Экономика в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Хотим мы это признавать или не хотим, но мы - дети административно - командной системы. Сейчас идёт процесс расширения сети возможных фирм, предприятий, ООО и т.д. Я считаю, что надежды отечественного бизнеса надо связывать не с теми, кому 10,20,30 лет, а с теми, кто ходит в детский сад, начальную школу. Если вспомнить, что формированию административно - командного мышления в школах нашего детства уделялось достаточно много внимания. Звёздочки, отряды, звенья и т.д. А что сегодня? Сегодняшним детям выпало нелёгкое испытание. Дети на каждом шагу встречаются с новыми словами, с новыми отношениями. Кем бы ни стали дети, где бы они ни жили (город, село), они сталкиваются с законами экономики. Если они будут их знать, понимать - это пойдёт им только на пользу. Они смогут строить свою жизнь интересно и разумно.

Сегодня в сложных условиях нашей страны, которая осваивает новые рыночные отношения, чрезмерно велика доля криминальной коммерции. Она приносит в нашу жизнь свои неписаные законы, свой язык - жаргон, свой “кодекс бесчестия”. Дети сталкиваются с негативной стороной экономики. В незрелом сознании ребёнка велика опасность замещения объективных экономических понятий правилами “чёрного рынка”, дикого предпринимательства.

Экономика - (с греч. дом, хозяйство, учение, закон) - термин, ввёл в научный оборот величайший мыслитель Древнего мира Аристотель. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей. Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечая их целям и устремлениям. Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего и распределять, обменивать, потреблять. Естественно, жизненный уровень людей в любой стране зависит от того, сколько благ создаётся в ней для каждого жителя. Человеческие запросы обгоняют производство и толкают его вперёд. Читая К.Маркса, мы видим, что он рассматривает рыночную экономику, как мощное средство накопления капитала и богатства. Однако он описывает этот процесс (том II “Капитал”) совсем не так, как Адам Смит (род. в Шотландии). Смит подчёркивает саморегулируемость процесса экономического роста, его равномерный ход. А Маркс утверждает, что процесс полон ловушек, кризисов, неполадок.

Многие экономисты не приемлют диагноза Маркса о том, что классовая борьба - вот великий двигатель перемен в обществе. Этот вопрос мы оставим экономистам, а сами ещё коснёмся другого вопроса. Другой важный элемент экономического ландшафта - семьи: чем нас могут интересовать семьи? Прежде всего, семья - это источник рабочей силы. И ещё мы получаем представление о картине богатства и бедности. Я буду описывать способ распределения доходов, как огромный пирог. Почему доход одного человека больше, чем другого? Экономисты объясняют это по-своему, народ - по-своему. Реформирование экономики в России сопровождается возникновением новых явлений, тенденций в сфере занятости. В любой стране найдутся те, кто не хочет, и не будет никогда работать, чью иждивенческую психологию никакими законами и приказами не изменить. Есть люди, которые оказались выбитыми из привычной среды: растерявшиеся перед наступающим рынком и его жестокими требованиями. Теперь понятно, что рынок - неэффективный инструмент обеспечения общества, даже очень богатых людей, теми товарами и услугами, на которых нет ярлычков с ценами: образование, здравоохранение, культура. Рыночное общество покупает эти товары, направляя на подобные нужды часть налоговых поступлений. Граждане, однако, часто воспринимают эти налоги, как насильственные поборы, в противоположность тому, что они покупают добровольно. Рыночное общество слишком обделяет образование, здравоохранение, муниципалитеты, поскольку нет средств.. Переход страны к рыночной экономике обострил проблему-безработицы. На первый взгляд ребенку младшего школьного возраста трудно осилить экономические понятия, но если использовать игровые ситуации, путешествия в удивительный мир, где правит царица “ Экономика”, он осилит. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовлетворение от самого учения. Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия и приглашение в удивительную страну, где хозяйка - царица Экономика.

