Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Образовательные:
Закрепить понимание закона Архимеда, условий для плавания тел различной плотности. Проверка умений учащихся решать расчетные задачи на нахождение силы Архимеда; проверка экспериментальных умений нахождения силы Архимеда, умений дать характеристику поведения тел в жидкости;
Развивающие:
Развивать самостоятельность учащихся в процессе проведения экспериментального исследования: определение цели и оборудования, составление плана и формулировка вывода по результатам исследования. Развивать умение находить необходимую информацию по заданной теме, работая с популярной литературой.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, познавательную и коммуникативную активность, интерес к предмету, умение оценивать свою работу.
Оборудование: Подготовить проектор, экран и ноутбук для проецирования презентации урока, составленной в программе Power Point. У каждого ученика – стакан с водой, динамометр, набор грузов;
Ход урока
1. Этап мотивации и постановки учебной проблемы.
Урок начинается с фронтального опыта по обнаружению выталкивающей силы. Слайд 1.
Возьмите динамометр и грузы, определите вес груза два раза – в воздухе и воде, сравните результаты измерений и сделайте вывод. С помощью нескольких вопросов по пройденной теме ( выведены на слайд) учитель активизирует мыслительную деятельность учеников. Как найти вес тела в воздухе? Почему вес тела уменьшается в воде? Какая сила возникает? Как рассчитать выталкивающую силу? Для анализа проделанного опыта, проводится эвристическая беседа, причем последовательная анимация содержания слайда не должна опережать мысль учащихся.Далее организуется теоретический анализ, приводящий к формуле: Fвыт = Pв воздухе –P в воде .
Значит сегодня мы повторяем тему: “Сила Архимеда. Условие плавания тел” Слайд 2. (Учащиеся сами формулируют тему урока).
2. Этап актуализации знаний, необходимых для повторения.
Для актуализации знаний появляются серии проблемных вопросов.От чего же зависит величина выталкивающей силы?А от чего же не зависит величина выталкивающей силы? Чему равна эта сила? Кто открыл эту силу? Анимация позволяет подавать каждый слайд с нужной паузой. Применяя гиперссылку открываются ответы на эти вопросы.Слайд3,4,5.
При демонстрации этого слайда обсуждается вопрос о природе архимедовой силы, формулировка закона Архимеда. Следует обратить внимание на то, что в формуле стоит объем подводной части тела, а не всего тела.Какие действия Архимедовой силы на воде, под водой, в воздухе вы знаете? Слайд 6.
3. Этап объяснения и закрепления материала.
Слайд 7. Далее появляются на слайде тестовой контроль с выбором ответа.
Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело,
равна ……………………………………………………....., вытесненной этим телом
Fа = …
Условие плавания тел
1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы … ж
2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы … ж
3. Плавание тела невозможно, если … ж
4. Этап актуализации знаний необходимых для усвоения повторения материала.
Даны разноуровневые качественные задачи. Слайд 8
Равны ли архимедовы силы, действующие на мячи? Почему?
Объемы и массы тел равны, пружины одинаковы, но растянуты различно. Как вы это объясните?
Из куска пластилина 1 вылепили фигурку 2. Изменилась ли выталкивающая сила, действующая на “подводную лодку”?
С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.
5. Решение задач.
Следующий этап урока, групповая работа. Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает три задачи. Слайд 9. Даны расчетные задачи на закрепление формульного выражения закона Архимеда. Следует попросить учащихся нарисовать рисунок и записать условия краткой форме.
Задача для 1 группы
1.Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23 Н, а в воде13Н. Определить плотность фарфора?
Задача для 2 группы
2.С какой силой выталкивается медный брусок массой 890 г при полном погружении в воду?
Задача для 3 группы
3.Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н.
Каждая группа решает задачу, и защищает свое решение по схеме.
Факты: проанализируйте условие задачи; какое физическое явление в ней описано? выявите данные физические величины. Дано: |
Модель: смоделируйте описанную в задаче ситуацию с помощью рисунка; какой закон является теоретической моделью представленного физического явления? Запишите его применительно к данной ситуации.
|
Следствия: на основе построенной модели решите задачу. Решение: |
Эксперимент: убедитесь в справедливости полученного результата, проверив размерность физической величины Ответ: |
6. Физ.минутка.
