Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Место урока в учебном плане: вводный урок. На эту тему отводится 1 час, из раздела “Почему и зачем?”, это 5 урок.
Цель урока: Сформировать представление о гигиене сна.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Выяснить значение сна в жизни человека.
Вспомнить правила подготовки ко сну.
Познакомить с жизнью ночных животных, с трудом
людей, занятых ночью.
2.
Развивающие: Создать условия для развития речи, памяти, логического мышления и смекалки.3. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету.
4.
Оздоровительные: Формировать умение учиться, заботясь о своём здоровье.Оборудование:
- доска, экран, ноутбук, проектор;
- учебник “Мир вокруг нас” 1 класс;
- тетрадь с печатной основой “Мир вокруг нас” 1 класс;
- фото животных, которые не спят ночью;
- фото спящих животных;
- фото людей, которые работают ночью;
- правила по гигиене сна;
- валеологическое лото;
- мультимедиа курс “Окружающий мир 1 класс” (автор Кадочникова М. Ю.);
- интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”.
Описание мультимедиа курса “Окружающий мир 1 класс”: данный курс содержит удивительные факты об анатомии и физиологии человека, знакомит с понятиями рост и развитие, система внутренних органов, еда и пищеварение, забота о здоровье, распорядок дня. Рассказывает о том, как устроено тело, как оно работает и что надо делать, чтобы всегда быть здоровым и сильным. Так как у детей в 1 классе малая скорость чтения, то теоретическая часть представлена иллюстративным материалом в форме мультимедийных приложений и гипертекста. Также курс содержит тестирующую систему (валеологическое лото и др.).
Методы:
- По характеру источников информации (словесные, наглядные).
- По уровню познавательной активности (репродуктивный (воспроизведение по образцу)).
Ход урока
1. Организационный момент
(Упражнение “Горячие ладони”, цель: избавиться от сонливости. Энергично, с силой потереть ладони друг о друга 5 секунд, затем что есть мочи 5 раз громко хлопнуть в ладоши.)
– Почему именно с этого упражнения я начала урок? (Чтобы избавиться от сонливости. Возможно, на уроке пойдёт речь о сне).
2. Работа над темой урока
(Как спят животные?)
– Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи и сна).
– Назовите тему урока.
1 слайд
– Сон нужен всем животным. Как спят животные? Учебник стр. 109.
2 слайд
– Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму.
– А летучие мыши спят днём. И спят они так, как никто не спит: вниз головой, зацепившись ногтём лапки за какой-нибудь выступ в дупле, на чердаке, в пещере.
3 слайд
– А как спят лошади, волки, акулы? И почему они так спят?
– Известно, что никогда не спят акулы: устройство их жабр позволяет им дышать только “на ходу”, пока через жабры течёт струя набегающей воды.
– Лошади спят стоя! Они никогда не падают во сне. Это связано с их способностью “запирать” суставы ног.
– Волк спит, свернувшись клубком, как собака (днём).
– А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?
– Сон необходим и человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека самое главное. Он всем организмом управляет.
(Массаж большого пальца рук. Массаж повышает деятельность работы головного мозга. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами).
(Что такое сон? Что такое зевота?) (Интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”)
4 слайд
– А как спит человек? (Приучайтесь спать лёжа на спине, на жёсткой постели).
5 слайд
– Вспомните: что вы чувствуете, если плохо спали ночью?
– Кому сколько надо спать?
– Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение С. Михалкова “Не спать”
3. Анализ стихотворения С. Михалкова “Не спать”
Я ненавижу слово “спать”!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: “Марш в кровать!
Уже десятый час!”
Нет, я не спорю, я не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду…
Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов.
И папа маме говорит:
“Смотри, смотри, он сидя спит!”
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!
– Кто из вас ложиться спать, как герой стихотворения?
– Почему он заснул сидя? Учебник стр.108.
– Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?
– Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный).
– Потребность во сне у людей различная в разном возрасте.
Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11-11,5 часа, ложиться спать в 20-21 час. Но главное – самочувствие: если человек встаёт после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет.
4. Оздоровительная минутка
(Упражнение “Близнецы”. Цель: развитие интереса учащихся к совместным упражнениям. Формирование культуры совместных действий.
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
– присесть;
– встать;
– встать на цыпочки;
– наклониться влево;
– наклониться вправо;
– прогнуться назад;
– постоять на правой ноге, согнув левую ногу в
колене;
– постоять на левой ноге, согнув правую ногу в
колене;
Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо).
5. Работа по теме урока
(Гигиена сна)
– Но не всякий сон полезен. Как вы думаете, полезно спать слишком долго или не вовремя?
– Оказывается, об отдыхе и сне тоже надо заботиться. А вот скажите: что, по-вашему, надо, а чего нельзя перед сном?
6 слайд
6. Игра “Плохо – хорошо” (По гигиене сна) Учебник стр. 108.
(Работа в парах)
Хорошо:
1) Мыть ноги, руки, принимать душ.
2) Чистить зубы.
3) Проветривать комнату.
4) Гулять на свежем воздухе.
5) Спать на жёсткой постели, на спине.
– Снятся ли вам неприятные сны?
– Как вы думаете, почему?
Плохо:
1) Перед сном много пить, есть.
2) Смотреть страшные фильмы.
3) Слушать громкую музыку.
4) Физически напрягаться.
5) Играть в шумные игры.
7.
Работа по теме урока(Кто ночью не спит?) Учебник стр. 109.
7 слайд
– Все ли люди спят ночью? Людям, каких профессий не приходится ночью спать? Почему? (Врач, милиционер, пекарь, пожарный, рабочие на заводе).
8. Работа по теме урока
(Беседа о снах)
– Есть страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране милиционеры, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что всё происходит само собой.
– Послушайте об этой стране.
(Что такое сны?) (Интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”)
– Что это за страна?
– Часто сновидении кажутся совершенно бессмысленными!
– Главное, что нужно помнить страшных снах, – они происходят не на самом деле и не могут причинить тебе никакого вреда.
– Не стоит слишком пугаться страшного сна, но если сновидение сильно встревожило тебя и ты не можешь успокоиться, подойди к папе и маме и расскажи о том, что тебе приснилось.
9. Подведение итогов
(Лото “Здоровый сон”, “Нездоровый сон”)
(Групповая работа. Дети стоят вокруг парты).
– Скажите, какая тема сегодняшнего урока?
– Чтобы убедиться в том, что вы действительно усвоили правила правильного сна, сыграем в лото “Здоровый сон”, “Нездоровый сон”.
8 и 9 слайды
10. Домашнее задание
– На стр. 44 в Рабочей тетради нарисовать то, что увидели во сне.
10 слайд
– Так зачем же мы спим ночью?
Информационные ресурсы, использованные при подготовке урока