Цели:
- повторить и обобщить пройденный материал по теме “Русские писатели”;
- развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения;
- учить работать в команде;
- воспитывать любовь к чтению, литературе.
Задачи:
- формирование активной читательской позиции;
- развитие коммуникативных навыков школьников;
- воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы и музыки.
Оборудование:
- карточки с заданием по произведениям этого раздела;
- презентация “Русские писатели”;
- пословицы;
- карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.
- детские рисунки учащихся к изученным произведениям;
- выставка книг.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Содержание занятия:
- Организационный момент
- Постановка цели урока
- Игра
- Объяснение правил игры
- Выполнение заданий в командах
- Подведение итогов игры
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
II. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые мы изучали и вспомним авторов, которые написали их для нас. Но сначала отгадайте загадку, ребята.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга)
Слайд 4. См. Приложение 2
– Правильно! Люди во все времена ценили книгу. Прочитаете, как отзывался Максим Горький о книге.
III. Игра
1. Правила игры.
– Наш урок сегодня необычный. Вы будете работать командами. Мы будем играть, а это значит, будем соревноваться в знании произведений, умении работать в команде, выразительном чтении стихов и отрывков из произведений.
– Класс делится на три команды: “Всезнайки”, “Книголюбы”, “Читайки”. Команды по очереди произвольно выбирают номер вопроса, в котором содержится задание для всех команд. Команда готовит ответ и один представитель от команды отвечает. Ответы команды оцениваются по критериям: слаженность работы, полнота ответа, активность членов команды во время обсуждения ответа. В конце урока побеждает команда, которая набирает больше фишек.
Вопрос № 6 выбирается последним в игре.
2. Выполнение заданий командами.
Задания: (слайд 5)
Вопрос 1: “Назови автора” – слайд 6
– Перед вами портреты писателей и названия произведений. Вам необходимо назвать фамилию писателя и его произведения. Команды работают в следующем порядке:
“Всезнайки” – верхний портрет;
“Книголюбы” – средний портрет;
“Читайки” – нижний портрет.
На слайде одно произведение В. Драгунского. Оно лишнее. Для получения дополнительной фишки одна из команд может объяснить почему “Дымка и Антон” лишнее произведение на этом слайде.
Ученики соотносят и называют произведение и автора, соединяя их между собой на слайде линией при помощи стиуса.
Вопрос 2: “Доскажи словечко” – слайд 7
– Для каждой команды даны строчки из стихотворения. Необходимо назвать автора и стихотворение, а дополненное слово объяснить. Команда может получить дополнительную фишку, если член команды расскажет это стихотворение наизусть.
Брега с недвижною рекою;
Сравняла пухлой … (пеленою)Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном … (кушаке)И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской … (удручена)Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу)Они жили ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …(года)Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, … (старче)
Вопрос 3: “Отгадай произведение” – слайд 9
– Каждая команда выбирает карточку с отрывком из прочитанного произведения. Команда определяет автора, название произведения и читает выразительно.
Карточка 1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему еду за печкой.
Карточка 2
Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
– Куда ты собрался?
– В школу.
– Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а
мать ушла на поденную работу.
Карточка 3
Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими глоссами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.
Карточка 4
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
В выйдет из него не дело, только мука.
Карточка 5
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Карточка 6
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учённый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Вопрос 4: “Знай наших!” – слайд 10
– Объясни пословицу и подбери к ней прочитанное произведение.
Счастье тот добывает, кто ума набирает.
Добра желаешь – добро и делай.
Друзья познаются в беде.
! – “ Лирическая пауза” – слайд 8
– Во все времена человек восхищался красотой природы. Музыканты посвящали ей музыкальные произведения, художники писали картины, а поэты сочиняли стихи. Послушайте отрывок из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина “… Какая ночь!”
– Сравните это произведение со стихотворением на с.89. Подумайте, какая тема их объединяет?
– Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются?
– Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Отвечают все команды. Команда, которая будет более активная, получает фишку.
5 – “Проверь себя” – слайд 11
– Чем отличаются сказки народные от литературных? На слайде для каждой команды свой блок сказок. Необходимо определить какие сказки народные, а какие литературные.
“Всезнайки” | – | Колобок Сказка о рыбаке и рыбке Репка |
“Книголюбы” | – | Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях Каша из топора |
“Читайки” | – | Петушок и бобовое зёрнышко Гуси-лебеди |
6 – “Когда кроссворд ты разгадаешь, домашнее задание узнаешь!” – слайд 12
Стихотворные рассказы, в которых высмеивают недостатки людей.
- Кто тянул поклажу в воду?
- Она поломала стул, съела кашу и уснула от усталости.
- Лето красное пропела.
- В отцовской шапке он ушёл в школу.
- Он ловил неводом рыбу.
IV. Итог урока
слайд 13
– Какое произведение особенно запомнилось? Стало любимым?
V. Домашнее задание
С. 124 10, 11 подготовить рисунок к любой литературной сказке
Литература:
- Родная речь. 2 класс. Часть1. Составители: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: “Просвещение”, 2006
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. Авторы: С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова. М.: “ВАКО”, 2006.