(1-й Ведущий)
О родине –
Негромко говорю я,
Ведь о большой любви
Кричать не надо.
(2-й Ведущий)
Она моя отрада и ограда;
Скажу о ней –
Молитву сотворю:
(1-й Ведущий)
Будь вечно
В благоденствии и славе
Дай сил тебе Всевышний
Мир хранить,
(2-й Ведущий)
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой
Себя не уронить!
(1-й Ведущий)
Кубань,
Моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих да будет благословенна.
(2-й Ведущий)
Кубань,
Моя родная сторона, –
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна.
(Звучит песня “Благодатный край” Сухинина А.Н.)
1. Благодатный край России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно
2. Мы родились на Кубани
Дети росли.
Нам любовь к труду
Привили наши отцы.
Честь и хвала им
За будни села,
Чтобы жизнь богаче
И краше была3. Под одною крышей мира
Все мы живем,
Умножаем наши силы
Мирным трудом.
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.4. Благодатный край России –
Это Кубань.
Щедро дарит всей России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.
(Разговор 2-х казаков)
(1-й казак)
Да, сегодня у нас вечер тепла и уюта кубанского дома.
(2-й казак)
А что же нужно для тепла и уюта? Як ты думаешь, казаченько?
(1-й казак)
Як я думаю? Да так шоб була в хати добра хозяйка, а не квашня якато, шоб за скотыной ходыла, за мужем и старыками прысматрывала, да еще и дитэй няньчила.
(2-й казак)
Ты дывысь якый! Ни богато ли хочешь? А хозяйна в цей хати не должно буть?
(1-й казак)
А як же, и хозяин будэ, но тилько при доброй хозяйки. Ведь испоконь вику главную роль в доме казаков грала женщина, а казак в основном воевал.
(1-й Ведущий)
На кубанской земле наступает день. Солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом.
(2-й Ведущий)
В казачьих хатах творит обычное утреннее оживление: перекрестившись на иконы красного угла, каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело, а дел у казаков невпроворот.
(1-й Ведущий)
Надоенное спозаранок молоко просится в маслобойки, а надо гнать в гурт, т.е. стадо, корову
(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х казачек)
(1-я казачка)
Ну шо, кума, выпроводыла свою скотыну?
(2-я казачка)
Ой, кума, отогнала, вона мэня учора так пэрэлякала, шоб Ий грэц був.
(1-я казачка)
А шо такэ случилось?
(2-я казачка)
Так заходю в сарай, дай думаю, подою Зореньку, а вона ничего ни исть, глаза красни выпучила, так тяжко дышэ. Ну, всэ, думаю, осталысь без кормылицы.
(1-я казачка)
Ну и шо?
(2-я казачка)
Та ничого, наутро вроде оклеймалась. Ну, його и к грецю оце всэ.
(1-я казачка)
Ой, кума, и ни кажи, це хозяйство так обрыдло.
(1-й Ведущий)
Так только от усталости казачки могли сказать. А на самом деле корова для них– самый важный предмет жизни, как, между прочим, и конь.
(2-й Ведущий)
Поэтому и корову, и коня холили все: и малые, и большие.
(Картинка из казачьей жизни)
(Два казака:)
(1-й казак)
А сказать тоби, чого лошадь слухае чиловика?
(2-й казак)
Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
(1-й казак)
Заметь, якый у лошади глаз. Выпуклый, як лупа. Значит, всэ пэрэд нэю в увеличинном види. Прэдставляешь, якыми она нас бачэ. Агромадными великанами. Ну и бойця, оттого и слухае нас.
(2-й казак)
Чи ты дурень, чи шо? Хто тиби цэ казав?
(1-й казак)
Видьмак жив у нас в деревне.
(2-й казак)
Брэше твий видьмак. Лошадь ни потому пидчиняется, шо бояця, а потому, шо доверяэ.
(1-й Ведущий)
Трудились казаки умело и много. А как же иначе? И в колхоз поспеши, да и дома, уж если не семеро на печи, то двое уж точно.
(2-й Ведущий)
А их надо накормить, обуть и одеть
(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х соседок казачек)
(1-я казачка)
Здоровэнька була, сусидушка.
(2-я казачка)
Итоби того же. И виткиля це ты?
(1-я казачка)
Ось купыла недорого штаны Митьке и материю на платье Вальке.
(2-я казачка)
А дэ?
(1-я казачка)
Да тетка с Ростова с рук продовала.
(2-я казачка)
А я тоже скупылась на нэдили. Була на базари, а там толкотня, жара, силов нэма.
(1-я казачка)
А ты, сусидка, шо в цем годи богато картошки накопала?
(2-я казачка)
Да як и ты. А ты, я чула, цесарок завыла. Чи брешуть люды?
