Сценарий вечера технологии: "Хозяин и хозяйка Кубанского дома"

Разделы: Технология


(1-й Ведущий)

О родине –
Негромко говорю я,
Ведь о большой любви
Кричать не надо.

(2-й Ведущий)

Она моя отрада и ограда;
Скажу о ней
Молитву сотворю:

(1-й Ведущий)

Будь вечно
В благоденствии и славе
Дай сил тебе Всевышний
Мир хранить,

(2-й Ведущий)

Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой
Себя не уронить!

(1-й Ведущий)

Кубань,
Моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих да будет благословенна.

(2-й Ведущий)

Кубань,
Моя родная сторона,
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна.

(Звучит песня “Благодатный край” Сухинина А.Н.)

1. Благодатный край России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно

2. Мы родились на Кубани
Дети росли.
Нам любовь к труду
Привили наши отцы.
Честь и хвала им
За будни села,
Чтобы жизнь богаче
И краше была

3. Под одною крышей мира
Все мы живем,
Умножаем наши силы
Мирным трудом.
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.

4. Благодатный край России
Это Кубань.
Щедро дарит всей России
Краснодарский край
Овощи, фрукты,
Виноград и зерно,
А богатства нашего в закромах полно
Мы желаем всем здоровья,
Счастья, добра,
Вдохновенья, радости,
Море тепла.

(Разговор 2-х казаков)

(1-й казак)

Да, сегодня у нас вечер тепла и уюта кубанского дома.

(2-й казак)

А что же нужно для тепла и уюта? Як ты думаешь, казаченько?

(1-й казак)

Як я думаю? Да так шоб була в хати добра хозяйка, а не квашня якато, шоб за скотыной ходыла, за мужем и старыками прысматрывала, да еще и дитэй няньчила.

(2-й казак)

Ты дывысь якый! Ни богато ли хочешь? А хозяйна в цей хати не должно буть?

(1-й казак)

А як же, и хозяин будэ, но тилько при доброй хозяйки. Ведь испоконь вику главную роль в доме казаков грала женщина, а казак в основном воевал.

(1-й Ведущий)

На кубанской земле наступает день. Солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом.

(2-й Ведущий)

В казачьих хатах творит обычное утреннее оживление: перекрестившись на иконы красного угла, каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело, а дел у казаков невпроворот.

(1-й Ведущий)

Надоенное спозаранок молоко просится в маслобойки, а надо гнать в гурт, т.е. стадо, корову

(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х казачек)

(1-я казачка)

Ну шо, кума, выпроводыла свою скотыну?

(2-я казачка)

Ой, кума, отогнала, вона мэня учора так пэрэлякала, шоб Ий грэц був.

(1-я казачка)

А шо такэ случилось?

(2-я казачка)

Так заходю в сарай, дай думаю, подою Зореньку, а вона ничего ни исть, глаза красни выпучила, так тяжко дышэ. Ну, всэ, думаю, осталысь без кормылицы.

(1-я казачка)

Ну и шо?

(2-я казачка)

Та ничого, наутро вроде оклеймалась. Ну, його и к грецю оце всэ.

(1-я казачка)

Ой, кума, и ни кажи, це хозяйство так обрыдло.

(1-й Ведущий)

Так только от усталости казачки могли сказать. А на самом деле корова для них– самый важный предмет жизни, как, между прочим, и конь.

(2-й Ведущий)

Поэтому и корову, и коня холили все: и малые, и большие.

(Картинка из казачьей жизни)

(Два казака:)

(1-й казак)

А сказать тоби, чого лошадь слухае чиловика?

(2-й казак)

Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

(1-й казак)

Заметь, якый у лошади глаз. Выпуклый, як лупа. Значит, всэ пэрэд нэю в увеличинном види. Прэдставляешь, якыми она нас бачэ. Агромадными великанами. Ну и бойця, оттого и слухае нас.

(2-й казак)

Чи ты дурень, чи шо? Хто тиби цэ казав?

(1-й казак)

Видьмак жив у нас в деревне.

(2-й казак)

Брэше твий видьмак. Лошадь ни потому пидчиняется, шо бояця, а потому, шо доверяэ.

(1-й Ведущий)

Трудились казаки умело и много. А как же иначе? И в колхоз поспеши, да и дома, уж если не семеро на печи, то двое уж точно.

(2-й Ведущий)

А их надо накормить, обуть и одеть

(Картинка казачьей жизни. Разговор 2-х соседок казачек)

(1-я казачка)

Здоровэнька була, сусидушка.

(2-я казачка)

Итоби того же. И виткиля це ты?

(1-я казачка)

Ось купыла недорого штаны Митьке и материю на платье Вальке.

(2-я казачка)

А дэ?

(1-я казачка)

Да тетка с Ростова с рук продовала.

(2-я казачка)

А я тоже скупылась на нэдили. Була на базари, а там толкотня, жара, силов нэма.

(1-я казачка)

А ты, сусидка, шо в цем годи богато картошки накопала?

