Характеристика проекта:
- По содержанию – монопредметный;
- По характеру контакта – локальный;
- По количеству исполнителей – коллективный;
- По продолжительности – мини-проект.
Результат выполнения проекта: фестиваль народных сказок
.Задачи:
- Помочь учащимся на основе анализа текста выделить особенности народных сказок: волшебной, бытовой, о животных.
- Формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективно планировать работу, распределять роли, умение слушать и слышать друг друга.
- Воспитывать интерес к чтению русских народных сказок.
Оборудование: карточки (структура проекта, особенности сказок, алгоритм), костюмы для инсценировки, диск с презентацией.
Деятельность учителя
Подготовка (Слайд 1)
Слайд 2
проект здания
проект документа
заманчивый проект
– Прочитайте словосочетания. Что заметили? (Повторяется слово проект)
– Объясните значение слова проект. (Замысел, план)
– Какие проекты вы знаете или слышали о них?
– Как вы думаете, может быть урок – проект?
– Попробуем коллективно составить такой урок?
– Для того, чтобы составить проект, необходимы определённые знания, которые мы вместе и будем добывать.
– Каждый проект имеет определённую структуру или строение.
– На доске вы видите … (На доске карточки со словами перепутаны Название, планирование, выполнение проекта, результат, цель)
– Кто-то перепутал все карточки местами. Как быть? Попробуем вместе определить строение нашего урока – проекта.
– Как вы думаете, с чего начинается проект? (С названия) (На доску прикрепляется карточка Название)
– Предлагаю наш проект посвятить тому жанру устного народного творчества, который так любят дети. Догадались, о каком жанре идёт речь? (Сказка)
Слайд 3 “Фестиваль … сказок”
– За что взрослые и дети любят сказки?
– На какие две группы можно разделить все сказки?
Слайд 4 Народные и авторские
– А вы знаете сказки?
– Проведём игру “Отгадай сказку”. (Слайды 5 – 9)
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут– потянут, вытянуть не могут. (“Репка”)
Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт? (“Теремок”)
Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (“Маши и Медведь”)
Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. (“Волк и семеро козлят”)
А Лиса сидит и приговаривает: “Битый небитого везёт”. (“Волк и Лиса”)
– А сейчас я вам задам вопрос, если правильно ответите на него, то отгадаете слово, которым мы и уточним название нашего проекта.
– Что объединяет все названные сказки? (Народные)
– Уточним тему нашего проекта. (Слайд 10)
– Как вы думаете, какой следующий шаг должен быть в проекте? (Цель) (На доску прикрепляется карточка Цель)
– Как вы понимаете слово цель? (То, к чему нужно стремиться)
– К чему мы будем стремиться в нашем проекте? (К фестивалю)
– Объясните значение слова фестиваль. (Праздничная встреча, на которой различные коллективы показывают свои достижения в том или ином виде искусства)
– Как достичь поставленной цели? Что для этого нужно сделать? (Спланировать дальнейшую работу) (Прикрепляется карточка Планирование)
– Следующие шаги нашего проекта … (Выполнение и результат)
– Ребята, а вы любите секреты? Хотите, я вам открою один секрет про сказки? Оказывается, народные сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных. (Слайд 11)
– Дома вы читали сказки. Назовите их. (“Как мужик гусей делил”, “По щучьему веленью”, “Лиса и Журавль”)
– Предположите, к какой группе относятся эти сказки.
– Как проверить ваши предположения? (Исследовать их, выделить особенности)
– Значит, первым пунктом нашего планирования будет … (исследование сказок, выделение их особенностей)
1) Исследование
– Каждая группа исследует свою сказку. Вам предложен ряд особенностей сказок, нужно выбрать те, которые подходят к вашей сказке. 1 группа – “Лиса и Журавль”, 2 группа – “Как мужик гусей делил”, 3 группа – “По щучьему веленью”.
Особенности народных сказок
Учитель координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.
– Итак, заслушаем каждую группу. (Выступает 1 человек от группы по алгоритму:
1) Наша группа исследовала сказку …
2) Мы выделили следующие особенности …
3) Считаем, что сказка (название) относится к
группе (название группы) сказок).
– Особенности сказок мы выделили, какой же следующий шаг будет в нашем планировании? (Подготовка инсценировки сказки)
2) Подготовка инсценировки сказки
Учащиеся распределяют между собой роли, выбирают подходящие костюмы, которые находятся в организованной заранее костюмерной.
(На данном этапе оказывает помощь учитель или старшеклассники из театральной студии)
– Группы готовы?
3) Защита проекта (Слайд 12)
Каждая группа инсценирует отрывок сказки.
Оценка результатов и процесса
Организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.
– Ребята, понравился вам наш совместный проект? Чем?
– Благодарю всех за прекрасную работу, за сотрудничество!
(Слайд 13)