(1-я казачка)
Да ни брэшуть, взяла, хай им грэц, четыре дисятка. Кажуть, воны колорадского жука гарно клюют. Ой, пиду, дил богато, щэ надо огирки закатать.
(1-й Ведущий)
Сочные, спелые овощи убраны с огородов, засолены, заквашены и поставлены в погребки. Теперь можно и гостей принимать.
(2-й Ведущий)
Гостеприимна и щедра кубанская душа. Гость в доме – стол ломится от угощенья. Любят кубанцы разные соления, да так, чтобы огурчик соленый или квашенная капустка хрумстела на зубах..
(1-й Ведущий)
Вот мы сейчас и послушает, как такая капустка квасится.
(1-й Ведущий)
И не только послушаем, но и попробуем.
(Слово 9”Б” класса)
(1-й Ведущий)
По давнему казачьему обычаю каждодневной пищей была рыба, которую клали в щи, просеянная каша, из нее делали вареника.
(2-й Ведущий)
Любили казаки вареники. Да просилы своих жынок побольше смэтаны или масла покласты, шоб варэнык плавал в чашке, шоб йому там було хорошо, а казаку вкусно.
(1-й Ведущий)
Да, и о людях зажиточных, крепко стоящих на ногах на Кубани кажуть: “Живэ, як ворэнык в масли катается”
(2-й Ведущий)
Вот как же они готовились эти самые кубанские вареники мы и расскажем
(Слово 9”Б”)
(После звучит песня “Варэнички”)
(1-й Ведущий)
Любили казаки борщ.
(2-й Ведущий)
И до сих пор у них любимым блюдом является наваристый кубанский борщ.
(1-й Ведущий)
И так сварить его, как варят на Кубани, не могут ни в каком другом месте.
(2-й Ведущий)
Потому что у каждой казачки свой вкус и свои секреты приготовления борща.
(Об этих секретах рассказывает 10 класс)
(1-й Ведущий)
Я чувствую приустали наши гости, заскучали: о еде рассказывают, а пробывать не дают.
(2-й Ведущий)
Ничего, не хлебом единым живут казаки. Любят они песни списаты, да пляскы танцываты.
(1-й Ведущий)
Кадриль не казачий танец, но в кубанских станицах и селах жили и казаки и русские.
(2-й Ведущий)
В праздники собирались все вместе, казаки любили гопак, русские предпочитали кадриль.
(1-й Ведущий)
И тот, и другой танец был в почете у кубанского населения.
(2-й Ведущий)
Итак, кадриль!
(1-й Ведущий)
Я представить край родной
Без хлеба не могу,
(2-й Ведущий)
Как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды – так писал кубанский поэт Вадим Неподоба.
(1-й Ведущий)
XIX века улучшилось качество приготовления хлеба.Во второй половине
(2-й Ведущий)
Приготовление хлеба на Кубани– это целое искусство. Зайдите в любую хату и увидите, как казачки готовятся к выпечке паляньець.
(1-й Ведущий)
В хате праздничное настроение, даже торжественное, ведь хлеб– всему голова, хозяин жизни. И не даром в некоторых станицах величали его папкой.
(2-й Ведущий)
Хозяйка спешит, ведь затеянное с вечера тесто выползает из глиняных макитр и торопиться в печь.
(1-й Ведущий)
Тесто дуется, злиться, бугрится,
Так и прет на рожон из дежи.
Мать в косынке крапленого ситца,
Будоражит его от души.
(2-й Ведущий)
Так и так долбит кулачками,
На щеках серебринки муки,
А из печи грудящее пламя
Любопытные пятит белки.
(1-й Ведущий)
Бьется в тесных ладонях работа,
Быстротой удивляя ребят.
И уже под пылающим сводом
Присмиревшие хлебы сидят.
(2-й Ведущий)
А потом торжества не скрывая,
Лупоглазых детишек дразня,
Встанет мать у стола с караваем-
Плодом Солнца, Земли и Огня.
(11”Б” рассказывает о хлебе, а потом песня о маме)
(1-й Ведущий)
Мы сегодня с вами поговорили о трудолюбии, о таланте, о гостеприимстве людей, населяющих Кубань.
(2-й Ведущий)
И не важно, коренной ли он житель, казак, или русский, но обычаи хлебосольства испокон веку строго соблюдали на земле Кубани.
(1-й Ведущий)
Гостя принято было встречать сытным и богатым столом, а не пустым чаем.
(2-й Ведущий)
Хотя пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса) и квашенной капустой.
(1-й Ведущий)
XIX века больше стали употреблять картофеля, стали изготавливать сливочное и подсолнечное масло, в магазинах появились в продаже сахар и конфеты.Во второй половине
(2-й Ведущий)
В общем, жили казаки, трудились, детей растили, воспитывали их.