Игра на внимание “паровозик”
1 ряд – 1 вагон делает один хлопок, один притоп;
2 ряд – 2 вагон делает два хлопка, два притопа;
3 ряд – 3 вагон делает три хлопка, три притопа;
Делают по команде: первый вагон, второй, третий, третий, первый, второй, одновременно
Приступаем к защите мини-проектов учащихся.
7. Защита мини-проектов учащихся.
Опыт №1. Зависит ли Архимедова сила от плотности жидкости?
Работа ученика 7б класса Бологурской СОШ, Андреева Арсена.
Цель работы: исследовать зависимость Архимедовой силы от плотности.
Ход работы |
Результаты исследования |
Вывод |
1. Возьмем сосуд с водой и осторожно опустим в него яйцо. |
яйцо утонуло. |
Если растворить в воде соль, то плотность воды увеличится. Плотность сырого яйца больше плотности обычной воды, но меньше плотности соленой. Плотность воды: 1000 кг/м3 Плотность соленой воды: 1300 кг/м3 |
2.Размешаем в воде как можно больше соли. Теперь осторожно опустим в него яйцо. |
Яйцо плавает. |
Опыт №2 Почему жидкости не смешиваются?
Работа Ученика 7 “б” класса, Бологурской СОШ, Николаева Бориса
Цель работы: Проверить почему жидкости не смешиваются.
Ход работы |
Результаты исследования |
Вывод |
1.Нальем немного воды в сосуд с маслом |
||
2. Накроем крышкой и сильно встряхнем. |
|
|
3. Откроем сосуд и положим в него пробку.
|
Пробка плавает наверху масла. |
Вывод: Вода плотнее масла, она ниже. Плотность пробки меньше плотности воды и масла. Плотность воды – 1000 кг/м3 |
Опыт №3 Проверка плавучести вещества в разных состояниях.
Работа ученицы 7 “б” класса Бологурской СОШ ,Ивановой Сандры.
Цель: проверить плавучесть вещества.
Ход работы |
Результаты исследования |
Вывод |
1. Возьмем целый апельсин и положим его в воду. |
Апельсин плавает. |
Вывод : Один и тот же предмет может быть плотнее или менее плотнее воды. |
2. Очистим апельсин от кожуры и снова положим его в воду. |
Апельсин утонул. |
Опыт №4 Проверка плавучести банка
Работа ученицы 7 “б” класса Бологурской СОШ, Тимофеевой Майи.
Цель работы: Проверить плавучести банки
Ход работы |
Результаты исследования |
Вывод |
1. Возьмём банку с крышкой. Закроем ее и опустим в ёмкость с водой. |
Банка плавает на поверхности. |
Средняя плотность банки с воздухом меньше плотности воды, и она всплывает. Средняя плотность банки с водой становится больше плотности воды, в результате чего банка тонет. |
2. Наливаем в банку воды, плотно закроем и опустим в ёмкость. |
Теперь она тонет. |
|
|
|
Опыт № 5 Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Работа ученика 7 “б” класса , Бологурской СОШ, Саввина Мичиля
Цель: Узнать, почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Ход работы |
Результаты исследования |
Вывод |
1. Возьмем карандаш , пробку, кусочек яблока и положим каждый предмет в воду . |
Все они плавают. Все они утонули . |
Утонувшие предметы плотнее воды, а плавающие – менее плотные. |
2. Возьмем степлер , монетку, болт и положим каждый предмет в воду . |
Таким образом, цели урока достигнуты.
6. Рефлексия
:Что на уроке для вас было самым важным?
В чем заключались трудности?
Оцените свою деятельность по 5-бальной системе?
7. Домашнее задание:
§49, повт.,§48 (? – у)Объявляется конец урока, выставляются отметки за работу на уроке.
Примечание: урок сопровождается компьютерной презентацией, составленной в программе Power Point <приложение>.
Литература:
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
- Кирик Л.А.Самостоятельные и контрольные работы. – М.: “Илекса”, 2008.
- Физика, 7-9: Кн. Для учителя: Для общеобразоват. учреждений/ Н.К.Мартынова.– М.: Просвещение, 2002. www.fizika.ru.