Урок в 1-м классе по курсу "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Место урока в учебном плане: вводный урок. На эту тему отводится 1 час, из раздела “Почему и зачем?”, это 5 урок.

Цель урока: Сформировать представление о гигиене сна.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Выяснить значение сна в жизни человека.
Вспомнить правила подготовки ко сну.
Познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

2. Развивающие: Создать условия для развития речи, памяти, логического мышления и смекалки.

3. Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету.

4. Оздоровительные: Формировать умение учиться, заботясь о своём здоровье.

Оборудование:

  • доска, экран, ноутбук, проектор;
  • учебник “Мир вокруг нас” 1 класс;
  • тетрадь с печатной основой “Мир вокруг нас” 1 класс;
  • фото животных, которые не спят ночью;
  • фото спящих животных;
  • фото людей, которые работают ночью;
  • правила по гигиене сна;
  • валеологическое лото;
  • мультимедиа курс “Окружающий мир 1 класс” (автор Кадочникова М. Ю.);
  • интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”.

Описание мультимедиа курса “Окружающий мир 1 класс”: данный курс содержит удивительные факты об анатомии и физиологии человека, знакомит с понятиями рост и развитие, система внутренних органов, еда и пищеварение, забота о здоровье, распорядок дня. Рассказывает о том, как устроено тело, как оно работает и что надо делать, чтобы всегда быть здоровым и сильным. Так как у детей в 1 классе малая скорость чтения, то теоретическая часть представлена иллюстративным материалом в форме мультимедийных приложений и гипертекста. Также курс содержит тестирующую систему (валеологическое лото и др.).

Методы:

  1. По характеру источников информации (словесные, наглядные).
  2. По уровню познавательной активности (репродуктивный (воспроизведение по образцу)).

Ход урока

1. Организационный момент

(Упражнение “Горячие ладони”, цель: избавиться от сонливости. Энергично, с силой потереть ладони друг о друга 5 секунд, затем что есть мочи 5 раз громко хлопнуть в ладоши.)

– Почему именно с этого упражнения я начала урок? (Чтобы избавиться от сонливости. Возможно, на уроке пойдёт речь о сне).

2. Работа над темой урока

(Как спят животные?)

– Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи и сна).

– Назовите тему урока.

1 слайд

– Сон нужен всем животным. Как спят животные? Учебник стр. 109.

2 слайд

– Медведи, барсуки, ежи спят всю зиму.

– А летучие мыши спят днём. И спят они так, как никто не спит: вниз головой, зацепившись ногтём лапки за какой-нибудь выступ в дупле, на чердаке, в пещере.

3 слайд

– А как спят лошади, волки, акулы? И почему они так спят?

– Известно, что никогда не спят акулы: устройство их жабр позволяет им дышать только “на ходу”, пока через жабры течёт струя набегающей воды.

– Лошади спят стоя! Они никогда не падают во сне. Это связано с их способностью “запирать” суставы ног.

– Волк спит, свернувшись клубком, как собака (днём).

– А кто видел, как спят ваши домашние питомцы?

– Сон необходим и человеку. Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека самое главное. Он всем организмом управляет.

(Массаж большого пальца рук. Массаж повышает деятельность работы головного мозга. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами).

(Что такое сон? Что такое зевота?) (Интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”)

4 слайд

– А как спит человек? (Приучайтесь спать лёжа на спине, на жёсткой постели).

5 слайд

– Вспомните: что вы чувствуете, если плохо спали ночью?

– Кому сколько надо спать?

– Чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение С. Михалкова “Не спать”

3. Анализ стихотворения С. Михалкова “Не спать”

Я ненавижу слово “спать”!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: “Марш в кровать!
Уже десятый час!”
Нет, я не спорю, я не злюсь –
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь.
Когда напьюсь – тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду…
Я раздеваюсь полчаса,
И где-то в полусне
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов.
И папа маме говорит:
“Смотри, смотри, он сидя спит!”
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!

– Кто из вас ложиться спать, как герой стихотворения?

– Почему он заснул сидя? Учебник стр.108.

– Действительно ли иногда можно совсем не спать и это не повредит здоровью?

– Что чувствует человек, когда плохо спал? (Он вялый, рассеянный, раздражительный).

– Потребность во сне у людей различная в разном возрасте.

Детям 6-8 лет рекомендуется спать 11-11,5 часа, ложиться спать в 20-21 час. Но главное – самочувствие: если человек встаёт после сна бодрым, не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна достаточная. Человек спит треть жизни, около 25 лет.

4. Оздоровительная минутка

(Упражнение “Близнецы”. Цель: развитие интереса учащихся к совместным упражнениям. Формирование культуры совместных действий.

Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

– присесть;
– встать;
– встать на цыпочки;
– наклониться влево;
– наклониться вправо;
– прогнуться назад;
– постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
– постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене;

Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо).

5. Работа по теме урока

(Гигиена сна)

– Но не всякий сон полезен. Как вы думаете, полезно спать слишком долго или не вовремя?

– Оказывается, об отдыхе и сне тоже надо заботиться. А вот скажите: что, по-вашему, надо, а чего нельзя перед сном?

6 слайд

6. Игра “Плохо – хорошо” (По гигиене сна) Учебник стр. 108.

(Работа в парах)

Хорошо:

1) Мыть ноги, руки, принимать душ.
2) Чистить зубы.
3) Проветривать комнату.
4) Гулять на свежем воздухе.
5) Спать на жёсткой постели, на спине.

– Снятся ли вам неприятные сны?

– Как вы думаете, почему?

Плохо:

1) Перед сном много пить, есть.
2) Смотреть страшные фильмы.
3) Слушать громкую музыку.
4) Физически напрягаться.
5) Играть в шумные игры.

7. Работа по теме урока

(Кто ночью не спит?) Учебник стр. 109.

7 слайд

– Все ли люди спят ночью? Людям, каких профессий не приходится ночью спать? Почему? (Врач, милиционер, пекарь, пожарный, рабочие на заводе).

8. Работа по теме урока

(Беседа о снах)

– Есть страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране милиционеры, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что всё происходит само собой.

– Послушайте об этой стране.

(Что такое сны?) (Интерактивная энциклопедия “Моё тело. Как оно устроено?”)

– Что это за страна?

– Часто сновидении кажутся совершенно бессмысленными!

– Главное, что нужно помнить страшных снах, – они происходят не на самом деле и не могут причинить тебе никакого вреда.

– Не стоит слишком пугаться страшного сна, но если сновидение сильно встревожило тебя и ты не можешь успокоиться, подойди к папе и маме и расскажи о том, что тебе приснилось.

9. Подведение итогов

(Лото “Здоровый сон”, “Нездоровый сон”)

(Групповая работа. Дети стоят вокруг парты).

– Скажите, какая тема сегодняшнего урока?

– Чтобы убедиться в том, что вы действительно усвоили правила правильного сна, сыграем в лото “Здоровый сон”, “Нездоровый сон”.

8 и 9 слайды

10. Домашнее задание

– На стр. 44 в Рабочей тетради нарисовать то, что увидели во сне.

10 слайд

– Так зачем же мы спим ночью?

Информационные ресурсы, использованные при подготовке урока

Презентация