Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся о лесе.
Задачи урока:
Обучающие: обобщить понятие о значении леса для человека и животных; формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы; развитие общеучебных умений навыков – анализа, синтеза, логического мышления.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; продолжать формирование умений у учащихся видеть красоту родной природы; воспитание усидчивости, прилежания, любознательности, пытливости в процессе учения; воспитания чувства взаимопомощи.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, запись “Голоса птиц леса”.
Ход урока
I. Организационный момент. Определение детьми темы урока.
Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста. (на фоне записи “голоса птиц леса” учителем читаются отрывки о лесе из текстов Соколова-Микитова, Паустовского).
– Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня на уроке будем говорить ? (о лесе).
– Правильно, тема нашего урока “ Лес и человек”.
– Почему я назвала тему “Лес и человек”? (т.к. лес имеет большое значение в жизни человека).
II. Актуализация знаний. Рассказ учителя
.– Кто из Вас, дети, любит бывать в лесу? Почему? (ответы детей).
Кроме прекрасного места отдыха лес играет огромную роль в защите почв и рек. Если около рек, ручьев, озер растет лес, в нем хорошо задерживается снег, который веной медленно тает, питая реку. Под кронами деревьев земля не пересыхает, и влага постоянно сочится в реки, озера. Около леса держится много насекомых, а это – пища для рыб, птиц, лягушек, змей. Лес – это пища и укрытие для зверей и птиц. Там, где растут леса нет места оврагам, а овраги, засаженные и обсаженные по краям лесом, перестают расти. Лес – надежный щит почвы от развеивания ее ветром. Лес – краса Земли. Он защищает ее от разрушения, сберегает влагу для природных водоемов (рек, озер, болот). Лес – это дом для зверей и корм для рыб и насекомых. Лес связывает живую и неживую природу.
III. Физминутка. Клен.
Ветер тихо клен качает (ноги на ширине плеч, руки вверху).
Вправо-влево наклоняет (по одному наклону влево и вправо).
Раз наклон (влево),
Два наклон (вправо),
Зашумел листвой он (потрясли кистями рук и пальцами).
IV. Работа по теме урока.
Рассказ – беседа заранее подготовленного домашнего задания о применении дерева человеком (выступления трех учащихся по одному с каждого ряда с демонстрацией слайдов).
Первый ученик:
– Назовите деревянные предметы, находящиеся в классе, дома, на улице (ответы детей).
Раньше на Руси все делали из дерева: дома, укрепления, сараи и бани, колодцы, лодки, корабли, оружие (луки, копья, стрелы, щиты), мебель.
Хорошие мастера были на Руси. Они могли из дерева “сплести кружева” (слайд № 1 “Украшения домов деревянной резьбой”). Дерево сопровождало русского человека от рождения до самой смерти. Из дерева делали деревянную посуду, инструменты (грабли, рубанки, плуги, бороны), телеги и сани, обувь (лапти из коры), бочки. Из березовой коры делали бидончики-туески для сбора ягод и хранения воды, меда. Вода в туесках и деревянных бочках долго не портится и остается холодной. На деревянных кораблях русские мореходы и охотники выходили в моря и океаны. Из дерева делали музыкальные инструменты (балалайки, дудки, рожки), игрушки, шкатулки.
Второй ученик:
На Руси были построены прекрасные часовни и храмы церкви – целиком из дерева (Слайд 2)
Сотни лет на Руси строили дома из стволов деревьев (брёвен). Брёвна связывали в “лапу” – Слайд 3.
Эти дома были тёплыми, сухими, стояли долго, до ста лет и более. Часто мастера работали нехитрыми инструментами: топором, ножом, долотом. К сожалению, многое за последние годы утеряно, но и то, что сохранилось, вызывает восхищение иностранных туристов.
Третий ученик:
“Лес – богатство народа” – старая русская пословица. Лес кроме древисины, даёт человеку лекарственные травы и цветы. (Липовый цвет, корень Жень-шеня), грибы, ягоды, орехи масло, мясо животных. В лесах добывается отличная пушнина, меха (соболя, чернобурых лис, куницы, горностая) Слайд 4. Эти меха высоко ценятся на мировых рынках.
Мясо диких зверей и птиц всегда высоко ценилось, т. к. оно полезней мяса домашних животных. Подумайте, почему?
(Дикие едят более разнообразную пищу.)
Рассказ учителя:
Диких животных добывают не только ради мяса, шкур и меха.
Например, из неокрепших рогов пятнистых оленей-пант (слайд 5)
– Делают редкое лекарство – пантокрин. Рога с одного оленя стоят много тысяч рублей. На севере и в лесах Сибири, где долгая и холодная зима, люди издавна на охоте и дома часто ели сырое мясо (но не всегда), печень сердце животных. Это не дикость – так люди спасались от цинги – страшной болезни, вызываемой отсутствием витаминов. Лучшая рыба на Земле водится в лесных реках (в них больше пищи и она более разнообразна), кроме знакомых рыб назову вам вряд ли известных: лосось, нельма, муксун, хариус, жерех, белуга (Слайд 6).
Лес даёт нам бумагу, картон, лечит нервную систему (как вы думаете каким образом?), даёт материал для строительства лекарства. Лес лучшее место отдыха и лучшая больница.
V. Проектная работа в группах. Составление памятки “Правила поведения в лесу”.
Дети делятся на группы, которые получают задания.
I группа – составляет памятку безопасного пребывания в лесу.
II группа – детерминирует постулаты вербально-конклюдентной коннекции (определяет правила условно-словесных обозначений).
Ш группа – формирование навыков ориентирования на местности и проведения лесовосстановительных работ (определение сторон горизонта, ориентируясь на природные признаки и т. д.)
Прослушивание начинается с группы, которая менее подготовлена.
После выступления всех групп делается общий вывод.
– Вы все хорошо поработали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах. Ведь это очень важно для нас.
VI. Подведение итогов. Релаксация.
– Ребята, какой вывод можно сделать по нашему уроку? (леса требуют разумного, хозяйственного использования, нуждаются в охране редких растений и животных, и, самое главное, всё это во многом зависит от человека, т. е. от нас.
VII. Домашнее задание.
Ребята, попробуйте найти красивые стихи о лесе, красивые пейзажи, можно придумать вопросы для викторины по теме “Лес и человек”, составить кроссворд и т.д.