Цели урока: закреплять умение учащихся ставить знак ударения, делить слова на слоги и для переноса; способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи, познавательного интереса; расширять представление учащихся о труде жителей Краснодарского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине – Кубани.
Оборудование: настенный календарь по теме “Осень”; карточки со словарными словами; ребусы; фотографии или рисунки с изображением воробья, вербы; гербарий полевых культур; физическая карта Краснодарского края.
Ход урока
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
ІІ. Чистописание.
– Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта В. Подкопаева.
– О каком времени года говорится в стихотворении?
На Кубани золотая …
Угасает медленно закат.
Лёгкий ветер из садов доносит
Поздних яблок тонкий аромат.
– Что значит выражение “золотая осень”?
– Скажите, какой сейчас месяц? День недели?
Учитель вывешивает слова на доске:
осень октябрь вторник
– Что общего в словах? ( Во всех словах буква о, 2 слога.)
– Сегодня на уроке повторим написание строчной буквы о.
оо оо оо
Слово – не горобец, выпустишь – не поймаешь.
– Что записано на 2 строке? (Пословица.)
– Какую похожую пословицу знаете? (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.)
– Как вы её понимаете?
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
– Пословица, записанная на доске – кубанская. Что поможет правильно прочитать 3 слово? (Ударение.)
– Как вы думаете, какая тема урока?
– Что обозначает слово горобец? (Воробей.)
Учитель показывает фотографию или рисунок с изображением воробья.
– Запишите пословицу, поставьте ударение в слове горобец.
Необходимо обратить внимание учащихся на написание ь в словах выпустишь, поймаешь.
ІV. Словарная работа.
– О том, что выращивают в нашем крае, вы узнаете, отгадав загадки:
Он и в дождик, он и в зной,
Прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
Летом – огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою – в банке
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же мне без хруста,
Если я … (Капуста.)
Красный нос в землю врос.
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился … (Горох.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
– На какие группы можно разделить слова? ( 1 группа – слова, в которых 2 слога,
2 группа – слова, в которых 3 слога; с ударением на 2 слоге и на 3 слоге.)
Учитель закрывает слова, учащиеся пишут их по памяти. Взаимопроверка тетрадей.
V. Работа над темой.
1. Составьте предложение со словом капуста и словом, записанным на доске (вилок).
Мама режет капустный вилок.
– Запишите предложение, поставьте ударение в последнем слове.
– Какое ещё значение имеет слово вилок? Составьте предложение.
В буфете лежит много вилок.
– Запишите составленное предложение, поставьте ударение в слове вилок.
– Чем отличаются эти 2 слова? ( Ударение в 1 слове ставится на 2 слог, во 2 слове на 1 слог, слова отличаются значением. )
Физкультминутка
2. Отгадывание ребусов.
– Какие растения можно встретить в нашей местности? (Щавель, верба.)
– Что помогает правильно произносить слова? (Ударение.)
3. Групповая работа.
Учащиеся получают задания, затем в группах их обсуждают. После обсуждения 1 представитель от группы выходит к доске и комментирует задания.
1. Поставьте знак ударения в словах, которые пишутся одинаково.
За рекой было село. Солнце уже село.
– Чем отличаются последние слова в предложениях? (Эти слова пишутся одинаково, произносятся по-разному, отличаются значением.)
2. Выпиши слова, которые правильно разделены для переноса. Поставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные.
О-вёс, пше-ница, яч-мень, ри-с, про-со.
– Где вы видели эти растения?
Учитель показывает образцы полевых культур.
3. Выбери нужную букву в скобках.
(Р, р)ека (К, к)убань, (г, Г)ород (с, С)очи, (М, м)оре (Ч, ч)ёрное, (г, Г)оры (к, К)авказские.
– Где можно увидеть эти слова? (На карте Краснодарского края.)
– Чем стал знаменит город Сочи? ( В этом городе в 2014 году пройдут Олимпийские игры.)
– Составьте предложение с любым из словосочетаний, запишите.
VІ. Итог.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали?
VІІ. Домашнее задание.
Стр. 59 упр. 50.