(1-й Ведущий)
Делали их настоящими хозяевами и хозяйками дома. А для этого каждый должен уметь и за скотиной ходить, и траву косить.
(2-й Ведущий)
Шить, вязать, печь, варить,
Да и дом построить,
Да в доме, чтоб белые стены, а на полу ряднина (т.е. самотканая дорожка)
(1-й Ведущий)
Знали наши деды и отца, бабушки и мамы– не воспитай в детях трудолюбия, не научи хозяйствовать, о конца века будет стыдно смотреть землякам в глаза.
(2-й Ведущий)
Давайте приумножим богатство нашей кубанской земли.
(1-й Ведущий)
Давайте будем настоящими хозяевами своего дома.
(2-й Ведущий)
Хозяевами своей хаты и бережными хозяевами нашего общего дом планеты Земля.
(1-й Ведущий)
Когда настанет новый день
На нашей голубой планете,
(2-й Ведущий)
Когда не будет страшных воин,
Когда не будет зла,
(1-й Ведущий)
Когда на всех концах земли
Нам улыбаться будут дети,
(2-й Ведущий)
Когда не будет ни в кого
Стрелять из-за угла.
(1-й Ведущий)
Когда не будет человек
Ютиться по лачугам,
(2-й Ведущий)
Когда не будет горьких слез
В больших глазах,
(1-й Ведущий)
Когда друг другу лгать
На всей планете перестанут,
(2-й Ведущий)
Когда природу понимать
Научатся они,
(1-й Ведущий)
Когда мы все поймем
Язык берез, ромашек и платанов,
(2-й Ведущий)
Когда повсюду вместо пуль
Засвищут соловьи,
(1-й Ведущий)
Тогда и станет этот мир
Таким как мы хотим.
(Заключительное слово Мусиенко Л.Н.)
СЦЕНКА “КРУГ”
1. Выходит со словами: “Эй, есаул, а ну зайди” Заходит есаул, атаман говорит “ Слушай казаченька, пришло время собрать круг. Так что гукни всех.”
Есаул: “Хорошо, батька, сробим как надо”
(Уходит атаман, а есаул идет стучит)
Миланья, скажи своему, шо завтра – круг.
Эй, казак, завтра раненько встань, не опоздай на круг.
(Идет стучит со словами– завтра круг)
Потом атаман садится, сели все.
Атаман: “Атаманцы молодцы и все славное войско кубанское. Я собрав вас для того, шоб послухать хлопца, который посмел ослухаться своего батьку.
Казак: А шо ж вин сробыв такэ?
Атаман: Нагрубыв старому батьку, боевому казаку.
Как рассудите, атаманы-молодцы.
(Шумят, спорят, выкрикивают)
Казак 1: Як же вин посмив ни уважить своего ридного батьку
Казак 2: Такого у нас, казакив, давненько ни було.
Казак 3: Да за цэ треба строго наказать.
Есаул: “Так и доложимо атаману. Атаман – батько круг решив– треба наказать!”
Атаман: “Атаманцы-молодцы, поучить или простить?”
Круг: “Поучить! Конечно, поучить.
(Мать, отец, сын бросаются на колени, просят прощения.)
Но атаман надевает шапку: “Приведем приговор в исполнение”
(Кладут на пол, бьют)
Встает, кланяется атаману, кругу
“Спаси Христос, что поучили”
Атаман бьет по плечу палкой и говорит “Ну, бог те простит, вперед не греши.”
С каждым годом все больше и больше расцветает кубанская земля. Труженики дважды орденоносной Кубани вносят весомый вклад в развитие нашей страны.
Посмотрите на плодородные земли, тучные нивы, ухоженные сады и виноградники, посмотрите на реки, леса, луга, грандиозные стройки, здравницы и населенные пункты– все это бесценное достояние, которого не было бы без забот и кропотливого труда народа– труженика.
Все, что создано в природе, хозяйстве, надо не только сберечь, но и приумножить, на деле проявить ответственность за каждый клочок родной земли, за богатство недр, за леса, моря, озера, реки, воздух. Для этого необходимо овладеть знаниями, научиться наблюдать и познавать природу, приобрести трудовые навыки умелого ее использования.
- “Без труда нет добра.”
- “Будешь трудиться, будешь кормиться.”
- “ Все надоедает, кроме работы.”
- “Дело мастера боится.”
- “Занятого человека и грусть– тоска не берет.”
- “Каков мастер, такова и работа.”
- “Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.”
- “Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы.”
- “Рукам– работа, душе– праздник.”
- “Руки делают, а голова отвечает.”
- “Скучен день до вечера, когда делать нечего.”
(Главная мысль заключается в том, что все на свете добивается трудом.)
Шли века, менялись поколения но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам наполненный опыт, знания, традиции.
Кубань– это частица нашей великой родины – России.
Всякий грамотный, культурный человек дожжен знать свою историю.