Введение
В обучении иностранному языку огромную роль играет грамотное и разумное начало. Хорошее начало может быть залогом дальнейшего успеха, плохое – принести непоправимый вред.
От искажённого произношения, неправильной, невнятной речи также трудно избавиться в дальнейшем, как от любой вредной привычки.
Очень важное значение имеет изучение основ английского языка:
- алфавита,
- транскрипции (звукового алфавита),
- произношения,
- сочетания букв.
От этого зависит успешность ребёнка в будущем, его способность общаться, развивается интерес к дальнейшему изучению английского языка и его совершенствованию. Ведь хорошо известно, что иностранному языку нельзя научить – ему можно только научиться. С первых занятий необходимо научить каждого ученика работать самостоятельно, в меру своих сил и возможностей.
К сожалению, встречаются такие факты: в школе из всего класса (1-й или 2-й классы) не принимают на занятия английского языка несколько (7–9) человек из-за неправильного произношения английских звуков. Педагоги школы не учли психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста: по-русски говорят нечётко, не произносят, как следует, русские буквы и слова, у детей не закончено формирование речевого аппарата – выпадают молочные зубы.
Тем самым, у детей пропадает интерес к изучению английского языка. Они чувствуют себя не такими, как все, появляется комплекс неполноценности, от которого впоследствии очень трудно избавиться.
Чтобы этого не было, на начальном этапе изучения английского языка необходимо больше хвалить обучающихся, говорить им, что со временем всё будет хорошо, что всё у них получится. Главное, чтобы обучающиеся не утратили интерес к изучению и убедились, что это не сложно, а увлекательно и интересно. Поэтому, обучение на данном этапе должно идти с применением игр, фраз, вопросов-ответов, несложных заданий на английском языке.
Для успешного формирования основ изучения английского языка было разработано данное учебное занятие.
Учебное занятие
Цель занятия:
Изучение английского алфавита и слов на буквы алфавита.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ознакомить обучающихся с английским алфавитом и сравнить его с русским алфавитом, выучить английские слова и их перевод.
РАЗВИВАЮЩАЯ – правильно формировать произношение английских букв и слов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – воспитывать усидчивость, тренировать память и внимание.
Используемые материалы:
1. карточки русского алфавита,
2. карточки английского алфавита,
3. английская азбука в стихах,
4. игра “Домино” на английском языке,
5. игра “Меморина” на английском языке.
Образцы карточек, правила игр и английская азбука в стихах даны в приложениях.
Ход занятия
Данное занятие разработано для обучающихся 1-го года обучения, которые хотят научиться читать и говорить на английском языке. Но сначала необходимо узнать английский алфавит.
1. В английском языке 26 букв. Вопрос – сколько букв в русском языке? Ответ – 33 буквы. Детям раздаются карточки русского алфавита, которые они должны расположить по порядку от А до Я.
2. Затем обучающиеся сравнивают английский и русский алфавиты:
а) какие буквы похожи между собой;
б) каких английских букв нет в русском языке ( Ъ, Ю, Ь, Я, Й и т.д.)
3. При изучении английского алфавита даются такие определения, как:
- транскрипция,
- долгота звука,
- ударение.
Дети узнают об англо-русском и русско-английском словарях, порядке слов в них.
4. Объясняется, что при различной долготе и произношении некоторых звуков
( напр.[e], []) меняется значение слова: pen – pan.
5. Для того чтобы быстро и красиво писать по-английски, надо правильно писать буквы – сверху вниз.
6. Обучающимся раздаётся английская азбука в стихах. Она поможет им узнать и легко запомнить английские буквы, подружиться с ними и одновременно усвоить много английских слов. После того, как дети прочитают стихи об английских буквах, им предлагается нарисовать картинки к ним.
7. Закрепление изученного материала происходит следующим образом:
а) обучающиеся раскладывают карточки английского алфавита по порядку,
б) учат слова, используемые в играх “Домино” и “Меморина”,
в) участвуют в играх “Домино” и “Меморина”.
