Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: Урок – путешествие.
Цели урока:
1.Обобщить знания учащихся о парных согласных.
2. Формировать умение правильно писать парные согласные на конце слова и подбирать к ним проверочные слова.
3. Проверить умение учащихся правильно писать слова с данной орфограммой.
Учебные материалы: сигнализаторы согласных букв, рисунки дерева, Незнайки, цветов, листочки с предложениями.
План урока
1. Организационный момент. Прослушивание песни “Чунга-Чанга” создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся, плавно переводит к теме урока и следующему этапу урока.
2. Минутка чистописания. Ответ на вопрос “Какие буквы спрятались в этом рисунке?”
позволяет повторить парные согласные в интересной игровой форме, развивает внимательность учащихся. Использование индивидуальных заданий по карточкам во время чистописания позволяет осуществить индивидуальный дифференцированный подход к проверке знаний учащихся.
3. Словарная работа построена таким образом, что позволяет проверить кругозор учащихся, когда называются известные им плавательные средства. Также дети знакомятся с этимологией изучаемого слова корабль
4. “Взбираемся на гору” - фронтальная работа с использованием сигнализаторов. Устно проговариваются проверочные слова, что позволяет проверить умение учащихся подбирать проверочные слова. Запись по памяти слов после их объяснения развивает зрительную память учащихся.
5. “Дерево”. Чтобы украсить дерево листьями, детям предлагается выписать из каждого предложения (записаны на листьях) слово, содержащее парную согласную на конце. Упражнение развивает слуховое восприятие учащихся, умение правильно писать слова с данной орфограммой, самостоятельно проверять их на письме. Форма проведения этого упражнения интересна и красочна.
6. Физминутка. Включены упражнения для пальцев рук. Позволяет снизить напряжение, отдохнуть.
7. “Животные”. Выполняется самостоятельная работа на листочках, где стрелкой надо соединить начало высказывания с его концом. Полученные предложения зачитываются вслух и объясняются их значения. Например: Изворотлив, как ….уж.
Задание знакомит учащихся с фразеологизмами на основе ассоциативного мышления. Вопрос о других орфограммах в словах задания направлено на развитие орфографической зоркости.
8. Игра “Ромашка”. Детям раздаются цветочки с 4-5 лепестками. В центре указана одна из парных согласных. На лепестках надо записать по одному слову с парной согласной на конце, указанной в центре цветка. Проводиться в виде групповой формы работы (по 4 человека), что позволяет разгрузить эмоциональную обстановку на уроке, развивает умение работать в группе, развивает память учащихся.
9. “Письмо от Незнайки”. Дети “получают” письмо от сказочного персонажа, отгадывают, кто это мог быть, а потом самостоятельно записывают текст в тетрадях, исправив все ошибки. Данное задание развивает орфографическую зоркость, самостоятельность.
10. Подведение итога. Фронтальная беседа с классом позволяет повторить основные понятия темы урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит куплет и припев песни “Чунга-Чанга”.
Сегодня мы совершим с вами путешествие на остров, который называется Грамматика.
- Как понимаете это слово?
- Назовите однокоренные слова к слову “грамматика”
грамотный, грамотей, громадный, грамм, грамота.
Зачитать сведения про данное слово из толкового словаря для школьников:
Грамматика – раздел языкознания, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис.
Т.о. грамматика – наука о тайнах, правилах русского языка.
- Какой язык мы с вами изучаем?
- Значит, будем говорить о правилах русского языка. Но правил очень много, и мы остановимся на одном. Каком – поможет нам узнать минутка чистописания.
2.Минутка чистописания.
На острове, куда мы собираемся отправиться, находятся вот такие необычные дома. Какие буквы спрятались в этом рисунке?
П К Т С Ш Д Ф
-Какая из них лишняя? Почему?
-Сколько парных согласных в русском языке?
-Сколько пар они образуют?
-Добавим недостающие согласные и запишем на верхней строке звонкие согласные, а на нижней строке глухие согласные по схеме - заглавная в соединении со строчной буквой.
-Назовите звонкие согласные звуки. (Б В Г Д Ж З)
- Назовите глухие согласные звуки. (П Ф К Т Ш С)
-Назовите их парами. (Б-П, В-Ф, Д-Т, Г-К, Ж-Ш, З-С)
- Почему они называются парными?
В какой части слова должны стоять парные согласные, когда они вызывают сомнение?
-Чем опасны парные согласные на конце слова?
Индивидуальные задания.
Несколько учащихся работают по карточкам с разным уровнем сложности.
(См. Приложение)
1 уровень.
Вставь пропущенную букву, запиши проверочное слово.
Ланды…, вра…, шар…, матро…, эта…, тру…, малы…, кро…ь, стол…, парово…, язы…, огоро…, сапо…, утю…, гря…ь.
2 уровень.
Отгадай загадки, запиши слова-отгадки и проверочное слово к ним.
- Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кот)
- Шуба бела всю зиму одела. (снег)
- В иголках бугорок мышку уволок. (ёж)
- Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла.
- Землю пробуравил, корешок оставил.
- Бьют мальчишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (гвоздь)
Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки. (град)
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (гриб)
3 уровень.
