Коррекция дисграфии

Разделы: Начальная школа


Предлагаю вашему вниманию материал, в котором используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма. Данные упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма.

Основная Задача упражнений – активизация природной грамотности ребёнка, улучшение качества и скорости чтении вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.

Знание словарных слов в программе начальной школы (учебник Т.Г.Рамзаева) является обязательным. Слов много, сил у ребёнка мало.

Особая методика чтения, многократное повторение изучаемою материала в разнообразных формах и его идентификация, самостоятельная работа по проверке, мощная игровая и эмоциональная составляющая – всё это даёт возможность сформировать у ребёнка образ правильного слова, что позволит в дальнейшем не только увидеть, но и исправить допущенные ошибки. При этом увеличивается скорость чтения вслух, развивается способность к буквенному анализу слова, улучшается моторная и зрительная память.

Главный итог разработанных игр – быстрое и лёгкое формирование устойчивых навыков чтения, письма и счёта, так как подобные игры активизируют умственную деятельность в целом.

Описание методики

Работа с основными разделами

Данный вид методики был разработан мной на основе комплекта "Учение без мучения” Г.М.Зегебарта, включает в себя практические материалы для работы с учениками начальной школы (1–4 классы) по учебнику Т.Г.Рамзаевой, которые сгруппированы по следующим разделам:

  1. Основа (словарные слова)
  2. Угадайка
  3. Исправления
  4. Прятки
  5. Поля слов

Раздел “Основа” – это тот самый стержень, на который нанизываются все последующие игры и упражнения. В колонке “Верно” представлены слова, рекомендованные Министерством образования РФ для изучения в 1–4 классах. Орфограммы выделены жирным шрифтом заглавными буквами.

Этапы работы раздела “Основа”

Первый этап

1. Научитесь произносить только гласные, а затем и согласные звуки при одновременном перекладывании из руки и руку и последующем сжатии мягкого резинового мячика (8–12 см в диаметре, можно и резинового, но не теннисного – он слишком жесткий). Мяч должен удобно ложиться в ладонь, не выпадать из неё при быстром перекладывании. Не следует использовать плоские кистевые эспандеры, так как они не обеспечивают должной нагрузки на нужные пальцы. Мячик можно заменить мягкой игрушкой с гранулированным наполнителем.

Смысл этого упражнения – в синхронизации работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца – пальцев, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыка быстрого чтения, но “отдыхающих” в обычной жизни. Именно поэтому оно помогает при обучении чтению, как на начальных этапах, так и позже, при необходимости увеличения скорости чтения: каждый слог, каждое слияние – синхронизация и активизация.

Предлагаемое упражнение полезно не только при работе со словарными словами, но и при разучивании стихов и песенок – сам ритм образования рифм и естественное при пении деление слова на слоги.

2. Научитесь фиксировать орфограммы голосом растягивать выделенные гласные и очень внятно произносить согласные звуки. Именно звуки, а не буквы. Для этого выберите любое слово из предлагаемых, например, мАлина. Произнесите только согласные звуки. Должно прозвучать м-л-н, но, ни в коем случае не мэ-лэ-нэ и не ам-эл-эн. Тем самым вы начали формирование образа правильного слова. Пока что только голосом.

В слове стрЕкОза согласные звуки прозвучат так: с-т-р-к-з. Для того чтобы выделить орфограмму голосом в слове чесТный, произнесите его так: чес-т-ный (т. но не тэ). Выделить голосом гласные значительно проще – гласный звук следует всею лишь растянуть. Поэтому, выделяя орфограммы, представленные словарные слова следует произнести так: ма-а-а – лина; стре-е-е – ко-о-за.

3. Научитесь, фиксируя орфограммы голосом, одновременно выделять их графически (назовём это игрой “Метки”). Такой приём облегчит запоминание графического образа слова за счет присоединения к голосу движения руки..

4. Теперь сыграйте в игру – “Место”, попросив кого-нибудь помочь вам. Вы будете отвечать на вопросы партнера о местоположении того или иного звука в слове. На начальном этапе, глядя на слово (возьмем для примера слово стрЕкОза, в котором две орфограммы), ответьте на вопросы:

– Четвёртый звук?
– Е!
– Звук после К?
– О!
– Последний звук?
– А!

Попробуйте отвечать на вопросы партнёра, не глядя на слово. Усложните упражнение за счет многократного повторения “тонкие” мест слова, не глядя на него. Таким образом, вы проверяете степень закрепления образа правильного слова в памяти.

Второй этап – работа с колонкой “Вставь букву”.

Прежде чем начать работу с колонкой “Вставь букву”, закройте первую колонку (“Верно”) ЛИСТОМ бумаги. Причём договоритесь с учащимся заранее, чтобы на место пропущенных букв он вставлял заглавные печатные (а не малые прописные) буквы: мАшИна. Это избавит его и вас от путаницы при последующем контроле.

Проверка ребёнком результатов работы. Откроите колонку “Верно”. Предложите ребёнку самостоятельно проверить правильность вставленных им букв, сравнив свои варианты с соответствующими словами из колонки,

Третий этан – работа с колонкой “Найди ошибку-1”, “Найди ошибку-2”.

Шаг 1 . Основная работа

Закройте листом колонки – “Верно” и “Вставь букву”. Предложите ребёнку исправить ошибки, умышленно допущенные в колонке “Найди ошибку”.

Шаг 2. Самостоятельная проверка результатов

После этого можно открыть все колонки и предложить ребёнку самостоятельно проверить правильность выполнения задания, сравнив получившиеся слова со словами из колонки “Верно”.