Игра “ Домино” представляет собой карточки с буквами английского алфавита и соответствующими словами. Чтобы хорошо играть в эту игру, надо не только правильно называть буквы, но и слова, которые дети учат заранее.
На основе игры “Домино” мной разработана и успешно применяется игра “Меморина”.
Заключение
Общеизвестно, что изучение иностранного языка вне языковой обстановки достаточно длительный и трудоёмкий процесс. Чтобы избежать усталости и скуки, обучение должно быть увлекательным и интересным.
В процессе обучения английскому языку детей младшего школьного возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, игровых приёмов, разнообразных средств наглядности (картинок, игрушек и. т. д.) используется на занятиях, тем интереснее детям учиться, тем прочнее усваивается материал. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся, находчивость, память и сообразительность часто оказываются более важными и значимыми, чем знание предмета.
Это подтверждается игрой “Меморина”. Дети, которые показывают лучшие результаты в учёбе, иногда проигрывают в этой игре. Значит, им стоит больше развивать зрительную память. Именно в игре у детей развивается воображение, произвольное внимание и память, накапливается опыт социального общения, усваиваются нормы поведения и правила.
При проведении вышеизложенного занятия, необходимо учитывать возраст обучающихся, их степень усвоения материала. Так как некоторые дети начинают изучать английский язык с 1 – 2 класса, а некоторые – с 5 класса.
Итог занятия: учащиеся знают английский алфавит, могут его написать, знают
70 английских слов.
Приложение 1
Образцы карточек
Русский алфавит
Английский алфавит
Приложение 2
Английская азбука в стихах
Aa
Эта буква-буква ЭЙ
Сколько слов знакомо с ней!
В зоопарке утром рано
Разрезвилась – ОБЕЗЬЯНА.
Дали ей за кувырок
Вкусный яблочный ПИРОГ,
По-английски –apple-pie.
Заходите к нам на чай!
Bb
Буква БИ - знакомьтесь, дети!
Знает больше всех на свете.
Под КРОВАТЬЮ Бори – bed -
Жил БОТИНОК старый – boot.
Пережил он много бед,
Когда мальчик был обут:
По МЯЧУ он стукал – ball -
И разбил БУТЫЛКУ – bottle.
Пролитое молоко
Bear – МЕДВЕДЬ - слизал легко.
Cc
А про кошку я спросил
У английской буквы СИ.
Буква Си даёт ответ:
“По-английски КОШКА – cat,
Словом cheese зовётся СЫР -
Знает это целый мир!”
Dd
Эту букву ДИ зовут,
И она уж тут как тут!
По-английски слово dad -
Это ПАПА, а не дед!
А ДИВАН – divan звучит.
Это кто на нём сидит?
Мы кружимся в ТАНЦЕ – dance,
Что ни шаг-то реверанс!
А СОБАКА – это dog,
Хоть дворняжка, хоть бульдог!
Ee
Эта буква – буква И,
У неё слова свои:
Elephant, а проще СЛОН,
Очень цирком увлечён.
Every evening – КАЖДЫЙ ВЕЧЕР –
Ждёт со зрителями встречи.
Ear – УХО, eye – ГЛАЗ,
УПРАЖНЕНЬЕ – exercise!
Даёт он представление
Нам всем на удивление!
Ff
Вот это буква ЭФ, ребята.
Слов с этой буквой маловато.
Вот frog – ЛЯГУШКА, РЫБА – fish,
А ты – на камешке сидишь!
Gg
“Вам скажу, ребята, сразу:
Это БАБУШКА – grandmother
Это ДЕВОЧКА здесь – girl:
Залила вареньем пол,
Весь запутала клубок,
И за дверь тихонько – скок!”
Hh
Буква эта – буква ЭЙЧ –
Много нам готовит встреч:
Hare – ЗАЯЦ, hedgehog – ЁЖ…
Кто здесь где, ты разберёшь?