(2-я казачка)

Да як и ты. А ты, я чула, цесарок завыла. Чи брешуть люды?

(1-я казачка)

Да ни брэшуть, взяла, хай им грэц, четыре дисятка. Кажуть, воны колорадского жука гарно клюют. Ой, пиду, дил богато, щэ надо огирки закатать.

(1-й Ведущий)

Сочные, спелые овощи убраны с огородов, засолены, заквашены и поставлены в погребки. Теперь можно и гостей принимать.

(2-й Ведущий)

Гостеприимна и щедра кубанская душа. Гость в доме – стол ломится от угощенья. Любят кубанцы разные соления, да так, чтобы огурчик соленый или квашенная капустка хрумстела на зубах..

(1-й Ведущий)

Вот мы сейчас и послушает, как такая капустка квасится.

(1-й Ведущий)

И не только послушаем, но и попробуем.

(Слово 9”Б” класса)

(1-й Ведущий)

По давнему казачьему обычаю каждодневной пищей была рыба, которую клали в щи, просеянная каша, из нее делали вареника.

(2-й Ведущий)

Любили казаки вареники. Да просилы своих жынок побольше смэтаны или масла покласты, шоб варэнык плавал в чашке, шоб йому там було хорошо, а казаку вкусно.

(1-й Ведущий)

Да, и о людях зажиточных, крепко стоящих на ногах на Кубани кажуть: “Живэ, як ворэнык в масли катается”

(2-й Ведущий)

Вот как же они готовились эти самые кубанские вареники мы и расскажем

(Слово 9”Б”)

(После звучит песня “Варэнички”)

(1-й Ведущий)

Любили казаки борщ.

(2-й Ведущий)

И до сих пор у них любимым блюдом является наваристый кубанский борщ.

(1-й Ведущий)

И так сварить его, как варят на Кубани, не могут ни в каком другом месте.

(2-й Ведущий)

Потому что у каждой казачки свой вкус и свои секреты приготовления борща.

(Об этих секретах рассказывает 10 класс)

(1-й Ведущий)

Я чувствую приустали наши гости, заскучали: о еде рассказывают, а пробывать не дают.

(2-й Ведущий)

Ничего, не хлебом единым живут казаки. Любят они песни списаты, да пляскы танцываты.

(1-й Ведущий)

Кадриль не казачий танец, но в кубанских станицах и селах жили и казаки и русские.

(2-й Ведущий)

В праздники собирались все вместе, казаки любили гопак, русские предпочитали кадриль.

(1-й Ведущий)

И тот, и другой танец был в почете у кубанского населения.

(2-й Ведущий)

Итак, кадриль!

(1-й Ведущий)

Я представить край родной
Без хлеба не могу,

(2-й Ведущий)

Как море без воды,
Без щемящей сини это небо,
Вечер без мерцающей звезды – так писал кубанский поэт Вадим Неподоба.

(1-й Ведущий)

Во второй половине XIX века улучшилось качество приготовления хлеба.

(2-й Ведущий)

Приготовление хлеба на Кубани– это целое искусство. Зайдите в любую хату и увидите, как казачки готовятся к выпечке паляньець.

(1-й Ведущий)

В хате праздничное настроение, даже торжественное, ведь хлеб– всему голова, хозяин жизни. И не даром в некоторых станицах величали его папкой.

(2-й Ведущий)

Хозяйка спешит, ведь затеянное с вечера тесто выползает из глиняных макитр и торопиться в печь.

(1-й Ведущий)

Тесто дуется, злиться, бугрится,
Так и прет на рожон из дежи.
Мать в косынке крапленого ситца,
Будоражит его от души.

(2-й Ведущий)

Так и так долбит кулачками,
На щеках серебринки муки,
А из печи грудящее пламя
Любопытные пятит белки.

(1-й Ведущий)

Бьется в тесных ладонях работа,
Быстротой удивляя ребят.
И уже под пылающим сводом
Присмиревшие хлебы сидят.

(2-й Ведущий)

А потом торжества не скрывая,
Лупоглазых детишек дразня,
Встанет мать у стола с караваем-
Плодом Солнца, Земли и Огня.

(11”Б” рассказывает о хлебе, а потом песня о маме)

(1-й Ведущий)

Мы сегодня с вами поговорили о трудолюбии, о таланте, о гостеприимстве людей, населяющих Кубань.

(2-й Ведущий)

И не важно, коренной ли он житель, казак, или русский, но обычаи хлебосольства испокон веку строго соблюдали на земле Кубани.

(1-й Ведущий)

Гостя принято было встречать сытным и богатым столом, а не пустым чаем.

(2-й Ведущий)

Хотя пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса) и квашенной капустой.

(1-й Ведущий)

Во второй половине XIX века больше стали употреблять картофеля, стали изготавливать сливочное и подсолнечное масло, в магазинах появились в продаже сахар и конфеты.

(2-й Ведущий)

В общем, жили казаки, трудились, детей растили, воспитывали их.

