Цель урока: формирование у учащихся представлений о лесе, как природном сообществе.
Задачи:
- сформировать представление о лесе как природном сообществе, в котором совместно обитают и находятся в тесной взаимосвязи растения и животные;
- актуализировать знания учащихся о природном сообществе – лес;
- показать разнообразие обитателей леса, связи между ними, устойчивость экологической системы;
- развивать у школьников критический подход к получаемой информации;
- развивать у детей наблюдательность; продолжить воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация; учебник “Мир вокруг нас 4класс”, авт. А. А. Плешаков, рисунки растений, гербарий, таблицы “Мир животных”, “Мир растений”; картины природы, таблица “ЗХУ” на каждого ученика;
“Концептуальная таблица”.
Ход урока
I.Орг.момент.
II. Стадия вызова.
1.Сообщение темы и цели урока.
Учитель:-Добрый день, мои милые ученики! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в экспедицию. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. (Включаю мелодию “Звуки леса” - пение птиц), СЛ.2(загадку читает ученик.)
Учитель: - Куда же мы отправимся? - Кого назвали богатырём?
Дети. Лес. Сл.3
Учитель:Как вы думаете, какова же тема нашего урока?
Кто может сформулировать цель урока? (ответы детей)
Но прежде чем отправиться туда, наши синоптики сделают сообщение о погоде.
2.Наблюдение за погодой.
Д. Сегодня… декабря, ... день недели, утром было (облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха…, ветер (безветренно), осадки – есть (нет), в виде дождя (снега).
У. Изменилась ли природа по сравнению с предыдущими днями или нет? (Ответы детей.)
III . Актуализация знаний. Стадия “вызов”
У. Давайте повторим и обобщим наши знания о природе, ведь она невидимыми нитями связана с человеком. Человек – часть природы. Давайте вместе проведём экологическое моделирование.
У. Что даёт нам природа? (ответы детей)
Д. Красота - разноцветные листья, снежинки зимой, бабочка на цветке, лес, полный сказок и чудес.
-Доброта - покормить птичку зимой, очистить родник от грязи, не рвать цветы, а любоваться ими, не разорять птичьи гнёзда, спасти пчёлку из лужи.
- Растения дают кислород, мы дышим им, из водоёмов люди берут воду, земля даёт овощи, фрукты.
- Природа – источник здоровья. Море, солнце, воздух – наши лучшие друзья.
- Из дерева делают бумагу, мебель, дома, лодки. Полезные ископаемые нужны для постройки домов, изготовления посуды, машин, станков, тепла в доме.
- Природа- источник познания. Она отвечает на вопросы, почему летом идёт дождь, зимой – снег, как образуется почва. Природа будит творческую мысль.
После обобщения ответов на доске появляется кластер. Сл.4.
У. Верно, ребята, в природе всё находится в гармонии, всё зависит друг от друга.
2. Приём ТРКМ таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал.”
Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы “ЗХУ”. Вспомните все, что вам уже известно о лесе и запишите это кратко в первую колонку таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
IV. Работа по теме урока. Стадия “осмысление”
Учитель: Ваших знаний о природном сообществе леса пока не хватает. Поэтому предлагаю вам самостоятельно прочитать статью учебника “Какие бывают леса”
1.Приём ТРКМ “Инсерт”
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком “V”, новые сведения – “+”, а если вы что-то не поняли, поставьте “?”. Затем внимательно рассмотрите рисунки на страницах учебника.
(Дети самостоятельно работают с текстом учебника)
2. Приём ТРКМ таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал.”
Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы “ЗХУ” сведениями, которые узнали из текста учебника.
Учитель: Что такое лес? (Лес – это участок земли, на котором растут деревья, кустарники, травы, грибы.)
Учитель: Что мы в первую очередь представляем себе, когда говорим о лесе? (Растения и животные)
Учитель: Почему леса называют лёгкими нашей планеты? (Много растёт растений, которые выделяют кислород)
Учитель: Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные) Сл.5
У. Какие деревья встречаются в хвойных лесах?
Д. Пихта, лиственница, ель, сосна. Сл.6.
У. А что вы о них знаете? (выслушиваются2-3 сообщения детей о деревьях)
У. Какие деревья растут в лиственных лесах? Сл.7
Д. Дуб, клён, берёза, липа. ( Выслушиваются2-3 сообщения детей о деревьях)
У. Какие деревья растут в смешанных лесах?
Д. Лиственные и хвойные.
У. Что ещё растёт в лесу?
Д. Кустарники.
У. Какие?
Д. Орешник, малина, калина, жимолость.
У. Что ещё?
Д. Травы, грибы.
У. В природе можно увидеть закономерность расположения растительного мира. Сл8.
У. - Что же помогает произрастанию в лесу пышной растительности?
Д. Питательные почвы, выпадение осадков, достаточно тепла.
У. Какие виды трав вы знаете?
Д. Лекарственные, ядовитые, сорняки.
У. В лесной зоне встречаются лекарственные и ядовитые растения. Какие лекарственные растения вы знаете? Сл.9
Д. Майский ландыш, подснежник, медуница, хохлатка, первоцвет….
У. Для чего нужны лекарственные растения?