Я считаю, что, начиная с 1 дня 1 класса нужно знакомить детей с новыми словами, с новыми простейшими профессиями, связанными с бизнесом, с экономикой, а главное, чтобы дети понимали, что деловому человеку мало быть целеустремлённым, честным. Порядочным, способным к общению с самыми разными людьми, ещё очень важно быть образованным. В первом классе читаем русские народные сказки (заметила, что с каждым годом дети хуже знают наши сказки). Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях (автор Т.А. Попова, О.И. Меньшикова 1993г., случайно попала ко мне в руки). Я рассказывала своей дочери, играла с ней, придумывала интересные сюжеты, иллюстрации про царицу Экономику, её помощников. Теперь многие вещи, о которых мы слышали в 1994 году, можно теперь, в 2009 году почувствовать “на ощупь”: пойти на собрание акционеров, купить собственный магазинчик, почувствовать себя собственником, хозяином, открыть своё дело. Ведь от этих маленьких несмышлёнышей зависит, какой будет Россия - богатой, сильной, или нищей, слабой. Учителю начальной школы самому надо разбираться в мудрёных, заморских словах - “инфляция”, “маркетинг”, “спонсор”, и т.д. и помочь детям больше узнавать про скучную экономику, про спрос и предложение, через увлекательную игру, зная, что, все игры имеют строгие правила, и ходы просчитываются наперёд. Не зная, не соблюдая правил, не умея предвидеть - успеха не жди.

Я 4 года работала над темой “Экономического мышление младших школьников” в классе коррекции. Работала над этой темой 4 года и в классе по традиционной программе. Образовательная программа “Школа 2100” даёт большие возможности для формирования экономического мышления младших школьников. Предлагаю детям проверить себя в тестах, поразгадывать тематические кроссворды, принять участие в бизнес - игре (4кл.), экономической викторине. Родители стали относиться с пониманием, т.к. являются акционерами (СУЭК), играют с нами на семейных экономических уроках. И я считаю, что эта тема является актуальной в наши дни. Сама информацию собираю по крупинкам, перерабатываю. Очень жаль, что мало печатается материалов для детей про рыночные отношения. В основном литература выходит для предпринимателей. Нам взрослым пора понять, что запад, про который нашему поколению твердили, что он “загнивает”, а мы, “впереди планеты всей”, показывает другое.

Очень трудно объяснить про экономику первокласснику. С первых дней мы с детьми решаем: “ В каких условиях, с какими партнёрами нам комфортно, с какой целью мы пришли в школу?” Придумываем правила делового человека.

День рабочий начинаем со слов:

  • Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться, Слушаем внимательно, Работаем старательно.
  • Стихи подбираем, переделываем. Придумываю много игр на уроках, переменах, в группе продленного дня.
  1. Какая денежная единица зашифрована?
  2. Как называется место, где хранятся деньги?
  3. Название, какой ценной бумаги зашифровано?
  4. Что покупаешь в магазине?
  5. Как называется потребность людей в том или ином товаре?
  6. Сумма денег, выдаваемая безработным?

Настольная игра на большом плакате в первом классе вначале требует присутствия учителя, а затем дети самостоятельно играют. Новые слова заучиваются детьми быстро и с удовольствием. По - моему, я правильно постаралась объяснить заграничные, а, в общем-то, обычные слова, которые льются на нас с экранов телевизоров. Урок риторики по теме: “Знакомые незнакомцы” III четверть 1 класс (стр. 27. Детская риторика Ладыженская Т.А.) показал, что дети любят играть в эту игру, т.к. они активно объяснили значение незнакомцев.

Игра “Маркетинг”.

В этой игре принимают участие группы детей и ведущий. Каждая группа выбирает менеджера (управляющего) 3 открытки (1-е пейзажем, 2- животные, 3- цветы.)

Менеджеры и ведущий выходят за дверь или в другую комнату. Ведущий показывает 1 менеджеру, например, 1 открытку, 2-2-ю, З-му-З-ю. Менеджеры, внимательно изучив изображение на своих открытках, входят туда, где группы детей. Каждый менеджер рассказывает 1-му игроку из своей группы, что изображено на открытке. Первый игрок передает эту информацию 2- му, 2- ой- 3-му и т.д. Последний игрок может устно передать информацию менеджеру или попробовать нарисовать эту открытку. Выигрывает та группа, у которой изображение на рисунке будет наиболее похожим на оригинал или информация устная будет тоже соответствовать информации, которую менеджер “доверил” первому игроку.