(1-й Ведущий)

Делали их настоящими хозяевами и хозяйками дома. А для этого каждый должен уметь и за скотиной ходить, и траву косить.

(2-й Ведущий)

Шить, вязать, печь, варить,
Да и дом построить,
Да в доме, чтоб белые стены, а на полу ряднина (т.е. самотканая дорожка)

(1-й Ведущий)

Знали наши деды и отца, бабушки и мамы– не воспитай в детях трудолюбия, не научи хозяйствовать, о конца века будет стыдно смотреть землякам в глаза.

(2-й Ведущий)

Давайте приумножим богатство нашей кубанской земли.

(1-й Ведущий)

Давайте будем настоящими хозяевами своего дома.

(2-й Ведущий)

Хозяевами своей хаты и бережными хозяевами нашего общего дом планеты Земля.

(1-й Ведущий)

Когда настанет новый день
На нашей голубой планете,

(2-й Ведущий)

Когда не будет страшных воин,
Когда не будет зла,

(1-й Ведущий)

Когда на всех концах земли
Нам улыбаться будут дети,

(2-й Ведущий)

Когда не будет ни в кого
Стрелять из-за угла.

(1-й Ведущий)

Когда не будет человек
Ютиться по лачугам,

(2-й Ведущий)

Когда не будет горьких слез
В больших глазах,

(1-й Ведущий)

Когда друг другу лгать
На всей планете перестанут,

(2-й Ведущий)

Когда природу понимать
Научатся они,

(1-й Ведущий)

Когда мы все поймем
Язык берез, ромашек и платанов,

(2-й Ведущий)

Когда повсюду вместо пуль
Засвищут соловьи,

(1-й Ведущий)

Тогда и станет этот мир
Таким как мы хотим.

(Заключительное слово Мусиенко Л.Н.)

СЦЕНКА “КРУГ”

1. Выходит со словами: “Эй, есаул, а ну зайди” Заходит есаул, атаман говорит “ Слушай казаченька, пришло время собрать круг. Так что гукни всех.”

Есаул: “Хорошо, батька, сробим как надо”

(Уходит атаман, а есаул идет стучит)

Миланья, скажи своему, шо завтра – круг.
Эй, казак, завтра раненько встань, не опоздай на круг.

(Идет стучит со словами– завтра круг)

Потом атаман садится, сели все.

Атаман: “Атаманцы молодцы и все славное войско кубанское. Я собрав вас для того, шоб послухать хлопца, который посмел ослухаться своего батьку.

Казак: А шо ж вин сробыв такэ?

Атаман: Нагрубыв старому батьку, боевому казаку.

Как рассудите, атаманы-молодцы.

(Шумят, спорят, выкрикивают)

Казак 1: Як же вин посмив ни уважить своего ридного батьку

Казак 2: Такого у нас, казакив, давненько ни було.

Казак 3: Да за цэ треба строго наказать.

Есаул: “Так и доложимо атаману. Атаман – батько круг решив– треба наказать!”

Атаман: “Атаманцы-молодцы, поучить или простить?”

Круг: “Поучить! Конечно, поучить.

(Мать, отец, сын бросаются на колени, просят прощения.)

Но атаман надевает шапку: “Приведем приговор в исполнение”

(Кладут на пол, бьют)

Встает, кланяется атаману, кругу

“Спаси Христос, что поучили”

Атаман бьет по плечу палкой и говорит “Ну, бог те простит, вперед не греши.”

С каждым годом все больше и больше расцветает кубанская земля. Труженики дважды орденоносной Кубани вносят весомый вклад в развитие нашей страны.

Посмотрите на плодородные земли, тучные нивы, ухоженные сады и виноградники, посмотрите на реки, леса, луга, грандиозные стройки, здравницы и населенные пункты– все это бесценное достояние, которого не было бы без забот и кропотливого труда народа– труженика.

Все, что создано в природе, хозяйстве, надо не только сберечь, но и приумножить, на деле проявить ответственность за каждый клочок родной земли, за богатство недр, за леса, моря, озера, реки, воздух. Для этого необходимо овладеть знаниями, научиться наблюдать и познавать природу, приобрести трудовые навыки умелого ее использования.

  1. “Без труда нет добра.”
  2. “Будешь трудиться, будешь кормиться.”
  3. “ Все надоедает, кроме работы.”
  4. “Дело мастера боится.”
  5. “Занятого человека и грусть– тоска не берет.”
  6. “Каков мастер, такова и работа.”
  7. “Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.”
  8. “Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы.”
  9. “Рукам– работа, душе– праздник.”
  10. “Руки делают, а голова отвечает.”
  11. “Скучен день до вечера, когда делать нечего.”

(Главная мысль заключается в том, что все на свете добивается трудом.)

Шли века, менялись поколения но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам наполненный опыт, знания, традиции.

Кубань– это частица нашей великой родины – России.

Всякий грамотный, культурный человек дожжен знать свою историю.