Д. Помогают человеку, лечат его от различных заболеваний. (Выслушиваются 2-3 сообщения детей о лекарственных растениях.) Дары леса Сл.10
У. Ребята, мы с вами говорили о лекарственных растениях, но в лесу можно встретить и ядовитые растения. Какие?
Д. -Волчье лыко - Вороний глаз
-Бледная поганка - Мухомор
- Желчный гриб…
У. Кто расскажет о них? (выслушиваются2-3 сообщения детей)
Учитель: Ещё об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идёт речь.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Д.Грибы Сл.11
Учитель: Как вы думаете, лесу грибы нужны? (ответы)
Учитель: предлагаю вам самостоятельно прочитать статью учебника “Нужны ли лесу грибы?” с.179.
Учитель: Так каким будет ваш ответ? (ответы)
3.Приём ТРКМ “Инсерт”
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях учебника отмечайте во время чтения то, что вы уже знали знаком “V”, новые сведения – “+”, а если вы что-то не поняли, поставьте “?”. Затем внимательно рассмотрите рисунки на страницах учебника.
(Дети самостоятельно работают с текстом учебника)
Учитель: В лесу не может быть тихо. Кто может нарушить покой леса?
Д. Птицы. Какие птицы обитают в лесу? Сл.12
У. Сейчас мы с вами проведём конкурс загадок.
Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной шапочке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Д. Дятел.
У. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежнее?
Кто же это?
Д. Соловей.
У. Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова.
Кто же это?
Д. Сова.
У. Теперь мы знаем, чьи голоса можем услышать в нашем лесу. Мы говорили о птицах, о разных трелях, которые раздаются то там, то тут. А какую пользу они нам приносят?
Д. Украшают природу, радуют нас своим пением.
-Уничтожают вредных насекомых, спасая тем самым растения.
У. Какие народные приметы о птицах вы знаете?
Д. Ласточки летают низко – к дождю, высоко – к ветру.
-Воробьи купаются в пыли – к дождю, а летают стайками – к ясной погоде.
- Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Y.Физкультминутка.
У. Я буду читать стихотворение, вы называете вслед за мной только птиц, но если услышите, что появляются другие животные, дайте мне знать хлопками в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
И спасибо шутке!
_________ подчёркнуты животные, не относящиеся к группе птиц.
YI. Продолжение работы по теме.
У. Кто ещё, кроме птиц, живёт в лесу? Как их назвать одним словом?
Д. Звери. Сл.13
У. Какие благоприятные условия влияют на разнообразие животного мира?
Д. Достаточно корма, легко спрятаться от врага.
- Достаточно тепла, нетрудно построить гнездо.
У: -Кто ещё живёт в лесу и имеет лёгкие воздушные крылья, яркую окраску?
Д. Насекомые.
У. Не только звери и птицы живут в лесу. Там ещё обитают насекомые. Какие?
Д. Бабочки, стрекозы, божьи коровки…
Учитель: Как связаны между собой обитатели леса?
Учитель: Итак, вы уже достаточно много узнали о природном сообществе леса.
VII. Закрепление изученного материала. Стадия “рефлексия”
1.Составление цепи питания, характерной для лесной зоны
Учитель: Составьте цепь питания. Взаимопроверка.
2.Игра “ Оживи лес”.
Детям предлагается выбрать рисунки животных, которые живут в лесу: ёж, верблюд, заяц, медведь, барсук, белка, лось, жираф, волк, лиса.
3.Приём ТРКМ “Верите ли вы”
Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Верите ли вы, что…”. У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов “Верите ли вы, что…”, а вы, если верите, ставите напротив номера вопроса “+”, если не верите – “ -.”. Работайте в парах.
Вопросы:
1.Самый верхний ярус леса образован деревьями.
2.Средний ярус- это мхи и лишайники
3.На дереве обитают кроты и землеройки.
4.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные.
5.Жуки короеды приносят вред лесному сообществу.
6.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
7.Бурый медведь-хищник.
8.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
(ответ:+,-,-,+,-,-,-,-.)
4.Составление синквейна.
Лес
Красивый, щедрый
Кормит, защищает, дарит
Лес - наше богатство!
Берегите!
Подведение итогов Сл.14
Учитель: Подведем итоги. Что нового вы узнали о лесе?
Чему вы сегодня научились на уроке?
Понравилось ли Вам быть исследователями?
Что понравилось в ходе исследования леса?
С какими затруднениями столкнулись на уроке?
Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
У. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо беречь, умножать, познавать этот мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека! Сл.15
VIII. Домашнее задание.
У. Я предлагаю вам прочитать о жизни леса и его обитателей в книгах, стоящих на выставке, учебник на с. 175- 181, а так же смотреть такие интересные телепередачи, как “ В мире животных”, “ Мир дикой природы”. На память я подарю вам памятки, которые вы прочтёте и дополните своими предложениями в тетради. Выполните рисунок “Лес – природное сообщество”, где нарисуйте растения или животных, обитающих в лесу. Составьте 2-3 цепи питания.
Информационные ресурсы
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и допол. – М.: ВАКО, 2007.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. /А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2006.
- Собственная презентация “Жизнь леса”