Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел звонок
Начинается урок
Быть должны у вас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
2. Устный счёт
– Всё готово к уроку? Тогда начнём с устного решения задач.
- Дрозд делает 6 взмахов крыльями в секунду, а аист – в 3 раза меньше. Сколько взмахов крыльями в секунду делает аист? (2 взмаха.)
- Греческая черепаха откладывает 8 яиц, а болотная черепаха в 2 раза больше. Сколько яиц откладывает болотная черепаха? (16 яиц.)
- Лосось живёт 18 лет, а осьминог в 6 раз меньше. Сколько лет живёт осьминог? (3 года.)
- Кошка весит 3кг, а собака в 5 раз больше. Сколько килограммов весит собака? (15 кг.)
- Морской конёк живёт 5 лет, а сельдь в 4 раза дольше. Сколько лет живёт сельдь? (20 лет.)
- Летучая мышь делает 54 вздоха в минуту, а лошадь в 6 раз меньше. Сколько вздохов в минуту делает лошадь? (9 вздохов.)
- Китовая акула живёт 7 лет, а дождевой червь на 2 года дольше. Сколько лет живёт дождевой червь? (9 лет.)
– Скажите, ребята, какая задача отличается от остальных и почему? (Последняя, так как она решается сложением, а все остальные умножением и делением.)
– Именно о табличном делении и умножении мы с вами сегодня будем говорить, т. к. мы закончили изучать таблицу умножения и сегодня урок закрепления.
– Что общего ещё вы заметили в этих задачах? (Они все о животных.)
– Правильно! Ещё мы с вами немного поговорим о животных, об их зачастую тяжёлом положении на нашей планете.
3. Работа в тетрадях
– Сейчас откройте тетради. Запишем число.
На доске запись:
6 8 4
– Посмотрите на эти числа. Что вы можете о них сказать? (Однозначные, чётные.)
– Какие числа называются чётными? А нечётными?
– Составьте из чисел 6, 8, 4 всевозможные двузначные числа и запишите их на строке в своей тетради. Обратите внимание на правильность написания цифр.
– Какие числа получились? (66, 88, 44, 68, 64, 86, 84, 46, 48)
4. Решение выражений
– Сейчас мы решим несколько выражений. Записывайте выражения в тетрадь и решайте его. (Выражения записаны на карточках.)
1. Решив это выражение, вы узнаете, сколько редких видов рыб обитает в водоёмах Башкортостана.
24 - 6 * 2 + 1 = 13
2. Решив это выражение, вы узнаете вес в граммах самого маленького зверька, обитающего в Башкортостане
4 * 6 : 8 = 3
Это бурозубка крошечная, вес взрослого зверька всего 3г. Обитает в Белорецком районе Башкортостана.
(Показ бурозубки)
Рис. 1
3. Решив это выражение, вы узнаете, сколько лет проводит в воздухе чёрный стриж, ни разу не сев на землю
(35 – 15) : 5 = 4
Чёрный стриж проводит в воздухе ни разу не сев на землю от 2 до 4 лет.
4. Решив это выражение, вы узнаете, сколько необходимо лет глубоководной морской двустворке, чтобы вырасти до длины 8мм
90 + 72 : 8 + 1 = 100
Глубоководная морская двустворка самое медленно растущее живое существо.
5. Решив это выражение, вы узнаете, сколько килограммов мёда в день собирает с липы одна пчелиная семья
18 : 3 – 1 = 5
6. Решив это выражение, вы узнаете за сколько лет сошла внезапно на нет популяция оранжевой жабы
21 : 7 + 14 : 2 = 10
За десять лет исчезли с лица Земли все оранжевые жабы.
7. Решив это выражение, вы узнаете, сколько на земном шаре осталось слоновых черепах
(25 + 56) : 9 – 8 = 1
На самом деле слоновая черепаха существует в единственном экземпляре. Это одинокий самец Джордж, живущий на Галапагосских островах. Можно считать этот вид вымершим.
– Видите, ребята, как быстро исчезают с лица Земли некоторые виды животных, как мало осталось некоторых животных на Земле.
– Как вы думаете, почему это происходит?
– Животных нужно беречь! Земля – наш общий дом!
5. Работа по учебнику
– Теперь перейдём к работе по учебнику. Откройте учебники на странице 62. Выполним устно задание №6. Прочитайте задание. Сколько на рисунке бабочек (2), сколько стрекоз (6).
– Кого меньше и во сколько раз? (Бабочек в 3 раза меньше чем стрекоз)
– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? Значит, если мы большее число разделим на меньшее, что мы узнаем? Бабочки являются насекомыми-опылителями. Нельзя ловить их для забавы.
Самая большая бабочка – это бабочка-парусник размах крыльев которой может быть больше 28см, а вес больше 25граммов. К сожалению, сейчас эта бабочка встречается крайне редко.
(Показ парусника)
Рис. 2
6. Физкульминутка
– Сейчас немного отдохнём
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
7. Решение задачи
– Сейчас мы решим ещё одну задачу. Возьмите карточки и прочитайте задачу.
Для участия в соревнованиях на ипподром “Акбузат” привезли 36 лошадей в 9 одинаковых фургонах. Сколько нужно фургонов для того, чтобы перевезти 20 лошадей? Сколько лошадей привезли в 3 фургонах?
– О чём говорится в задаче?
– Что обозначает число 9? (Количество фургонов.)
– Фургоны какие? (Одинаковые.) Количество лошадей в фургонах одинаковое. Что обозначает число 36? (Количество лошадей.)
– Что нужно узнать в задаче? Как записать задачу кратко?
9 фургонов – 36 лошадей
? фургонов – 20 лошадей
3 фургона – ? лошадей
– Можем сразу ответить, сколько фургонов нужно для 20 лошадей? Как узнать, сколько лошадей в одном фургоне?
1) 36 : 9 = 4 (л.) – в одном фургоне
– Теперь можем узнать, сколько фургонов нужно для 20 лошадей? Как?
2) 20 : 4 = 5 (ф.) – для 20 лошадей
– Можем узнать, сколько лошадей в 3 фургонах?
3) 4 * 3 = 12 (л.) – привезли в 3 фургонах
– Ответили на вопрос задачи?
Ответ:
12 лошадей привезли в 3 фургонах,
5 фургонов нужно для 20 лошадей.
– Молодцы!
8. Работа по учебнику (продолжение)
– Теперь выполним задание №4 из учебника (с62) Прочитайте задание. Вспомним ещё раз, какие числа называются чётными? (Все, которые делятся на 2)
– Что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 2 раза? (Разделить его на 2)
1) | 4 2 |
8 4 |
– Какие числа называются нечётными? (Все, которые на 2 не делятся)
– Что нужно сделать, чтобы увеличить число в 9 раз? (Умножить его на 9)
2) | 5 45 |
7 63 |
9 81 |
9. Обобщение
– Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
Помните, ребята!
Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права
Чтоб ни случилось в мире
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре!
– О чём мы ещё сегодня говорили на уроке? Какой вывод можно сделать?
10. Итог урока
- Отметки за урок.
- Домашнее задание.
а) Если хотите получить 4, решите задачу, подобную решённой на уроке (из учебника).
б) Если хотите получить 5, придумайте и решите похожую задачу.
– Урок окончен. Всем спасибо!