Ii
Букву АЙ представить рады –
Вам её запомнить надо.
“ Ай – ай – ай – ай – ай – ай – ай! –
Говорила буква АЙ.
Ты водой не обливался,
Никогда не закалялся!
Ты СОСУЛЬКУ – icicle – съел –
You are ill – ТЫ ЗАБОЛЕЛ! ”
Jj
С буквой ДЖЕЙ давно дружу,
В гости часто к ней хожу.
Ем, и ем, и ем, и ем
Я ВАРЕНЬЕ, то есть jam …
Только jacket – мой ПИДЖАК –
Не полюбит ДЖЕЙ никак!
Kk
Это, дети, буква КЕЙ,
С ней всегда и всё о`кей!
Сладко спит КОЗЛЁНОК – kid,
У него смиренный вид.
Сладко спит КОТЁНОК – kitten –
Только хвост пушистый виден.
Будит рано поутру
КЕНГУРУ их – kangaroo.
Ll
ЭЛ появилась перед нами –
Как будто Г, но вверх ногами!
Вот это leopard – ЛЕОПАРД.
Он яркий, как воздушный шар!
И, не боясь когтей совсем,
Играет с ним ЯГНЁНОК – lamb.
Mm
Вот это, дети, буква ЭМ.
Ну, прямо русская совсем!
Mighty Mouse - МОГУЧИЙ МЫШОНОК.
Он слова вспоминает спросонок,
Шепчет: “Moon – ЛУНА, ДЫНЯ – melone…
Из чего этот melone сделан?”
Nn
А буква ЭН – как номер дома,
И потому нам всем знакома.
ИГОЛКА – needle – так остра,
Так расторопна и быстра!
Вот nose – НОС её – скользнул,
Слегка материю кольнул,
Ещё разок – и вот готов
Здесь nosegay - БУКЕТ ЦВЕТОВ!
Oo
Буква ОУ так красива,
Весела, кругла, игрива!
ОСЬМИНОЖЕК – octopus -
В ОКЕАНЕ – ocean – рос.
У него – такая жалость! –
Мама где-то потерялась.
СИРОТА теперь он – orfan,
Ищет маму он всю осень,
Но, поверь, хоть через год –
Всё равно её найдёт!
Pp
Буква ПИ пищать не станет,
Даже если и устанет!
ХУДОЖНИК – painter – написал
Вчера автопортрет,
Но на картине не узнал
Никто его – о нет!
Ведь на КАРТИНЕ – picture – он
Как юный принц изображён!
Qq
У этой буквы имя – КЬЮ,
Она всегда с подружкой Ю.
Ещё здесь несколько картин.
Вот КОРОЛЕВА, то есть Queen.
Какие чудные глаза!
И как прекрасна queue – КОСА!
А вот ПЕРО на шляпе – quill,
Такое д’Артаньян носил
Rr
Шагнула буква АР вперёд,
Ну, прямо “Я” наоборот!
Рад ram – БАРАН:
Прошёл буран,
ДОЖДЬ – rain – пошёл.
Как хорошо!
Ss
Змеёй изогнутая ЭС
Вас вовсе не укусит здесь!
Вот это snow man – СНЕГОВИК,
А это СОЛНЦЕ – sun.
Бедняга к солнцу не привык
И тает на глазах…
Tt
Эта буква – буква ТИ,
В миг её запомнишь ты!
ЧЕРЕПАХА – tortoise – спит,
Рядом с нею торт стоит.
“ Дай КУСОЧЕК ТОРТА – tart! ”
Ей ребята говорят.
Но она всё спит и спит,
Только ХВОСТИК – tail – дрожит.
Uu
- Так, - сказала буква Ю, -
- Я вам песенку спою:
“ Вот какое было дело:
Ветер ЗОНТ сломал – umbrella,
Бедный клоун весь промок,
Починить свой зонт не смог…”
Vv
С другой её буквой не спутать никак:
ВИ – словно победы сияющий знак.
