Цель: Проверка практических навыков и умений:
- умений и навыков решения систем уравнений различными способами: способом подстановки, способом сложения, графическим способом.
- умений и навыков при решении задач составлением систем уравнений.
Форма урока: Математическое путешествие в Страну уравнений и систем уравнений.
Наглядность: карта путешествия, карточки к каждому этапу путешествия.
План путешествия:
|
Ход урока
1. Вводное слово учителяУчитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в огромную страну уравнений и систем уравнений. В этом нам поможет карта этого путешествия. Как и в любом путешествии, нам будут встречаться трудности, мы будем преодолевать препятствия, могут быть небольшие разочарования и неудачи и, конечно, радость побед. Сегодня вы должны преодолеть все препятствия и добраться до Бухты Дружбы.
Путешествовать вы будете двумя командами. У каждой команды есть командир и консультант. Каждая команда ведёт дневник путешествия. В этот дневник командир за каждый этап путешествия выставляет от 1 до 5 баллов за участие каждому члену команды. В конце путешествия в графу “дополнительная оценка” ставится от 1 до 5 баллов особо активным, тем, кто приходил на помощь членам команды во время путешествия.
1. Пустыня разочарований.
И так перед вами Пустыня Разочарований. Чтобы преодолеть её, каждой команде необходимо прочитать мои мысли, чтобы не осталось ни капли разочарований и сомнения в ваших знаниях ни у меня, ни у вас.
От каждой команды по одному человеку работают на закрытых досках, остальные в командах самостоятельно. Затем проводится взаимопроверка:
- 6 верных ответов – “5 баллов”
- 5 верных ответов – “4 балла”
- 4 верных ответа – “3 балла”
- 3 верных ответов – “2 балла”
- 2 верных ответов – “1 балл”
Математический диктант
а) Используя теорему Виета и следствие из неё, я нашла корни уравнения
х2 + 13х + 40 = 0 .
Это … и …
б) Уравнение 5х6 + 6х4 + х2 + 4 = 0 не имеет корней, так как многочлен, стоящий в левой части принимает только ….. значение.
в) Уравнение
х (х – 2)(х + 3) = 15 имеет степень …
г) Графиком функции
ху = 4 является …
д) Пара чисел (1;0) …. решением уравнения
х2 + у = 1.
е) Решением системы уравнений | х2 + у = 0 х – у = 0 |
являются пары чисел ... |
Ответы:
а) 5 и 8
б) положительное
в) 3
г) гипербола
д) является
е) (0;0), (-1;-1)
2. Впадина невезения
И так вы достойно преодолели Пустыню Разочарования, и сразу перед вами следующее испытание. Вы попали во Впадину Невезения. Каждая команда должна выбраться из этой впадины. А для этого вы должны найти ошибку в решении системы уравнений, которую я допустила. Если повезёт вам, то вы найдёте её и исправите. Решение системы записано на доске. Кроме этого у каждой команды есть это решение. Все члены команды выполняют это задание. Консультанты в командах консультируют тех, кому сложно выполнить это задание. После решения на доске подчёркивается ошибка каждой командой.
Для первой команды
х2 – у = – 2 4х + у = 2
Неправильно Правильно х2 + 4х = – 4;
х2 + 4х+ 4 = 0;
(х+2)2 = 0;
х + 2 = 0;
х = – 2;
4-у = – 2, у=6;Ответ: (2;6)
х2 + 4х = 0;
х1 = 0, х2 = – 4;
у1 = 2, у2 = 18;Ответ: (0;2), (-4;18)
Для второй команды
6х – у = – 10 х2 + у = 10
Неправильно Правильно х2 + 6х = 0,4;
х (х+6) = 0,4;
х = – 6;
у = – 26;Ответ: (-6;-26)
х2+ 6х = 0;
х(х+6) = 0;
х1 = 0, х2= – 6;
у1 = 10, у2 = – 26;Ответ: (0;-6) , (-6;-26)
3. Кратер Непредсказуемости
И не менее сложное испытание перед вами – Кратер Непредсказуемости. Моё задание – решить задачу с помощью системы уравнений. Если у членов команды возникнут вопросы, то в качестве помощи – работа одного из членов соответствующей команды около доски. А кто это будет? Непредсказуемо. Работает около доски тот, кто вытащит жребий.
(Задачи подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовленности класса.)
4. Море Радости
Очередное испытание позади. Перед нами Море Радости. Пока мы будем плыть до Бухты Дружбы, я с удовольствием и радостью задам вам вопрос, на который вы ответите, решив следующие системы уравнений. Дав верный ответ, вы ощутите радость победы.
Команда I
х2 + у2 = 20 х – у = 6;
Ответ: (2; -4), (4; -2)
Команда II
4х – у = 0 х2 + у2 =17;
Ответ: (-1;-4), (1; 4)
х – Название оперетты | у – Композитор |
2 Сильва 4 Летучая мышь 1 Цыганская любовь – 1 Принцесса цирка |
– 4 Имре Кальман 4 Ференц Легар – 2 Иоган Штраус |
Австрийский композитор Иоган Штраус написал 16 оперетт и наиболее известной является “Летучая мышь”.
“Цыганская любовь” – это оперетта создана венгерским композитором Ференцем
Легаром.
Оперетты Имре Кальмана “Сильва”, “Принцесса цирка” включаются в репертуары музыкальных театров.
5. Бухта Дружбы
Путешествие проходит удачно. Здесь в Бухте Дружбы мы проведём математический футбол. Я предлагаю вам решить графически следующую систему уравнений
х2 + у2 = 25 2х + у = 10;
Один из учащихся первой команды задаёт вопрос любому члену другой команды (пасует). Если этот учащийся не знает ответа, то он передаёт вопрос ( пасует) любому члену своей команды. После правильного ответа этот ученик передаёт пас другой команде и т. д.
Примерные вопросы:
- Какую линию задаёт первое уравнение?
- Назовите координаты центра данной окружности.
- Назовите радиус данной окружности.
- Что является графиком уравнения 2х + у = 10.
- Выразите у через х.
- Назовите координаты двух точек данной прямой.
- Постройте окружность в прямоугольной системе координат.
- Постройте прямую в прямоугольной системе координат.
- Найдите точки пересечения данных графиков.
- Назовите решение данной системы.
Наше путешествие закончилось. Я капитанов прошу сдать отчёты о путешествии.
№ п/п | Фамилия, имя | Оценки за задание | Дополнительная оценка | Всего баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |