Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
Учитель:
Осени привет
Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.(Тамара Маршалова)
– Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте предложения.
Ветер срывал листья и кружил их.
Ветер срывал листья, кружил их.
– Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)
– Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с употреблением однородных членов в речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 86, с. 45, Т.Г.Рамзаева. 4 класс)
– Найди предложение однородными членами.
– Какие члены предложения называются однокоренными?
– Как связаны между собой однородные члены предложения? Слайд 1. См. Приложение 1.
– Наверное, этот случай произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.
– Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?
– Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..
III. Чистописание
– Как мы передаём звуки на письме? (Буквами.)
– Расскажите, что вы знаете о данных буквах?
– И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?
Ос…нь – запасиха, з…ма – подбериха.
– Что это?
– Как вы понимаете смысл данной пословицы?
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
– Какие буквы вставили, почему?
– Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу.
(Один ученик у доски.)
– Какие слова называются однокоренные?
– При помощи чего образуются однокоренные слова?
IV. Работа над словарными словами
1. Работа со словарными словами (повторение)
– В пословице сказано “осень – запасиха”, давайте, запишем, какие овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.
– Огородное растение: томат (помидор)
– Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)
– Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец)
– Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста)
– Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь)
– Прочитай …., какие слова ты записал.
– Как одним словом можно их назвать? (овощи)
– Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.
– Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
V. Работа по теме урока
2. Составление предложений с однородными членами предложения
– Используя слова, которые вы сейчас записали, составьте и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово, к которому они относятся.
– Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)
– Какими членами предложения могут быть ещё однородные?
– Составьте схему своего предложения (один у доски)
– Задайте вопрос по сегодняшней теме …..
– Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку
V. Физкультминутка
(В руках у детей осенние листья.) Слайд 2.
Листопад, листопад
Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)
Озорные там и тут
Листья дворники метет
А они опять летят (листья полетели)
Ох, уж этот листопад (слова учителя)
VI. Закрепление пройденного материала
1. Составление предложений по схеме
– Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме Слайд 3. – 1-й вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).
– Разберите свои предложения по членам и частям речи.
– Только листья сменили цвет и кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?
2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте текст. Слайд 4.
а) Дифференцированный подход
Журавли кричат тревожно. Журавли кричат
тоскливо.
Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по
ночам.
Осень раздевает лес. Осень студит воду.
Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по
небу облака.
б) С.46, упр.87*
VII. Поверочная работа (карточки с тестом)
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенными членами.
3. Как связаны между собой однородные члены предложения?
1) интонацией перечисления;
2) союзами;
3) предлогами.
4.Найди предложение с однородными членами.
1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.
VIII. Итог урока
– А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и напишите небольшой рассказ с однородными членами. Слайд 5
Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .
Ваше отношение.
IX. Домашние задание (по выбору)
С. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ “Дары природы” с однородными членами предложения.