Зная, что маркетинг- это наука, изучающая спрос и предложение на товары, услуги, я на уроках трудового обучения, изобразительного искусства провожу игру. Играет весь класс.

Одна группа - рекламные агенты, другая - покупатели. Рекламные агенты за 5-10 минут на альбомном листе сделают рекламу тому или иному предмету и дают текст- рекламу. Каждый покупатель в это время готовит визитную карточку и на ней пишет свои данные. Когда рекламные агенты начинают предлагать рекламу предмету, покупатель, оценив ее, отдает свою визитку тому или иному агенту, чья реклама понравилась. Лучшим рекламным агентом считается тот, кто больше всех собрал визиток.

Изготовляя коробочки, кубы, мы тем самым изготовляем упаковку для сувениров, подарков. И здесь очень необходима реклама. В процессе игр я знакомлю детей, как в жизни формируется спрос, предложение. И почему важно знать, сколько и какого товара нужно больше произвести. Как эффективно использовать время, бросовой материал. Например, предлагаю такие задания. Закройщик, выкраивая платье или другое изделие, всегда старается потратить как можно меньше ткани. Сделать отходы производства минимальными - главная цель производителей любой продукции. Попробуй из листа бумаги размером 20 на 20 вырезать как можно больше треугольников, ромбов, прямоугольников и других фигур. Используем бросовой материал (обрезки, газеты и т.д.).

Затем с детьми выводим алгоритм:

  1. Изготовить шаблоны каждой фигуры, положить на квадрат, обрисовать и вырезать.
  2. Начертить фигуры на квадрате, вырезать. Дети предлагают свои способы, позволяющие быстро, экономно, качественно выполнить задание.

В 4 классе дети свободно владеют экономическими понятиями, понимают, что в фирме, в обществе с ограниченной ответственностью и т.д. всегда ладится работа. Бывает, что люди ссорятся, но общее дело требует принятия компромиссного решения. Коллектив должен работать дружно, нужно пойти друг другу на уступки и решить все проблемы. Мы уже не играем, а живем своим коллективом в новых экономических условиях. Проводим и с родителями совместные уроки, называя семейные уроки, где присутствуют бабушки, дедушки, мамы, папы. Наблюдая за детьми в 5-6-7-8 кл. и т.д. делаю вывод, что детям наши уроки очень помогают в будущем. В 8 А классе (училось 27 человек, прибывшие чувствуют себя комфортно.) Нет группировок, склок, унижений. Ребята “болеют” друг за друга, советуются со мной, поддерживают тех, кому тяжело с учебой.

Фрагмент семейного урока:

1. Школьник, школьник,
Что так рано
Ты пришел сегодня в класс?
Ты всегда приходишь в 8,
А сейчас 10-й час?

Обсуждаем, почему нужно приходить вовремя, без опозданий. Родители приводят примеры, дети свои прогнозы. Затем вывод делают дети.

2. Учим родителей решать задачи.

1) Два мальчика разбили 8 стекол, первый- 3, а сколько разбил другой?

Текст можно усложнить: Два мальчика разбили 8 стекол, один-3, сколько разбил другой? Сколько денег потратят родители, чтобы вставить стекла, если 1стекло стоит --- у. е.?

2). Коля забыл дома деньги, а так хотелось купить мороженое. Он одолжил у Толи 4 рубля. Завтра Коля должен Толе еще 2 %. Сколько денег должен вернуть Коля?

(Дети решают, доказывают.) Звучит вопрос: “ Есть ли цена у дружбы?”

Очень часто задаю ребятам вопрос: “Есть ли цена у времени, у здоровья?”

3). Мама обещала купить дочери куклу, если дочь закончит четверть на 4 и 5. Кукла куплена. Мать верит дочери. Но, а, как бы Вы, родители, поступили? Как называется заранее отданный подарок? (кредит)

4). Вспомним “Морозко”. Ленивая, радивая. Кто из героев: дочь старика или дочь старухи станет безработной? Что нужно сейчас делать детям, чтобы не стать безработным?

