные личинки, под корнями делают норки мыши, ежи, и другие животные.)

Работа над информационным щитом

Ребята! Осенью собирайте плоды и семена деревьев, кустарников, трав; сохраняйте их до зимы. Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти холодные месяцы; готовьте скворечники. Весной в парках, скверах, садах, лесах развешивайте для перелетных птиц домики, встречайте пернатых друзей. Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд, не разоряйте птичьих гнезд.

Четвёртая остановка. «В лесу родилась елочка»

Моя Екатериновка – сосны да берёзы.
Когда поёт малиновка, то набегают слёзы,
Такую красотищу едва ли где найдёшь!

Эта остановка обозначена там, где сосредоточены несколько видов хвойных деревьев: лиственница, ель, сосна обыкновенная.
– Какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей.)
– Почему они называются хвойными? (Ответы детей.)
Воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и вредные грибы. Недаром многие дома отдыха, санатории размещают именно в сосновых лесах.
– Что у нас в селе находится в сосновом лесу? (В нашем селе есть прекрасная база отдыха, куда с удовольствием приезжают жители Омской области, детский дом, дом ветеранов.) – Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить хвойные леса? (Ответы детей.)

Информационный щит:

Дорогие ребята! Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может: посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или около дома и ухаживать за ним.

Пятая остановка. «Цветочная поляна»

– Ребята, наша последняя остановка называется «Цветочная поляна ».

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал,
Он разостлался сам с собой,
Лежит у речки голубой,
И желт, и синь, и ал!

– О каком ковре говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Чторадует нас буйством красок и узорным ковром украшает землю? (Ответы детей).
– Ребята, посмотрите на эту поляну. Можно ли её назвать ковром? Почему? (Ответы детей).
– Какие растения на поляне вы увидели, перечислите их. (Рассказывают дети)
– Ребята, растения – наши друзья. Они лечат нас от многих болезней. Такие растения мы называем лекарственными. Вы натерли ногу в пути. Как вы думаете, какое растение может облегчить боль? (Лист подорожника)
– Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
– А какие еще лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).
– Лекарственных растений много. Вот некоторые из них. Зверобой, душица, тысячелистник, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие.
– Ребята, а вы знаете, когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается большое количество питательных веществ: цветки – в начале цветения, листья – перед цветением или в начале его. Корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, вначале сокодвижения, когда они хорошо отделяются. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).
Вот и подходит к концу наше путешествие по экологической тропинке.

Заключительное слово учителя:

Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет в этом нам наша любознательность.

Домашнее задание

Запомните всё, что увидели сегодня на экскурсии, а дома зарисуйте все остановки, опишите свои чувства после экскурсии.

В работе использовала стихи писательницы из села Екатерининского Полищук Тамары Андреевны. (В Тарской типографии выпущены две её книги).

Литература:

1. Е.Н.Бойко. Омский институт развития учителей. Лекции по окружающему миру.
2. Н.Ф.Виноградова. Методика обучения. Окружающий мир. Изд. Вентана-Граф. 2004 г.
3. З.А.Клепинина Методика уроков природоведения . – М.: НИИ школ, 1979. с. 68
4. Н.Ф.Талызина. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
5. В.В.Титова. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира. Ж.Начальная школа, №1, 2005 г.
6. Т.И. Шамова. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983, с.208.
7. М.В.Шептуховский. Навстречу с природой. Журналы «Школьные технологии».