ФИАЛКА стоит на столе – violet,
Стоит она в комнате, в ВАЗЕ стоит,
Которая здесь называется – vase.
Устала стоять – и пускается в пляс!
Ww
Расскажи-ка, ДАБЛ-Ю,
Нам историю свою!
“ Серый ВОЛК – wolf – хочет рыбки,
Очень хочет, но пока
Вместо рыбки, по ошибке,
Worm поймал он – “ЧЕРВЯКА!”
Xx
Буква ЭКС на ХА похожа,
Но они не сёстры всё же.
Очень Мишеньке обидно:
На РЕНТГЕНЕ – X-ray – он;
У медведя, сразу видно,
Позвоночник искривлён –
Он под мышкой – вот беда! –
Бочку мёда нёс всегда.
Yy
Вот так буква – буква УАЙ!
Чуть похожа на трамвай.
Серый цвет у ЯХТЫ – yacht –
Мне покоя не даёт…
В ЖЁЛТЫЙ я её – yellow –
Перекрашу и готово!
Можно в плаванье идти.
Что ж, счастливого пути!
Zz
Буква ЗЭД – смешная, право:
Зацепилась за удава!
В ЗООПАРК прекрасный – Zoo –
Зебру в гости приведу.
ЗЕБРА – zebra – здесь найдёт
Дом, друзей, уют, уход.
Приложение 3
Игра “ Домино ”
Образцы карточек
Правила
Карточки с английскими буквами и картинками на эти буквы раздаются поровну играющим. Они должны вместе выложить английский алфавит в правильной последовательности. Для этого дети могут пользоваться подсказкой – английским алфавитом. Когда алфавит запомнится, можно играть и без подсказки.
Игру начинает тот, у кого карточка с двойной буквой А (apple).
Следующий играющий должен положить карточку А – В (apple, banana).
Если у него нет такой карточки, игрок пропускает ход.
Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки.
В ходе игры дети обязательно произносят слова по-английски.
Приложение 4
Игра “Меморина”
Образцы карточек
Правила
Memory – память (англ.)
Карточки с изображением букв английского алфавита (как в игре “Домино”, но только разрезанные на отдельные карточки). Раскладываются на столе картинками вниз. Первый игрок берёт одну карточку, переворачивает её, называет слово. Затем он берёт любую другую карточку. Если изображения на обеих карточках одинаковые, игрок забирает эту пару себе. Если нет, то переворачивает их картинками вниз и оставляет на месте. Ход передаётся другому. Побеждает тот, у кого будет большее количество карточек.
В ходе игры дети обязательно произносят слова по-английски.
Приложение 5
Образцы карточек
Расставь слова по алфавиту и переведи fish, zebra, bed, monkey, fox, cat, desk, gun, glass, jam 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Расставь слова по алфавиту и переведи fish, zebra, bed, monkey, fox, cat, desk, gun, glass, jam 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Литература
1. Агафонов В.В., Соболева О.Л. Английская азбука в стихах, серия “Весёлое учение”/ В.В. Агафонов. О.Л. Соболева.– Санкт–Петербург:
АОЗТ “ВИС”, 1995. – 30 с.
2. Бонк Н.А. Английский для младших школьников/ Н.А. Бонк. – М.: Росмэн,2002. – 191 с.
3. Верещагина, И. Н., Притыкина, Т. А. Книга для учителя к учебнику англ. языка для 2 класса/ И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина. – М.: Просвещение, 2000. – 239 с.
4. Верещагина, Н.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе / Н.Н Верещагина, Г.В.Рогова. – М.: Просвещение, 1998. – 93 с.
5. Путырская, Е.К. Учим английский, обучающие игры для детей / Е.К. Путырская. – У-Фактория, 2004. – 10 с.
6. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.