Перед родителями разыгрываем сцены:

1. Сын: “Папа, ты помнишь, что обещал мне 50 руб., если я перейду в....кл?”

Папа: “Да, сынок, помню!”

Сын: “Папа поздравляю тебя, ты сэкономил деньги!”

“Желание работать усердно, настойчиво и целеустремленно - вот непременные черты большинства людей, добившихся успеха”,- так пишет американский миллионер Харри Роузер. Я часто рассказываю детям о богатых людях мира (использую энциклопедии, и др. литературу) о том, что ни у одного путь не был усеян розами. Эти люди не бояться спрашивать, искать, добиваться успеха.

Волк услышал, что “собирают анализы”, “лихорадит”, “доктор”. Решил тоже принять участие, собрал анализы и ждет. Дети “помогают” Волку - выполняют задания.

Лиса Хитроумовна занимается бартером. Выполняя задания лисы (хитроумные задачи), дети повторяют русские народные сказки: “Лисичка со скалочкой”, “Волк и Лиса” и др. и рассуждают, знакомятся с новыми экономическими понятиями.

Лиса и Волк играют в игру “Кто хочет стать богатым?”. Им предлагают вопросы:

1. Как можно назвать Лису и Волка в сказке “Лиса и Волк”

а) друзья
б) партнеры
в) враги
г) акционеры

2. Кем притворялся Карабас Барабас, когда дал Буратино 5 золотых монет?

а) спонсор
б) инвестор
в) менеджер
г),поставщик

3. В сказке “Приключения Буратино” Дуремар ловил и продавал в аптеке пиявок, как его можно назвать?

а) спонсор
б) инвестор
в) поставщик
г) предприниматель

4. Помните, как Буратино на Поле чудес в Стране дураков ждал, когда у него вырастет из 5 монет дерево с целой кучей денег? А куда Буратино должен был положить свои денежки, чтоб они выросли?

а) земля- почва
б) банка
в) банк
г) сумка

Итак, сколько сказок, сколько героев, столько и вопросов, столько и сюжетов можно задумать.

Главное не заиграться. Продумывать задачи урока, выводы, чтобы, материал по экономике сливался в единое целое с основным материалом. На любом уроке можно использовать экономические понятия, приучить детей добывать самостоятельно информацию (т.е. читать, искать, объяснять) работать творчески, работать над собой, помогать своему партнеру. Часто использую групповые, парные формы работы.

Жизнь не стоит на месте. Многие семьи имеют компьютеры, дети свободно с машиной на “ты”.

Поговаривают, что, будто злые духи, заимели власть над царицей Экономикой. Самая страшная колдунья Инфляция заколдовала все деньги в государстве, помощников чем-то опоила.

Кто поможет? Экономика издала указ: “ Кто из ребят найдет в себе силы и поможет ей и жителям Большой земли?”

Фрагмент урока” Прекрасное рядом с тобой”2класс “Школа2100” октябрь

Тема: “Возвышающее искусство”

Вспомните, с какими зданиями вы познакомились на первом уроке?

(рассуждения строятся с опорой на репродукции)

Можно ли эти здания назвать прекрасными?

Здания должны быть прочными, удобными, красивыми. Вы - предприниматели. Вам

необходимо произвести не только качественное строительство здания, но и сделать как можно быстрее, чтобы опередить своих конкурентов. Разработайте свой бизнес-план.

Используя бумагу, фольгу, лоскут, изготовьте аппликацию-коллаж - “Здание”

Программа “Школа России”. Плешаков А.А.”Мир вокруг нас”.

Что такое экономика? (страница 100) – отведено 1 урок.

Как учителю доступно объяснить за столь короткое время то, что многие взрослые-то не могут понять? А ведь экономика для детей – это осмысление жизненных ситуаций и поэтому я перед собой и ставлю задачи:

  1. С помощью изучения экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения.
  2. Развивать экономическое мышление, эмоционально- волевую сферу, формировать нравственные качества.

Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономически грамотные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь. Для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы “готовность к нововведениям”, к совместной работе.