Составь цепочку из десяти слов с парными согласными на конце.
Например: Мороз – зуб – багаж – жук – кот – труд – друг –город – дед –долг.
У доски работают два ученика.
1 ученик выполняет фонетический разбор слова ОСТРОВ.
2 ученик записывает словарные слова.
3. Словарная работа.
В путешествие к берегам острова Грамматика мы отправимся на одном из плавательных средств.
- Какие плавательные средства вы можете назвать? (По мере называния слова выписываются на доску)
КОРАБЛЬ, ЛОДКА, ПЛОТ, КАТЕР, КРУГ…
- Выберем существительное мужского рода, двусложное, с ударением на втором слоге. (КОРАБЛЬ)
-Это слово словарное, запишем его в словарь, но сначала определим, что надо будет запомнить в этом слове.
Даётся этимологическая справка.
Корабль – древнерусское слово, пришло к нам из греческого языка, в котором корабион было сначала названием морского рака, краба, а потом перешло на некоторые виды судов.
Найдите слова с парной согласной в слове. Эти плавательные средства пригодятся нам в плавании, мы их захватим с собой.
Называются слова лодка, плот, круг.
4 . Работа над темой урока.
А) На острове есть гора. Чтобы подняться по её уступам, надо показать какую букву запишете в словах. (Показ с использованием сигнализаторов)
У… (уж)
Ле… (лес)
Пля… (пляж)
Бере… (берег)
Остро… (остров)
Конвер… (конверт)
Фотогра…. (Фотограф
- А теперь запишите данные слова по памяти – “Фотоглаз”.
- Поменяйтесь тетрадями, и проверьте правильность написания (взаимопроверка в парах)
Б) С вершины горы мы увидели, что растёт на острове дерево.
- Чего не хватает на дереве? (листьев)
- Чтобы нарядить его листочками, выполним выборочный диктант, выпишем только слова, которые имеют парные согласные на конце. (Один ученик записывает слова на оценку у доски.)
На листочках записаны предложения, из которых выписывается нужное слово. После чтения листочек помещается на дерево.
- Уж тает снег, бегут ручьи.
- У лукоморья дуб зелёный.
- Кубарем качусь я под гору в сугроб.
- Мой сад с каждым днём увядает.
- В воде растёт камыш.
- В гнезде сидел чиж.
- Весной цветёт душистый ландыш.
- К кормушке подлетел дрозд.
При проверке отвечающий ученик к некоторым словам подбирает устно проверочные слова и рассказывает правило.
- А теперь с одним из записанных слов составим предложение по схемам. Используйте схему, по которой можете составить.
С – П | С – П |
какой? | где? какой? |
Например: На горе рос старый дуб.
Предложение записывается под диктовку, выделяется грамматическая основа, находятся словосочетания, составляется схема предложения, указываются части речи.
- Что такое предложение?
-Что такое словосочетание?
Физминутка (пальцы сжимаются и разжимаются со словами)
Мы писали, мы писали, наши пальчики устал
1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять.
(Каждый палец массажируется по отдельности)
Этот палец самый сильный, самый толстый и большой,
Этот палец для того, чтобы показывать его,
Этот палец самый длинный и стоит он в середине,
Этот палец безымянный, избалованный он самый.
А мизинец хоть и мал, очень ловок и удал.
В)- На нашем острове обитают различные животные. Часто животные становятся похожими на людей, а могут люди своими поступками быть похожими на зверей? Выполним самостоятельную работу на листочках, где стрелкой соедините начало высказывания с его концом. Полученные предложения зачитаем вслух и объясним их значение.
Изворотлив, как | медве…ь |
Колючий, как | ле... |
Работает, как | у… |
Храбрый, как | ё…. |
Длинный, как | лоша…ь |
Неуклюжий, как | жира… |
- Какие ещё орфограммы встречаются в названиях животных?
Этот листочек возьмете домой, спишете предложения и выполните фонетический разбор одного из слов.
Г)- Проведём игру “Ромашка” в группах по 4 человека.
Детям раздаются цветочки с 4-5 лепестками. В центре указана одна из парных согласных. На лепестках надо записать по одному слову с парной согласной на конце, указанной в центре цветка. (см. рис.) Например: Б – сугроб, гриб, зуб, столб…
Представитель группы выходит к доске и зачитывает записанные слова. Если записаны не все слова, то класс помогает это сделать. Подготовленными цветами украшается “остров”.
Д)- Недавно остров посетили сказочные персонажи и от одного из них мы получили вот такое письмо.
Утром сильный был марос.
Очень сильно я замёрс.
Сел в сугроп я под дуп
От меня шёл пара клуп.
- Кто мог допустить столько ошибок? (Незнайка)
Исправим ошибки и запишем текст правильно в тетрадь. (Выполняют самостоятельно)
5.Подведение итога.
Нам пора возвращаться.
- Куда мы с вами совершили путешествие?
- Что такое грамматика?
- С каким правилом мы работали сегодня на уроке?
- Назовите парные согласные. Когда они вызывают сомнение?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
6.Домашнее задание.
Списать текст с листочков к заданию 4-в, выполнить фонетический разбор одного из слов.