Урок математики. Тема: "Обозначение чисел буквами" (1-й класс)

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: Научить обозначать числа на числовой прямой буквами, сравнивать их и выполнять с ними действия сложения и вычитания.

Задачи урока:

  1. Сформировать действия сравнения, сложения и вычитания чисел, обозначенных буквами по числовой прямой.
  2. Продолжить формирование умения решать задачи по записи.
  3. Развивать учебно-познавательный интерес у учащихся.
  4. Воспитание взаимопомощи и взаимоуважения друг к другу.
  5. Создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Запись даты в тетради.

2. Закрепление написания цифр: 2 5 2 5 …

После показа образца написания цифр учителем, один учащийся записывает несколько цифр на доске, класс работает в тетрадях.

Оценка записанных цифр: под удачно написанными цифрами поставить знак “дуга” - “улыбка”, а под менее удачными – “точка” - “слёзка”.

3. Устный счёт.

Дидактическое задание “Отгадай число” [3].

На листе бумаги, сложенного гармошкой, на каждой грани написаны равенства:

9-2=7; 6+1=7; 10-2=8; 5+2=7; 9-1=8; 8+2=10; 5-2=3.

Учитель карточкой закрывает второе число. Если спрятано число 1, дети должны поднять один палец, 2 – два пальца. Затем учитель снимает карточку, все проверяют своё решение.

4. Решение задачи (закрепление).

На столе учителя две коробки, в одной книжки, во второй – игрушки (предметы находятся внутри коробок).

На доске запись: 7…>… …(на 3…)

Задание: составить задачу о книжках и игрушках по записи, записать решение в тетрадь (7-3=4 игрушки).

Примечание: после решения задачи дети проверяют правильность найденного ответа, путём пересчёта предметов в коробках.

5. Физкультминутка (дети имитируют игру на скрипочке и барабане).

Я на скрипочке играю
Тили – ли, тили – ли,
Скачут зайки на лужайке,
Тили – ли, тили – ли.
А теперь на барабане
Бум – бум – бум,
Там – там – там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.

6. Постановка учебной задачи.

На доске изображена числовая прямая с числами обозначенными буквами (буквы закрыты!) <Рисунок 1>

У: Как можно обозначить мерку-шаг на числовой прямой?

Д: Числами(1,2,3,..) или “сказочными числами” (Z, W,U, *…).

У: Некоторые числа на числовой прямой (открыть их) пока обозначили строчными буквами. Назовите их.

Д: с, а, е, п.

У: Ребята, вы можете сказать какие числа на числовой прямой обозначили данными буквами?

Д: Нет. На числовой прямой нет начала отсчёта.

У: А сможете сравнить числа обозначенные буквами?

Д: Да. На числовой прямой показано направление (стрелка).

У: Какую задачу мы должны решить на уроке?

Д: Научиться сравнивать числа обозначенные буквами.

7. Решение учебной задачи.

1) Сравнение чисел обозначенных буквами (по числовой прямой[2]).

с…а (на…) е…п (на…)
е…а (на…) е…р (на…)

Примечание: при сравнение чисел, обозначенных буквами, учащиеся ссылаются на расположение чисел на числовой прямой. Дальше от её начала или ближе к

нему. В случае сравнения е и р дети ставят знак ?, так как числа обозначенного буквой р на числовой прямой нет, хотя, конечно, оно может существовать.

Запись в тетради детей:

с< а (на 2) е<п (на 3)
е>а (на 1) е?р (на ?)

2) Сложение и вычитание чисел обозначенных буквами.

У: Ребята, как вы думаете, можно ли выполнить действия сложения и вычитания с числами обозначенными буквами?

Д: Да.

Задание: выполнить действия, записать значение выражения. Один ученик читает выражение с места, а второй указкой показывает “действия” на числовой прямой. Затем сверяются ответы.

а-2=… е-1=…
а+1=… е+2=…

“Ловушечный” вариант: учитель просит поработать в паре над одним из выражений (а+1) и при произнесении учеником знака “+” ведёт указкой ни к большему числу, а к меньшему. Ответы получаются разные.

У (недоумевая): Ведь, я по числовой прямой сделала один шаг. (Дети объясняют ошибку, связывая направление движения по числовой прямой с действиями сложения и вычитания).

3) Игровая ситуация “Расшифруй числа” (нахождение переменного числа) [1].

Задание: 4 учащихся будут играть роль чисел обозначенных буквами с, а, е, п.

У: Дети, вы должны встать “рядом с числом” (каждый из четверых учеников выбирает букву). Я “расшифровываю” число обозначенное буквой а, оно является числом 3 (учащемуся вручается карточка с цифрой 3, которую он на магнит помещает под буквой а). А какими числами являются другие буквы?

Класс “разгадывает” остальных детей. Числа помещаются на доске под буквами: е=4; п=7; с=1.

4) Закрепление, контроль.

У: Проверьте себя, ребята, как вы научились “расшифровывать” числа. Если а=5 (помещает число 5 под буквой а на числовой прямой и учащиеся находят данное задание в учебнике), чему будут равны остальные числа? Вписать получившиеся числа в учебник-тетрадь в “окошечки”.

Дети проверяют работы в парах, затем выставляют на доске карточки под буквами: е=6; с=3; п=9 (при проверке пересчитывают мерки-шаги и сверяют свои ответы).

У: Ребята, что вы узнали о числах обозначенных буквами?

Д: Их можно сравнивать, выполнять с ними действия.

8. Физкультминутка (гимнастика для опорно-двигательной системы).

9. Групповая работа (закрепление знаний сложения и вычитания чисел 2 и 3).

Каждой группе выдаётся карточка.

Задание: по карточке решить цепочку примеров на сложение и вычитание чисел 2 и 3 и разгадать слово.

Карточки

Установка: В группе, ребята, вы должны договориться, кто работает с ручкой и вписывает в карточку ответы. Выполняйте действия “по цепочке”. Обсуждение ведите тихо, не мешая другим. Когда группа будет готова, вы покажете это знаком “Мы готовы” (учащиеся, взявшись за руки, поднимают их вверх).

Обсуждение работы (каждая группа хором называет разгаданное слово):

дружба
радость
успех
школа
знания
книга

(На доске появляются карточки с разгаданными словами).

10. Рефлексия.

У: Ребята, вы хорошо потрудились, какое у вас настроение? Выберите из набора разных лепестков, тот, который больше всего вам нравится. <Рисунок 2>.

На обратной стороне лепестка записано выражение. Решив его, вы “оживите” летнюю картину, наклеивая лепестки на нужное “поле”. <Рисунок 3>.

Оценка работы: На каждом “поле” должны быть лепестки одного цвета. Солнышко жёлтого цвета, облако – синего, дерево – зелёного, цветы – красного. (Если появился на “поле” лепесток другого цвета нужно проверить найденное значение выражения).

У: Картина получилась “радостная”, с летним настроением. Урок заканчивается.

Дети, чему мы учились на уроке?
Где и в чём вы испытывали затруднения?
Что вам больше всего понравилось на уроке?

Используемая литература

  1. Горбов С. Ф., Микулина Г. Г.. Обучение математики, 1 класс. М., ВИТА-Пресс, 2002.
  2. Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В.. Математика 1 класс, учебник-тетрадь. М., ВИТА-Пресс, 2007.
  3. Степанова О. А., Рыдзе О. А.. Дидактические игры на уроках в начальной школе. М., Творческий центр, 2005.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3