 Математика. 1 класс

Тема: “Сложение и вычитание в пределах 10”.

Цели: Закреплять знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10, продолжить формировать умение решать задачи, развивать навыки счета, логическое мышление, внимание, речь, воспитывать качества делового партнера.

Учебные материалы: Иллюстрации ярмарки, Муравья, Стрекозы, Мухи, посуда(с росписью Хохломы, Гжели), матрешки, монеты, шары, музыкальный ряд, ауди.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель (На фоне песни “Это ярмарки краски…”). Добрый день гости званые, желанные. Собрались мы на ярмарку, на веселую. На людей посмотрим и себя покажем. Чтобы не потеряться, нужно посчитаться.

  1. Счет двойками.
  2. Посмотрим на часы: 10 часов, через 45минут вернемся. Какое время будут показывать часы? (Ответы детей)

2. На доске иллюстрации ярмарки

Учитель. Ну и товар! И этот хорош! И другой хорош! Выбирай который хошь! Народные умельцы привезли свой товар. (Посуда из Хохломы, Гжели)

Иллюстрация нарядной Мухи.

О! Кого мы видим!
Муха, муха-цокотуха!
Позолоченное брюхо!
Она по ярмарке пошла
И 5 у.е. нашла!
Вот какая внимательная!

1) Чистописание.

По дорожке мы пойдем и мухину монетку понесем. (запись в тетрадях 5 5 5 5 5)

2) Муха 5у.е. нашла. Самовар стоит 3 у.е. Сколько сдачи получит она?

(Ученик ведет класс – комментирует.)

3) Синее небо, словно в апреле. Вы, увидите на этой Гжели!

Муха пригласила на чай 3 букашек, 2 тараканов, 4 жуков. Сколько гостей она пригласила?

Ученик комментирует решение.

4) Устно (показываю пакетик заварки)

Пакетик заварки для одной чашки чая стоит 2 у.е. Хватит Мухе Денег?

Физкультминутка (танцуем все) Звучит “Мани-мани”

5) Шары

Учитель. А вот мячи и шары! Все для детворы! Потрудимся и мы! Обменяем на бартер шары на знания свои.(К нитке привязан листок )

2 + 5
10 – 4
3 + 6
10 – 6
7 – 4
9 – 5
8 + 2
7 + 3
8 – 6
6 + 4
6 – 5
8 – 5

Ученик. Первое слагаемое-2, второе слагаемое-5, сумма равна-7

(За правильный ответ получают шар.)

Иллюстрация нарядной Стрекозы

Учитель.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима уже пришла.
Злой тоской удручена,
К Муравью пришла она:
“Накорми и обогрей,
Хоть до теплых только дней”.

Муравей. Кумушка, мне странно это? Где работала, ты летом?

(Диалог Муравья и Стрекозы записан на ауди.)

– Поможем выполнить задания Стрекозе:

  1. Ты, да, я, да мы с тобой. Сколько нас будет питаться зимой?
  2. Сколько ушей у 3-х мышей?

Учитель. Ни трудиться, ни учиться нет желания у Стрекозы. Вот и будет злиться, завидовать. А ведь желание трудиться усердно, дружно - вот первый шаг к успехам!

Муравей решил и нас проверить.

В одном кошельке у него 10 рублей, в другом столько, сколько в первом, в третьем столько, сколько в первом и во втором вместе. Поставь вопрос и реши задачу.

Толя решил купить на ярмарке шарик, а денег нет. Занял у друга 5рублей. А отдать надо завтра на 2 рубля больше. Сколько нужно отдать?

Правильно поступил друг, требуя проценты? Есть ли цена у дружбы?

Учитель. Ой! Что мы видим на ярмарке? Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Деревянные матрешки с заданиями)

Прочти те числовые выражения, ответы которых равны 10

Учитель. Вот и пришло время прощаться. Гости и царица Экономика увидели, что вы усвоили материал по теме. Благодарим за желание трудиться, помогать другим. С такими смекалистыми, трудолюбивыми, старательными в ее кошельке зазвенит веселая копейка, которая и рубль сбережет.