Цель: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа, познакомить с географическим положением субтропической зоны, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Задачи:
- развитие умения работать с картой, гербарием;
- совершенствование речи, умения наблюдать;
- развитие умения работать в группе.
Мультимедиа компонент: 1) презентация PowerPoint, 2) электронный дидактический материал средствами текстового процессора МS WORD “Удивительные растения”(с использованием метода перетаскивания объектов), 3) электронный дидактический материал средствами текстового процессора МS WORD “Кроссворд” (узнай растения и животные Черноморской зоны по картинке и впечатай в клетки слова).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
Учитель: Дорогие юные исследователи! Мы продолжаем знакомиться с природными зонами России.
Предлагаю сегодня отправиться туда,
Где много солнца и морская вода.
Субтропики раскроют тайны нам,
Узнаем, что за животные обитают там,
Какие растения здесь растут,
И почему субтропиками эту зону зовут?
(Слайд 1, Приложение 1)
3. Актуализация знаний
Обратимся к помощнице-карте. Она расскажет нам, что эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В переводе с латинского языка “суб” означает “под”, “субтропическая” означает “расположенная под тропиками”, т.е вблизи тропической зоны. А тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы “заглядывает” и дарит настоящее чудо южной природы.
Давайте попытаемся раскрыть секрет удивительного климата и природы этой зоны (слайд 2).
Представьте, что вы на пляже. Когда вода теплее –днём или вечером?(вечером, потому что вода медленно нагревается и медленно остывает)
В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем?(в умеренном поясе, но ещё ближе к Северному тропику, значит солнце посылает сюда почти прямые лучи).Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух.
К каким горам по высоте относят Кавказские горы?(высокие) (Слайд 3)
Т.е. они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
Сделайте вывод: в чём секрет удивительного климата и природы этой зоны? (Слайд 4)
А вот как сказываются такие климатические условия на растительном и животном мире этой зоны, расскажите вы, юные ботаники, зоологи, экологи, поработав в группах.(по 5 человек)
4. Открытие новых знаний
Работа в группах.
Ботаники 1 (энциклопедия “Я познаю
мир. Растения”, “Зелёные страницы”) Карточка-помощница: 1. Какие широколиственные деревья благоприятно растут в данной зоне? 2. Какие красивые деревья привезены из тёплых стран? |
Зоологи 1 (энциклопедия “Я познаю
мир. Животные”, справочный материал
(распечатанный) Карточка-помощница: 1. Какие крупные животные, птицы являются обитателями зоны субтропиков? 2. Перечислите удивительных и неповторимых морских обитателей |
Экологи 1 (учебник с136-138) Карточка-помощница 1. Чем является для человека Черноморское побережье? 2. Экологические проблемы |
Ботаники 2 (домашние сообщения) 1. Фото загадки об удивительных растениях Черноморского побережья Кавказа |
Зоологи 2 (домашние сообщения) 1. Неповторимые насекомые Черноморской зоны |
Экологи 2 1. Растения и животные, занесённые в Красную книгу |
5. Систематизация полученных знаний
(примерные выступления)Выступление ботаников 1 (рассматривание гербария)
Благоприятные условия –тепло и влага– дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям. Это дуб, бук, каштан. Бук достигает высоты 25-40м, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды-орехи, но их нельзя есть. Бук живёт до 500 лет (слайд 5–6) Каштан –дерево долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья с острыми зубчиками. Плоды-орехи можно употреблять в пищу. Растения, привезённые из разных теплых стран: кипарисы, пальмы (слайд 7).
Можно ещё добавить о растущих виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая. Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения
Выступление ботаников 2(домашние фото-загадки и сообщения)
– магнолия (слайд 8)
– грецкий орех (слайд 9–10)
– фруктовые деревья (абрикос, персик, инжир) (слайд 11–15)
Проверим себя: расставь картинки в нужные клетки (с использованием метода перетаскивания объектов) электронный дидактический материал “Удивительные растения” (Приложение 2)
Выступление зоологов 1 (по ходу выступления зоологов обучающиеся заполняют таблицу в печатной тетради “Животные Черноморского побережья Кавказа”
Обитатели суши | Обитатели суши, добывающие пищу в море | Обитатели моря |
Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. В лесах обитают медведи, косули, кабаны, есть барсы, шакалы. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы(слайд 16). Они кормятся рыбой. Баклан – хитрая, умная и очень прожорливая морская птица. Бакланы с трудом ходят по земле, но зато ловко лазают по деревьям, отлично летают и плавают. Они могут длительное время находиться под водой. Даже когда баклан сыт, он всё равно продолжает охотиться. Его глотка позволяет заглатывать очень больших рыб.
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины (слайд 17). Морские коньки -это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зелёную –позеленеет. Морская игла-это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и игла, а уколоть никого не может – мягкая. Дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. (слайд 18) Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Их блестящие тела идеально обтекаемой формы. Дельфины могут плавать со скоростью 45–50 км/ч. Дельфины питаются крупной и мелкой рыбой, моллюсками. Эти животные хорошо поддаются дрессировке, так как они сообразительнее собак и обезьян.
Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Выступление зоологов 2 (домашние сообщения)
- цикада (Слайд 19)
- богомол (Слайд 20)
- жужелица кавказская (Слайд 21)
Выступление экологов 1
Берег Чёрного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России (слайд 22) Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустарников, обрывает цветы, ловит жучков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди вместо того, чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца. А ведь в память о поездке можно приобрести сувениры и открытки или просто сфотографироваться.
Выступление экологов 2
В Красную книгу внесены редкие растения этих мест: (слайд 23)
Иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный. В районе Сочи есть уникальная тисо-самшитовая роща, которая находится под особой охраной. На страницы Красной книги попали некоторые животные, например дельфин черноморская афалина, жужелица кавказская. Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан Сочинский национальный парк. Он включает город-курорт Сочи и его окрестности, в основном горные леса.
6. Закрепление пройденного материала
– Наше путешествие подходит к концу. В заключение я проверю, насколько вы были внимательны и наблюдательны.
Видео-кроссворд (узнай растения и животные черноморской зоны и впечатай в клетки слова) электронный дидактический материал “Кроссворд” (по 1 чел 10 слов) (Приложение 3)
При правильном заполнении слов по горизонтали – по вертикали появляется слово “СУБТРОПИКИ” (обучающиеся дают своими словами определение этого слова).
Что вы расскажете друзьям о субтропиках России? (выслушиваются рассказы детей)
Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа? (Бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор.)
7. Рефлексия деятельности на уроке
Чем вам понравился урок?
Кому интересно было работать в группе?
Что оказалось самым сложным?
На нашем морском солнышке лучиком определённой длины покажите своё впечатление от урока (дети берут лучик и прикрепляют к солнцу на доске).
8. Домашнее задание
- Учебник, стр. 132-140 пересказать и ответить на вопросы;
- рабочая тетрадь на печатной основе, стр. 41-43 (составь цепь питания);
- представить фото из семейного альбома с рассказом “Удивительный фото-факт” (для тех, кто отдыхал на море).