Урок математики в 3-м классе. Тема: "Таблица умножения. Закрепление изученного материала"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок
Начинается урок
Быть должны у вас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.

2. Устный счёт

– Всё готово к уроку? Тогда начнём с устного решения задач.

  1. Дрозд делает 6 взмахов крыльями в секунду, а аист – в 3 раза меньше. Сколько взмахов крыльями в секунду делает аист? (2 взмаха.)
  2. Греческая черепаха откладывает 8 яиц, а болотная черепаха в 2 раза больше. Сколько яиц откладывает болотная черепаха? (16 яиц.)
  3. Лосось живёт 18 лет, а осьминог в 6 раз меньше. Сколько лет живёт осьминог? (3 года.)
  4. Кошка весит 3кг, а собака в 5 раз больше. Сколько килограммов весит собака? (15 кг.)
  5. Морской конёк живёт 5 лет, а сельдь в 4 раза дольше. Сколько лет живёт сельдь? (20 лет.)
  6. Летучая мышь делает 54 вздоха в минуту, а лошадь в 6 раз меньше. Сколько вздохов в минуту делает лошадь? (9 вздохов.)
  7. Китовая акула живёт 7 лет, а дождевой червь на 2 года дольше. Сколько лет живёт дождевой червь? (9 лет.)

– Скажите, ребята, какая задача отличается от остальных и почему? (Последняя, так как она решается сложением, а все остальные умножением и делением.)

– Именно о табличном делении и умножении мы с вами сегодня будем говорить, т. к. мы закончили изучать таблицу умножения и сегодня урок закрепления.

– Что общего ещё вы заметили в этих задачах? (Они все о животных.)

– Правильно! Ещё мы с вами немного поговорим о животных, об их зачастую тяжёлом положении на нашей планете.

3. Работа в тетрадях

– Сейчас откройте тетради. Запишем число.

На доске запись:

6  8  4

– Посмотрите на эти числа. Что вы можете о них сказать? (Однозначные, чётные.)

– Какие числа называются чётными? А нечётными?

– Составьте из чисел 6, 8, 4 всевозможные двузначные числа и запишите их на строке в своей тетради. Обратите внимание на правильность написания цифр.

– Какие числа получились? (66, 88, 44, 68, 64, 86, 84, 46, 48)

4. Решение выражений

– Сейчас мы решим несколько выражений. Записывайте выражения в тетрадь и решайте его. (Выражения записаны на карточках.)

1. Решив это выражение, вы узнаете, сколько редких видов рыб обитает в водоёмах Башкортостана.

24 - 6 * 2 + 1 = 13

2. Решив это выражение, вы узнаете вес в граммах самого маленького зверька, обитающего в Башкортостане

4 * 6 : 8 = 3

Это бурозубка крошечная, вес взрослого зверька всего 3г. Обитает в Белорецком районе Башкортостана.

(Показ бурозубки)

Рис. 1

3. Решив это выражение, вы узнаете, сколько лет проводит в воздухе чёрный стриж, ни разу не сев на землю

(35 – 15) : 5 = 4

Чёрный стриж проводит в воздухе ни разу не сев на землю от 2 до 4 лет.

4. Решив это выражение, вы узнаете, сколько необходимо лет глубоководной морской двустворке, чтобы вырасти до длины 8мм

90 + 72 : 8 + 1 = 100

Глубоководная морская двустворка самое медленно растущее живое существо.

5. Решив это выражение, вы узнаете, сколько килограммов мёда в день собирает с липы одна пчелиная семья

18 : 3 – 1 = 5

6. Решив это выражение, вы узнаете за сколько лет сошла внезапно на нет популяция оранжевой жабы

21 : 7 + 14 : 2 = 10

За десять лет исчезли с лица Земли все оранжевые жабы.

7. Решив это выражение, вы узнаете, сколько на земном шаре осталось слоновых черепах

(25 + 56) : 9 – 8 = 1

На самом деле слоновая черепаха существует в единственном экземпляре. Это одинокий самец Джордж, живущий на Галапагосских островах. Можно считать этот вид вымершим.

– Видите, ребята, как быстро исчезают с лица Земли некоторые виды животных, как мало осталось некоторых животных на Земле.

– Как вы думаете, почему это происходит?

– Животных нужно беречь! Земля – наш общий дом!

5. Работа по учебнику

– Теперь перейдём к работе по учебнику. Откройте учебники на странице 62. Выполним устно задание №6. Прочитайте задание. Сколько на рисунке бабочек (2), сколько стрекоз (6).

– Кого меньше и во сколько раз? (Бабочек в 3 раза меньше чем стрекоз)

– Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? Значит, если мы большее число разделим на меньшее, что мы узнаем? Бабочки являются насекомыми-опылителями. Нельзя ловить их для забавы.

Самая большая бабочка – это бабочка-парусник размах крыльев которой может быть больше 28см, а вес больше 25граммов. К сожалению, сейчас эта бабочка встречается крайне редко.

(Показ парусника)

Рис. 2

6. Физкульминутка

– Сейчас немного отдохнём

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.

7. Решение задачи

– Сейчас мы решим ещё одну задачу. Возьмите карточки и прочитайте задачу.

Для участия в соревнованиях на ипподром “Акбузат” привезли 36 лошадей в 9 одинаковых фургонах. Сколько нужно фургонов для того, чтобы перевезти 20 лошадей? Сколько лошадей привезли в 3 фургонах?

– О чём говорится в задаче?

– Что обозначает число 9? (Количество фургонов.)

– Фургоны какие? (Одинаковые.) Количество лошадей в фургонах одинаковое. Что обозначает число 36? (Количество лошадей.)

– Что нужно узнать в задаче? Как записать задачу кратко?

9 фургонов – 36 лошадей
? фургонов – 20 лошадей
3 фургона – ? лошадей

– Можем сразу ответить, сколько фургонов нужно для 20 лошадей? Как узнать, сколько лошадей в одном фургоне?

1) 36 : 9 = 4 (л.) – в одном фургоне

– Теперь можем узнать, сколько фургонов нужно для 20 лошадей? Как?

2) 20 : 4 = 5 (ф.) – для 20 лошадей

– Можем узнать, сколько лошадей в 3 фургонах?

3) 4 * 3 = 12 (л.) – привезли в 3 фургонах

– Ответили на вопрос задачи?

Ответ:

12 лошадей привезли в 3 фургонах,
5 фургонов нужно для 20 лошадей.

– Молодцы!

8. Работа по учебнику (продолжение)

– Теперь выполним задание №4 из учебника (с62) Прочитайте задание. Вспомним ещё раз, какие числа называются чётными? (Все, которые делятся на 2)

– Что нужно сделать, чтобы уменьшить число в 2 раза? (Разделить его на 2)

1) 4
2
8
4

– Какие числа называются нечётными? (Все, которые на 2 не делятся)

– Что нужно сделать, чтобы увеличить число в 9 раз? (Умножить его на 9)

2) 5
45
7
63
9
81

9. Обобщение

– Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

Помните, ребята!
Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права
Чтоб ни случилось в мире
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре!

– О чём мы ещё сегодня говорили на уроке? Какой вывод можно сделать?

10. Итог урока

  1. Отметки за урок.
  2. Домашнее задание.

а) Если хотите получить 4, решите задачу, подобную решённой на уроке (из учебника).
б) Если хотите получить 5, придумайте и решите похожую задачу.

– Урок окончен. Всем спасибо!