СЛОВАРЬ (1–2 класс) См. в Приложении 1.

Раздел “Угадайка”

Основной задачей работы с этим разделом является повышение скорости чтения. Для начала предлагаю ребёнку правильно прочесть столь необычную для него форму слова. А теперь прошу угадать слово. Именно способность восстанавливать слово целиком по нескольким напечатанным буквам является одним из важнейших условий повышения скорости чтения.

Если и это не поможет, выполняют следующее упражнение. Показываю ребёнку верно написанное слово в “Основе”. Для удобства, слова в “Угадайка” представлены в соответствии со страницами “Основы”, но порядок их расположения иной. И это не случайно. Осуществляя проверку заданий, ребёнок ищет нужное слово в колонке “Верно”, попутно многократно читая другие верно написанные слона. В дальнейшем это повысит скорость чтения и грамотность.

с…бака, яг…да, су…ота, н…род, р…бота, р…бочий, с…поги, т…традь, д…журный, п…суда, в…робей, ур…жай, с…рока, к…рандаш, в…рона, р…бята, м…дведь, вес…ло, л…пата, к…ньки, гор…д, …зык, уч…ник, м…роз, л…сица, …дежда, м…локо, дев…чка, быстр…, кла…, ру…кий, здра…ствуй. вет…р, к…рова, М…сква, скор…, х…рошо, к…пуста, м…шина, м…дведица, п…льто, ф…милия, Род…на, п…нал, п…тух, спасиб…, пл…ток, т…варищ, мальч…к, вдру…, в…круг. т…релка, ст…кан, к…стрюля, с…лдат, с...кунда, л…гушка, м…нета

Раздел “Исправления”

Этот раздел предполагает исправление ошибок в словарных словах. Перед ребенком располагаются листы со словами, написанными с ошибками (непроверяемые и проверяемые).

дижурный, пасуда, варабей, уражай, сарока, корандаш, варона, рибята. сабака, ягада, субота, норот, робота, робочий, сопаги, титрадь, мидветь, девачка, быстра, клас, руский, здраствуй. ветир, карова, Масква, скора, весило, лапата, каньки, горат, езык, учиник, марос, плоток, таварищ, мальчек, вдрук, вакруг, лесица, адежда, малоко харошо, копуста, мошина, мидведица, польто, фомилия, Родена, торелка, стокан, кострюля, салдат, сикунда, лигушка, манета, пинал, питух, спасиба

Раздел “Прятки”

Основной задачей этого раздела является расширение возможностей ребенка за счёт того, что он учится воспринимать всё слово целиком, а не отдельные слоги. Игры такого рода повышают скорость чтения вслух,

Предлагая ребенку поиграть в “Прятки”, заранее отметьте ту строку, до которой ему следует осуществлять поиск. Ленты словарных слов включают некоторое количество “ловушек” – слова, где умышленно допущены орфографические ошибки. Сама по себе ошибка существенно искажает графический образ слова. Дети учатся замечать такие слова, при этом у них вырабатывается чувствительность к любым искажениям подобного рода. А это, в свою очередь, повышает грамотность.

Обратите особое внимание на собственно процесс выделения слов. Должны быть зафиксированы начало и конец слова. Именно так: начало и конец. Это очень важный момент, который позволит в дальнейшем избежать пропусков при списывании и “проглатывания” целых слогов при чтении вслух. Поэтому, начиная играть в “Прятки”, объясните Ребёнку, что ему надо карандашом обвести слово в рамку, точно фиксируя его начало и конец.

рпдгорьособакаащшягодасиупорсубботауымнародпррржработая
вцрабочийосапогитьсчтетрадььсрныеаддежурныйарапосудааол
воробейтчифурожайоыдсорокатакарандашлворонартвтребятауру
медведьсьсвеселооцрлопатапконькипугородлдурязыклрученикьси
морозуцплисицаичлодеждапоамолокоырвппдевочкапавбыстрое
ууклассуккрусскийнепздравствуйравветердеукоровапарМосква
ауоскоропупнхорошогкгккапустаоккамашинакцолмедведицалкпальторпр
фамилияордРодинапврпеналавупетухпугоспасиборканплатокауц
товарищпувмальчикеувдругвавокругеутарелкпстаканнаакастрюля
гнусолдатрувсекундарылягушкапывппагомонета.

Раздел “Поля слов”

Раздел “Поля слов” – отделяем слова друг от друга, основной задачей которого является активизация работы коры головного мозга, приводящая к существенному улучшению памяти и внимания ребёнка. Кроме того, подобная игра позволяет увеличить скорость чтения и повысить грамотность за счёт запоминания и узнавания графического образа слова. Поэтому играйте каждый день, хотя бы по 2 минуты.

собакаягодасубботанародработарабочийсапогитетрадь
дежурныйпосудаворобейурожайсорокакарандашворона
ребятамедведьвеселолопатаконькигородязыкученикмороз
лисицаодеждамолокодевочкабыстроклассрусскийздравствуй
ветеркороваМоскваскорохорошокапустамашинамедведица
пальтофамилияРодинапеналпетухспасибоплатоктоварищ
мальчиквдругвокругтарелкастаканкастрюлясолдатсекундалягушкамонета.

Информационные потоки, даже и в рамках обычных школьных программ, весьма велики, а времени на их обработку, как правило, не хватает. Упражнения подобного рода повышают скорость и соответственно сокращают время усвоения любой информации, и потому они более чем полезны.